Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Звезды7 мая 2008 22:00

Как защищали Родину отец Шевчука и дед Авербуха

Накануне 63-й годовщины Победы о своих родных фронтовиках рассказывают их знаменитые потомки

Юрий ШЕВЧУК: «Мой папа горел в танке»

Отец лидера группы «ДДТ» Юлиан Сосфенович воевал на нескольких фронтах и заслужил множество орденов и медалей.

- Мой папа был и разведчиком, и в танке горел. Прошел чуть ли не через все фронты, множество раз бывал ранен. В 1944-м, когда он был старшиной 338-го истребительного противотанкового полка, получил тяжелейшую контузию. Закончил войну в Вене. Однажды он поднялся со мной на сцену после концерта в Уфе и на вопрос, как вам это понравилось, ответил: «Как на танке до Берлина!» Для меня нет более лестного отзыва о моем творчестве. Его любимой песней была фронтовая «Эх, дороги», и я записал ее в память об отце.

Отец не так много рассказывал сыну о войне, больше отделывался байками. Например, о том, как он обменял запасную гимнастерку на кусок технического маргарина. Съели солдатики маргарин без хлеба и стали мучиться животами. Поезд с солдатами едет на фронт, девушки машут платочками, а солдатики - с голыми задами...

Брат Ивана Краско сбежал на фронт в 16 лет

- Все мои три старших брата воевали, - рассказывает актер Иван Краско. - Самый старший, Володя, погиб под Сталинградом в первый же день штурма. Я вот сейчас рассказываю и понимаю, что ему было всего двадцать лет. Второй брат, Николай, младше Володи на два года, был разведчиком на фронте с 18 лет. Получил контузию.

А третий, Василий, удрал на фронт в шестнадцать! Мы жили в Вартемяках, и там стоял полк, к которому Вася и прибился. Стал настоящим сыном полка. С этим полком он и дошел до Кенигсберга. А я самый младший, поэтому стал морским офицером уже после войны. Помню, как Коля показал мне орден Красной Звезды, и говорит: «Хочешь поносить?» А я ответил: «Не имею права».

«Красноармеец Шемякин, 9 лет, кавалерист»

Отец знаменитого художника Михаила Шемякина начал свою службу с девяти лет, а в тринадцать уже командовал взводом.

- Мой отец прошел две войны - гражданскую и Великую Отечественную, - рассказывает Михаил Шемякин. - У меня есть документы, в них так и написано: «Красноармеец Михаил Петрович Шемякин, 9 лет, кавалерист». Он начал служить под началом будущего маршала Жукова, который тогда был еще комбригом, и от Жукова и получил шесть боевых орденов Красного Знамени, два из них - в гражданскую, остальные - в Великую Отечественную. Кстати, первый из орденов он получил в 13 лет. Сейчас эти награды хранятся в Музее армии в Москве.

На фронте отец художника познакомился со своей будущей женой, актрисой Юлией Предтеченской. Два с половиной года она прослужила в кавалерийском полку полковника Шемякина, за участие в боях получила боевые ордена и медали. Там, на фронте, и был зачат гениальный художник.

Илья АВЕРБУХ: «Дед был хирургом, но медали у него - «За отвагу»

- Мой дедушка Марк Львович прошел всю войну: служил в танковой части и с ней дошел до Кенигсберга. Дед был военным хирургом. К сожалению, его уже нет в живых, но все награды хранятся у меня дома. Их много, но большинство - «За отвагу».

Я понимаю, что для наших детей 9 Мая, наверное, будет таким же далеким, как для нас победа России над Наполеоном в 1812 году. Хотя это зависит от нас. Моему сыну Мартину всего четыре, но уже сейчас я стараюсь объяснить ему, что значит для меня и для него День Победы.

ЭХО ВОЙНЫ

Дед Шнура был шофером на Дороге жизни

Когда три года назад на санкт-петербургском канале снимали документальный фильм про битву за Ленинград, лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров сам позвонил на студию и предложил себя в качестве ведущего. Шнур давно разыскивал следы своего деда, вывозившего из блокадного города жителей по льду Ладожского озера. Автор идеи, известный питерский историк Лев Лурье, и режиссер Леонид Маляров согласились. Со съемочной бригадой музыкант исколесил места, где шли ожесточенные бои: Псков, Тихвин, Гатчину, Лугу, Волхов, Шлиссельбург, Лемболово, Сестрорецк, Выборг. В марте было холодно, но Сергей отказался согреваться спиртным, и на время съемок сам для себя установил «сухой закон». Повезло Шнурову в архиве города Подольска. Именно там он нашел единственную фотографию деда, Павла Денисовича Шнурова, который был водителем на Дороге жизни и погиб на ней же.

У Аллы Пугачевой на фронт ушли мама и отец

Борис Михайлович Пугачев с первых дней оказался на фронте в разведке и потом с удовольствием рассказывал невероятные истории, что приключались с ним на войне. За это балагурство супруга иногда называла его «Василием Теркиным». На фронте отец певицы потерял правый глаз: во время уличного боя пуля попала в стену рядом, отколов кусок кирпича, который отлетел в голову разведчика. «Хорошо, что камешек, а не сама пуля», - шутил Борис Михайлович.

Мама Пугачевой Зинаида Архиповна была родом из городка Березняки Пермской области. Оттуда 20-летняя Зина и ушла на фронт, став бойцом противовоздушной обороны. За хороший голос ее взяли в концертную бригаду, которая в грузовичке разъезжала по дивизиям «поднимать боевой дух Красной Армии».

Диана Арбенина, Ночные Снайперы

Слава Богу, в войну у нас никто не погиб. Мамин отец, Анисим Федорович, в то время был военным доктором, майором. Награжден двумя орденами Красного Знамени и орденом Отечественной войны II степени. Дед Василий Васильевич, его уже нет в живых, подполковник артиллерии в отставке, воевал с 39-го года и закончил войну в Берлине. Среди его наград — три ордена Отечественной войны II и I степени, два ордена Красной Звезды, медали «За взятие Варшавы», «За взятие Берлина», «За отвагу», «За боевые заслуги». Бабушка Ксения Яковлевна — она жива, слава богу, сражалась с 41-го по 46-й год в регулярной армии, была лейтенантом интендантской службы, среди ее наград — орден Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени. Она тоже закончила войну в Берлине, а мой отчим в связи с этим родился в Германии и до сих пор не выговаривает букву «р», потому что первый язык у него был немецкий. Еще одну бабушку, Софью Семеновну, трижды водили на расстрел во время войны, и трижды она оставалась жива.

Владимир Кристовский, "Uma2rman"

«Наш с Сергеем дед, Владимир Котиков, был военным летчиком и конструктором на авиационном заводе. Меня, кстати, в честь него назвали. Во время войны был в самолете Ил-2 пулеметчиком. На войне его сильно ранило осколком снаряда в ногу, но, не смотря на это, он прожил до 82-х лет. Мы им очень гордимся, это был настоящий человек.

Тина КАНДЕЛАКИ, телеведущая:

"В нашей семье воевали дедушка с бабушкой. Мы всегда отмечаем с мужем Андреем и детьми очень пышно праздник 9 мая.

Это самый главный праздник для нашей страны. Самое главное, чтобы наши детишки понимали всю значимость и важность дня победы. Мы с мужем стараемся прививать нашим Леонтию и Мелание любовь к этому дню. Они уже понимают, что благодаря нашим предкам мы сегодня живет в мире. Ведь 9 мая, этот знаменательный день, перевернул весь исход истории нашей страны".

Дедушка Татьяны Булановой привез жене платье из Берлина

- Мой дедушка, Леонтьев Павел Дмитриевич, дошел до Берлина рядовым пехоты, - рассказывает певица Татьяна Буланова. - Сама я дедушку почти не застала: он умер, когда мне было пять лет. Но по рассказам мамы я знаю, что он привез из Германии много трофейных гостинцев: какое-то пальто, платье моей маме, еще какие-то забавные вещи. К сожалению, ничего этого не сохранилось, а фото дедушки залило водой на даче…

Еще мама рассказывала, как она ходила с папой, моим дедушкой, в сквер перед Пушкинским театром, на встречу с однополчанами. Это было невозможно наблюдать без слез. Кстати, когда началась блокада и дедушка еще был поблизости, он приходил и отдавал дочери (моей маме) свой паек. А когда она спрашивала: «А ты не хочешь?» - отвечал: «Я уже поел, не хочу». И только потом мама поняла, что он оставался голодным.

Сергей ЛУКЬЯНЕНКО, писатель:

- Мой отец, Василий Тимофеевич, родился в 1935-м году, так что сам участия в военных действиях не принимал. Лет в семь-восемь, когда война была в самом разгаре, он был в аккупации в Полтаве. Его воспоминания о том времени, конечно, не самые веселые – зимой вдоль дорог стояли замерзшие трупы, как обычный атрибут того времени. Эта история ему надолго врезалась в память.