Премия Рунета-2020
Краснодар
+13°
Boom metrics
Общество27 июня 2008 8:43

ОАО «Туапсинский судоремонтный завод»: преодолевая трудности, идти к намеченной цели

Источник:kp.ru

Туапсинский судоремонтный завод вырос из обычных ремонтных мастерских. В 1934 году ему был присвоен статус судоремонтного завода. С тех пор и поныне это является его основной деятельностью. В годы военного лихолетья он не избежал бомбежек, но все же ремонтировал военные корабли и даже выпускал снаряды. После вынужденной эвакуации прошел сложный период восстановления, а уже в 50-е годы началось развитие завода. Все этапы славной истории предприятия представлены в заводском музее. Но в последнее время его работники очень обеспокоены: не уйдет ли в историю и сам завод. Слухи ходят самые невероятные, они даже просочились в Интернет. Так быть или не быть в Туапсе судоремонтному заводу?

Лить или не лить - вот в чем вопрос

- Слухи о закрытии завода сильно преувеличены, - сразу сказал генеральный директор ОАО «Туапсинский судоремонтный завод» Валерий МЯКИШЕВ. - Наоборот, буквально пару месяцев назад совет директоров рассмотрел и принципиально одобрил концепцию развития предприятия на 2008-2014 годы. Она предусматривает солидные денежные вложения. Поэтому не то, что о закрытии, даже о перепрофилировании завода речь не идет.

Дымком, скорее всего, запахло из-за приостановки весной этого года литейного цеха, который до этого в течение многих лет в буквальном смысле изрядно дымил и едкими выбросами портил жизнь близлежащих жилых кварталов. Грозные предписания контролирующих органов копились прежним руководством с 2003 года, а в 2005-м истек срок разрешения на предельно допустимые выбросы в окружающую среду. Сейчас к таким предприятиям вообще спрос ужесточился, они должны быть оборудованы системой очистки, позволяющей улавливать до 99 процентов вредных веществ.

Стоимость реконструкции только вентиляционной системы в ценах 2006 года составляет 18 млн. рублей. К тому же в самом литейном цехе износ оборудования составляет 100 процентов. Рост цен на электроэнергию на 10 процентов с начала этого года и металлолом (в три раза за последние полгода!) сделали и до того малорентабельное производство совершенно убыточным. Незначительное повышение цены на продукцию производства привело к тому, что основные зарубежные заказчики, покупавшие прежде до 80 процентов продукции, прекратили ее заказывать.

Таким образом, предприятие встало перед дилеммой: вкладывать огромные средства в заведомо бесперспективное производство или закрыть его? К тому же к основной деятельности завода - судоремонту - литейка никакого отношения не имеет. Совокупность всех этих внутренних и внешних факторов привела к тому, что было принято решение о вынужденной остановке литейного цеха.

- Копия этого приказа с соответствующим комментарием и появилась на сайте одного из СМИ, - рассказывает Валерий Евгеньевич. - Туда же приписали и кузнечный участок. Это не так, поскольку этот участок как раз в основном стабильно работает, выпуская продукцию, необходимую для ремонта судов, и никто закрывать его не собирается. Обидно, что такие спекуляции негативно настраивают людей.

В налоговые нарушители - поневоле

К сожалению, есть у предприятия проблемы, которые просто так не развеешь. С некоторых пор его записали в нарушители и налогового законодательства. Дело в том, что завод с 2002 года имел льготу по НДС: дело-то он делает для страны архиважное - ремонт военных судов Черноморского флота. Вот и были для таких производств предусмотрены послабления, закрепленные специальной статьей в налоговом законодательстве, а работники налоговых органов сами настоятельно рекомендовали этим воспользоваться, подтверждая право на льготу. А теперь вот признали, что пользовался завод такой льготой необоснованно.

В прошлом году со счета предприятия списали 13,5 млн. рублей. Это серьезно подорвало экономику завода. Чтобы закончить ремонт кораблей по госзаказу, пришлось брать кредит. Удержались. Но самое страшное, что налоговики собираются взыскать с завода доначисленные суммы того же налога за три последних года, а это ни много ни мало 38 млн. рублей. Если учесть, что необходимый для осуществления текущей деятельности объем поступлений по судоремонту составляет около 17-18 млн. рублей в месяц, это равносильно банкротству предприятия.

Судебные разбирательства пока успехом не увенчались, хотя интересы туапсинских судоремонтников отстаивают квалифицированные адвокаты известной в стране компании. В таком же положении оказались все предприятия отрасли, поэтому ассоциация судоремонтных заводов обратилась в Совет Федерации. Там ее поддержали, и в мае состоялось заседание бюджетного комитета, на котором присутствовали представители судоремонтных заводов страны. При первом же рассмотрении этого вопроса большинством голосов было принято решение о внесении поправок в налоговый кодекс.

Этот вопрос предполагается рассмотреть и в Государственной Думе, где судоремонтников поддерживает депутат от Краснодарского края и руководитель Комиссии по транспорту Сергей Шишкарев. Так что остается надеяться, что совместными усилиями не то что туапсинский завод, а судоремонтную отрасль страны удастся сохранить. Вопрос сейчас стоит именно так.

Старая закалка помогает и сейчас

Вообще-то туапсинским судоремонтникам не впервой различные трудности переживать. Достаточно вспомнить сложные 90-е годы, когда наметилась тенденция перехода коммерческих судов под иностранные флаги. Завод фактически остался без заказов, и остро стал вопрос о его переориентации. Так от ремонта «малого» танкерного флота типа «СПЛИТ» и «КАЗБЕК» предприятие перешло к совершенно новому для него ремонту кораблей Военно-морского флота и береговой охраны ФСБ России. Государственный заказ составляет 80 процентов в общем объеме услуг судоремонта. Ежегодный почетный заказ - профилактический ремонт яхты Президента России.

Сейчас сложились условия, позволяющие заводу восстановить утраченные было позиции па рынке ремонта коммерческиx судов, причем несмотря на присутствие в регионе Черного моря значительного числа судоремонтных предприятий, включая украинские и турецкие.

Во-первых, судовладельцы отказались от краткосрочного использования судов с последующей их заменой из-за высокой ставки фрахта, сейчас они с большим предпочтением используют суда значительного возраста, соблюдая рациональный эксплуатационно-ремонтный цикл. Во-вторых, судостроительные заводы стали больше заниматься постройкой морских судов и все чаще отказываются от судоремонтов. В-третьих, после привязки экономики Турции к «зоне» евро, цены на судоремонт здесь в среднем возросли на 20 процентов, что заставляет судовладельцев искать более выгодные предложения по цене, качеству и срокам ремонта.

Если говорить о Туапсинском судоремонтном заводе, то он выигрывает еще и тем, что находится в незамерзающей бухте, что способствует привлечению в зимний период судов компаний, традиционно ремонтирующихся на предприятиях, расположенных на Азовском побережье и в Ростове-на-Дону.

Модернизация - веление времени

Чтобы выигрышно воспользоваться благоприятной ситуацией, предприятию жизненно необходима модернизация судоремонтного производства. И такая программа развития недавно была разработана. Она подразумевает прежде всего обновление основных фондов завода. На эти цели предусматривается направить 28,5 млн. рублей.

Так, предполагается провести углубление котлована плавучего дока и ремонт его металлоконструкций, дноуглубительные работы в акватории и ремонт причалов, модернизацию кранового хозяйства и ремонт подкрановых путей. Кроме этого, практически до мелочей расписано переоснащение выработавшего свой ресурс технологического оборудования и средств малой механизации, на что дополнительно требуется почти 27 млн. рублей. Нe обойтись и без оптимизации структуры производства, усовершенствования ценообразования и развития инжиниринга, стабилизации трудовых ресурсов.

- Чтобы приступить к реализации этой программы, планируется продать Туапсинскому торговому порту объекты, числящиеся на балансе предприятия, которые уже длительное время не используются в основной деятельности завода, - поясняет Валерий Мякишев. - Это крановые и железнодорожные пути, часть асфальтобетонного покрытия. Мы и сейчас сдаем их в аренду портовикам. Вырученные средства пойдут на финансирование ремонта причалов и восстановления основных фондов.

Справка «КП»

ОАО «Туапсинский судоремонтный завод» располагает причалами обшей длиной 756 метров, плавучим доком подъемной силой 15 тысяч тонн, плавкраном грузоподъемностью до 100 тонн и шестью портальными кранами, буксиром, компрессорной и кислородной станциями. За предприятием закреплена территория в 14 тысяч квадратных метров. На заводе трудится около 700 человек.