Премия Рунета-2020
Мурманск
-1°
Boom metrics
Звезды13 мая 2008 10:45

Евгений Евтушенко: Благодаря мне в СССР стали производить баночное пиво

75-летний поэт рассказал о секрете молодости, жене и увлечении Земфирой
Сергей АНДРЕЕВ

На встрече с журналистами перед выступлением в Мурманском областном драмтеатре Евтушенко излучал радость и дружелюбие. А когда к нему подошла одна из местных поклонниц, поэт воскликнул:

- Я знаю вас и ваши стихи, Ольга Мартова! – Евгений Александрович вскочил и горячо поцеловал руку мурманчанке, приняв от нее стихи.

Несмотря на почтенный возраст, Евтушенко продолжает неугомонно путешествовать по миру, страстно выступать, вести переписку с начинающими поэтами и жадно общаться. Поговорили с поэтом и мы.

Если бы не читал стихи, умер

- В чем секрет молодости и вашей энергии?

- В любви к людям. Когда читаешь стихи, видишь, как они проникают в души слушателей. Меня бы уже, наверное, не было, если бы я не читал стихи. Отдаешь, конечно, энергию, но и получаешь сколько!

- Многие обвиняют вас в страсти к перемене мест.

- Я не отрываюсь от своих корней, помню, что я – россиянин. А кроме этого и то, что родился в СССР. У меня друзья во всех республиках бывшего Союза. Поэт должен быть как дерево, корнями уходя глубоко в свою родную землю, и только тогда он сможет обнять своими ветвями воздух всего человечества. Но я против почвенничества, потому что это ограничивает. Я за глобализм, но не за всесилие корпораций, которые пытаются диктовать экономические условия. Я за духовный глобализм. Писатели, которые занимаются только локальными интересами, так же как и те, кто интересуется только глобальными вещами, не могут быть настоящими писателями.

Произошло «обеспоэтивание» России

- У вас нет ностальгии по шестидесятым?

- А почему я должен тосковать по этим годам? Я сам живые шестидесятые! Сейчас нет таких встреч, как были тогда в Политехническом. Люди отвыкли от поэзии, потому что сейчас мало тех, кто готов организовывать выступления, подобные тому, с которым я приехал в Мурманск. Накануне я был в Уренгое и Югорске. Они в первый раз за 30 лет видели живого поэта, хотя регионы богатые. Люди принимали замечательно и не отпускали. Да и в Мурманске я впервые – не приглашали. Произошло обескультуривание России в целом и «обеспоэтивание» в частности. В нашей стране нет ни одной организации, которая бы устраивала встречи читателей и писателей. А в Америке 50 лекционных бюро, работа которых основывается на нашем советском опыте!

Как ни странно, с появлением Интернета люди стали меньше читать, хотя, казалось бы, появился безграничный источник знаний. Я преподаю в американском университете в Оклахоме. Студенты у меня хорошие. Но они кроме того, что им задают в школьной программе, почти ничего не читают. Это общая проблема: и у нас, и во всем мире. Идет серьезная компьютеризация сознания. Я был недавно в двух московских институтах и задал студентам вопрос, кто читал Габриеля Гарсия Маркеса, которого я считаю прозаиком номер один в мире. Поднялись лишь две робкие руки.

- В эти дни празднуется Победа. Чем для вас явилась война?

- Война – великое горе народное и всечеловеческое. Вот что бывает, если у людей есть общая цель, какие горы можно своротить. И это несмотря на чудовищные преступления Сталина. И я не понимаю людей, которые носят его портреты. Накликивают нового Сталина что ли? Они забыли, что он натворил с нашей страной!

Благодаря войне появилась мощная плеяда поэтов, которые войдут в сокровищницу русской поэзии. А если взять другие сферы: это и Сахаров, и Гагарин, и Ландау, и даже Высоцкий. Все они чуть-чуть застали, почувствовали, что такое война.

Поэтому борьба с бездуховностью сегодня тоже должна превратиться в национальную войну, когда мы плечом к плечу будем сражаться с бескультурьем. А что сейчас? Почему у нас не появляются молодые поэты? Как они не смогли написать ничего толкового ни о войне в Афганистане, ни о войне в Чечне, которые унесли столько жизней? А фронтовик Юрий Левитанский, получая Государственную премию, открыто выступил с заявлением остановить войну в Чечне.

Бродский - порождение коммунальных кухонь

- Как вы относитесь к критике? В частности, высказываниям Бродского?

- Он никогда не станет национальным поэтом. Он никогда не страдал за политику в отличие от сидящего перед вами человека. Бродский - порождение советских коммунальных кухонь, толкотни в трамваях. Из тех людей, кто страшно закомплексован, кто подозревает всех. Ведь он был освобожден по моему письму. Он должен был быть благодарен мне и журналистке Фриде Вигдоровой, которая застенографировала процесс над ним и передала записи для публикации на Западе. Ведь ее исключили за это отовсюду, она умерла забытой, а Бродский стал Нобелевским лауреатом. Но он никогда и нигде не сказал о ней доброго слова, лишь фразу: «Это был ее журналистский долг». Это сказал мужчина, гуманист, воспитанный на идеалах XIX века. Таких людей унижает необходимость быть кому-то благодарным.

Земфира ближе, чем батальон попсы

- Ваша супруга тоже любит все яркое, ведь она моложе вас почти на 30 лет?

- Моя жена совсем другая, чем я. Она одевается скромно. Я ей даже перестал дарить одежду. Она принимает от меня подарки, но тут же откладывает их или дарит своим подругам. Мне очень повезло, что она не фанатеет от моих стихов, а вносит иронию и такт в мою жизнь.

- А как вы к современной эстраде относитесь?

- Я отравлен этими новогодними страшными передачами и шоу вроде «Две звезды». Я пытался послушать Земфиру. Мне не особо понравилось. А когда сходил на ее концерт, знаете, я увидел девчонку, вырвавшуюся с вокзалов, из бараков, которая хочет быть собой, что-то сказать. Такая озорная и мятежная, что мне очень нравится в людях. Захватила меня. Она мне ближе, чем батальон нашей попсы. Я о ней пишу стихотворение. Меня удивляют разные люди. Например, я считал себя лучшим на всем белом свете. Но в Уренгое в ресторане «Северная надбавка», названном в честь моей поэмы, встретил женщину - гения барменского искусства. Кстати, из-за этой поэмы в СССР впервые стали выпускать баночное пиво. В 1975 году, через год после публикации «Северной надбавки», вышло постановление правительства, по которому закупили на Западе оборудование для производства баночного пива. Но когда закончилась иностранная жесть, решили запустить в производство советскую. Из-за нее полетели станки, а потом их разворовали. Но я успел тогда попробовать этого пива. Неплохое…

ИЗ ДОСЬЕ

- Евгений ЕВТУШЕНКО родился в 1932 году на станции Зима.- Автор множества книг стихов, переведенных на 72 языка мира.- Исполнил роль Циолковского в фильме Саввы Кулиша «Взлет».- Как режиссер снял фильмы «Детский сад» и «Похороны Сталина».- Объездил 96 стран.- Лауреат множества литературных премий.- Был четырежды женат (в числе жен – поэтесса Белла Ахмадуллина и гражданка Англии).- Отец пятерых сыновей.

КСТАТИМурманчане угостили мэтра антарктической рыбкой

После концерта в драмтеатре Евгений Евтушенко планировал в гостиничном номере сесть за написание колонки, которая каждую пятницу выходит в одной из российских газет. Но из-за настойчивости мурманчан попасть в отель ему удалось лишь в третьем часу ночи. После представления мэтра пригласили побеседовать с любителями поэзии в ассоциацию творческих союзов.

- Он хоть и был утомлен выступлением, но все же несколько часов уделил общению с нами, - говорит председатель ассоциации Борис Блинов. – Мы его угостили копченым клыкачом. Евтушенко поначалу обрадовался: «О! Это и есть ваш знаменитый палтус?». Тогда мы ему объяснили, что эту рыбу ловят в море Росса близ Антарктиды с глубины 800 метров. Поэт очень этому удивился.