Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+4°
Boom metrics
Происшествия14 августа 2008 22:00

«Невский экспресс» год спустя: поезд подорвал русский террорист

Главный организатор Павел Косолапов также причастен к взрывам в Подмосковье
Источник:kp.ru

13 августа 2007 года в 21.38 возле деревни Бурга под Малой Вишерой был подорван поезд № 166, следовавший маршрутом Москва - Санкт-Петербург. Только благодаря случайности и умелым действиям машинистов тогда никто не погиб, количество же пострадавших в этой мясорубке - полторы сотни человек. На сайте kp.ru вы найдете десятки статей на эту тему.

Первым делом все подумали на чеченцев. Почти сразу после взрыва ответственность за теракт взяла на себя «виртуальная» бригада шахидов «Риядус Салихийн». Поэтому следователи и начали обыски в домах местных чеченцев, проживающих недалеко от Малой Вишеры. Через несколько дней был арестован первый подозреваемый - Хасан Дидигов. Целый месяц его держали в новгородском СИЗО, но потом следователи все-таки согласились с тем, что молодой чеченец не виноват. Правда, из изолятора его не выпустили, предъявив обвинения по старым уголовным делам. Через полгода суд приговорит Дидигова к 6 годам за грабеж, правда, к «Невскому экспрессу» это уже не будет иметь никакого отношения.

Но все эти усилия так ни к чему не привели. И уже через месяц на первый план вышли их соседи - ингуши. Братьев Макшарипа и Амирхана Хидриевых задержали по месту жительства - в Ингушетии. Вскоре им предъявили официальное обвинение в терроризме. В декабре к двум ингушам присоединился третий - Саланбек Дзахкиев. Его тоже арестовали на родине и препроводили в Великий Новгород.

Еще в октябре прошлого года появилась информация, что также к взрыву причастен объявленный в федеральный розыск русский ваххабит Павел Косолапов. Уроженец Волгограда, принявший ислам, много лет входил в банду Шамиля Басаева. Его уже давно обвиняют в целом ряде террористических актов на территории России. Оперативники еще тогда намекали на связь теракта на железной дороге со взрывами в Подмосковье, к которым причастность «русского Бен Ладена» уже доказана. Но подтвердить официально эту информацию следователи отказывались.

И вот спустя год подтвердилось, что Косолапов - главный организатор взрыва. А трое ингушей ему помогали. Правда, как выяснилось позднее, Амирхан Хидриев не знал о том, кому и зачем он помогает, поэтому он единственный из этой троицы проходит по делу как свидетель.

А сама подготовка теракта осуществлялась так. Дзахкиев купил в Москве 9 кг гексогена, который Амирхан и привез в Малую Вишеру. Косолапов сам выбрал место - мост над речкой возле деревни Бурга: толком не охраняется, есть хорошие пути для отхода. Вместе с Дзахкиевым они собрали бомбу прямо на месте. По расчетам Косолапова состав должен был рухнуть вместе с пассажирами прямо с моста. А это значит огромное количество раненых и погибших! Однако поезд шел в тот вечер на очень большой скорости и попросту проскочил вместе с вагонами место взрыва.

Сейчас с 60 томами уголовного дела знакомятся все участники тех событий - и потерпевшие, и те, кто готовил теракт. Дело движется к суду над двумя ингушами - Саланбеком Дзахкиевым и Макшарипом Хидриевым. Косолапова пока поймать не могут. Он уже четыре года находится в федеральном розыске.

ДОСЬЕ «КП»

Павел Павлович Косолапов

Родился на хуторе Большой в Серафимовическом районе Волгоградской области. В 90-х годах прошлого века поступил в военное училище Ростовской области. Отчислен за нарушение режима.

Вернувшись на хутор, познакомился с представителями местной чеченской диаспоры. Уехал с ними в Чечню. Там Косолапов прошел обучение в лагерях арабских полевых командиров, принял ислам и начал воевать против федеральных сил. После войны вошел в группу Шамиля Басаева для совершения террористических актов на территории России.

Подозревается в терактах:

- взрыв на рынке Самары в марте 2004 года (11 погибших и 71 раненый)

- взрыв в вагоне столичного метро 6 февраля 2004 года (42 убитых и 250 раненых)

- подрывы газопроводов около подмосковных Чехова, Подольска и Бронниц в феврале 2004 года

- подрыв опор ЛЭП у Симферопольского шоссе 15 марта 2004 года

- подрыв поезда «Невский экспресс» 13 августа 2007 года.