Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество24 июля 2008 22:00

Радован Караджич - спецкору «Комсомолки»: «Бог знает, что мы правы»

Экс-президент боснийских сербов, которого Белград собирается передать Гаагскому трибуналу, дал интервью «КП» 15 лет назад прямо на боевых позициях под Сараево [видео]
1993 год. Спецкор «КП» Дарья Асламова и Радован Караджич накануне боя за город Сараево.

1993 год. Спецкор «КП» Дарья Асламова и Радован Караджич накануне боя за город Сараево.

English version: Radovan Karadzic to KP special correspondent: "God know we're right"

Мой первый в жизни диктофон я получила в подарок от лидера боснийских сербов, а ныне военного преступника Радована Караджича. Дело было в Пале, в пригороде Сараево, в мае 1993-го, в самый разгар сербско-боснийской войны. История с диктофоном, в сущности, чистый анекдот. Поздно вечером я ожидала интервью в приемной Караджича. Выскочила на пять минут покурить и, вернувшись, обнаружила, что кто-то стащил со стола диктофон, который мне одолжил коллега с местного радио. Я подняла страшный крик: «Вас тут 20 человек охраны, и на ваших глазах стащили диктофон! Какая же вы после этого охрана?» Я так вопила, что на крик вышел Караджич. Ему объяснили, что случилось. Он разгневался и велел: «Найдите диктофон!» Я предложила всех собрать и обыскать. Целый час охранники и лично сын Караджича обыскивали всех присутствовавших, но диктофона не нашли. Когда в час ночи я вошла в кабинет Караджича, он был крайне смущен. «Чай или кофе?» - предложил президент. «Да какой уж тут чай в час ночи! - сказала я. - Может быть, что-нибудь покрепче?» Он рассмеялся и достал бутылку хорошего французского вина. Мы выпили, и Караджич протянул мне маленький японский диктофон: «Я хочу уладить этот инцидент. Примите, пожалуйста, от меня подарок на память». «Не могу, - возразила я. - Пропавший диктофон принадлежал корреспонденту вашего радио». «Я все улажу. Мне бы хотелось, чтобы мой диктофон остался у вас».

А на следующее утро я в бронежилете и каске отправилась в мусульманскую часть Сараево в машине ООН. Сербы «мочили» блокадный Сараево немилосердно. У них была крайне выгодная позиция: город лежит на дне, окруженный горами. Заперев мусульман в ловушку, они прямо с гор поливали огнем беззащитный город.

Диктофон Караджича странствовал со мной по миру много лет, а потом сгинул на одной из войн. Интервью с Караджичем так и не было опубликовано (Россия в то время интересовалась только собственными проблемами). Часть этого интервью актуальна именно сейчас, когда Караджич в тюрьме:

«- Какие ошибки, по-вашему, вы допустили на посту президента?

- Крупная ошибка - это плохая пропаганда. Мир настроен против нас. Из гордости, из стремления не унижать себя оправданиями мы допустили, что мир смотрит на сербов, как на воплощение зла. Это несправедливо.

- Мне кажется, в этом виновато знаменитое сербское упрямство.

- Может, и так. Мы всегда склонны надеяться, что все уладится само собой. Я люблю анекдот про английского короля Генриха Восьмого, у которого было шесть жен. Он приказал казнить придворного из-за какой-то мелкой провинности. Несчастный упал на колени и обратился к повелителю: «Мой государь! Если вы оставите меня в живых, я за год научу вашего коня разговаривать». Король рассмеялся и велел отвести ловкача на конюшню. Удивленные друзья спросили придворного: «Как же ты научишь коня разговаривать?» «Пустяки, - ответил тот. - За год король может умереть, я могу умереть, а может быть, и конь заговорит».

- По профессии вы психиатр. Помогает ли это в политике?

- Прежде всего знание законов психики помогает мне держать себя в хорошей форме. Я вынослив и физически, и морально, могу работать по двадцать часов в сутки. Как психиатр могу сказать, что закон, применимый к отдельной человеческой личности, - оставайся в одиночестве и ты станешь зрелым человеком - распространяется и на целый народ. Вынужденная изоляция народа или сломает его, если он духовно ничтожен, или возвысит, если он того стоит. Сербы сейчас одиноки, но это даст им духовную зрелость и мудрость. Бог знает, что мы правы».

Спустя 15 лет я с горечью убеждаюсь - то, чего опасался Караджич, свершилось. Изоляция сломала сербов и толкнула их на непоправимое: на сдачу СВОИХ. Вопрос не в том, правы ли СВОИ. Это дело десятое. Проблема в том, что СВОИХ могут судить только СВОИ. Когда нация отдает на поругание ЧУЖИМ своих героев, она перестает быть нацией и становится всего лишь народностью. Жалким придатком большинства. На своем личном сайте Караджич под именем доктора Драгана Дабича написал любимое изречение китайских мудрецов: «Тот, кто сдает своих, роет две могилы. Одну для себя».

English version: Radovan Karadzic to KP special correspondent: "God know we're right" Дарья Асламова ждет ваших откликов на нашем сайте.