2018-02-21T17:42:01+03:00

Байки ко Дню учителя

По просьбе «Комсомолки» известные ростовские личности вспомнили истории из своей школьной жизни
Изменить размер текста:

5 октября - День учителя. По традиции, накануне этого профессионального праздника в Ростове чествуют лучших педагогов. А «Комсомолка» решила предоставить слово бывшим ученикам. Сегодня мы публикуем воспоминания известных ростовчан об их школьной жизни и первых учителях. С праздником, педагоги!

«Старшеклассники в наказание снимали с нас ремни»

Иван Кононов, поэт, композитор, автор песни «Левый берег Дона»:

- В первый класс я пошел в 1961 году, в школу на Верхненольной, номер, по-моему, 11. Мою первую учительницу звали Валентина Константиновна (фамилию не помню). Член Совета Федерации Валентина Александровна Петренко, когда мы с ней вспоминали школьные годы, сказала, что она тоже училась у Валентины Константиновны, и что ее тяга к длинным юбкам и платьям во многом - от учительницы.

Мы ходили в форме, похожей на военную, с настоящими ремнями с бляхами, которыми подпоясывали что-то наподобие гимнастерки.

Самое неприятное наказание за плохое поведение на перемене заключалось в том, что дежурный-старшекласник снимал с тебя ремень и отдавал его учителю.

Меня так однажды наказали за то, что я съехал верхом по перилам, ощущение позора от снятого ремня я запомнил на всю жизнь.

Еще мы убегали с уроков на репетиции военных парадов на Театральную площадь, которая была рядом. Театр, кстати, еще был в то время не до конца отремонтирован после войны, и часть стен была со следами бомбежек. Проходили у нас в школе выездные спектакли Театра кукол. Помню, в первый раз я посмотрел «Сказку о потерянном времени». А во второй класс я пошел уже в школу в Подмосковье, оторвавшись от опеки бабушки. Меня там быстро научили и сквернословить, и бычки собирать, и покуривать. Хотя курить я так и не стал.

«Подкупить школьную охрану проще простого»

- Мой первый учитель - Арькова Альбина Александровна - классный руководитель в прямом и в переносном смыслах! Это великолепный человек, прекрасный педагог, профессионал в своей сфере. Начальную школу с 1-го по 5-й классы под ее руководством я закончила исключительно на «отлично».

Школьные годы - период интенсивного развития личности, в котором окружение играет очень важную роль. Одноклассники научили меня выстраивать правильные отношения, а учителя, в свою очередь - максимально эффективно распоряжаться каждой минутой, подаренной нам богом.

Ни один день обучения в школе не проходил без забавных случаев. Однажды, на одном из уроков мне и моей однокласснице очень захотелось газировки. Недолго думая, мы спросили учителя, можно ли выйти. В то время официально было запрещено покидать здание школы во время учебного процесса, и при входе стояла охрана. Я предложила охраннику сделку: он нас выпускает, а взамен получает что-нибудь вкусное. В итоге все остались довольны: мы - газировкой, а охрана - шоколадным печеньем!

«Учитель музыки просил меня громко не петь»

Виолетта Вайтекунене, модельер:

- Мою первую учительницу звали Лидия Александровна. Она была необыкновенная: со своей методикой обучения, поэтому в школу я ходила с удовольствием и была отличницей. В классе нас таких было несколько, и нам по субботам она давала несколько тетрадей наших одноклассников - на проверку. Мы сами искали ошибки и ставили оценки. В душе я важничала и представляла себя учителем.

Все было замечательно, но вот поведение у меня иногда оставляло желать лучшего. Один раз я подралась с девочкой за то, что она оскорбила мою подругу. А на уроках я любила пообсуждать с одноклассницами разные разности, ответить мальчикам на дерганье за косички. Раз, помню, была удалена из класса за то, что на уроке стала обсуждать, кто у меня на перемене взял из парты куклу со всем ее гардеробом.А как я в школу собиралась!

Тогда еще носили школьную форму, и мама разрешала мне носить платье в пределах разумной длины. Но каждый раз после выхода из дома я поднимала юбку очень высоко, закрепляя поясом и меняла прическу: если это были две косы, то делала одну, и наоборот. На наряды для школьных вечеринок я иногда пускала в ход кусочки ткани, которые отрезала от длинных занавесок, и мне казалось, что мама этого не заметит. Однажды почикала мамино выходное платье, думая, что оно ей не нужно, так как она его редко надевала.

В школе я жутко любила урок музыки, и хотя у меня не было способностей к пению, я попросилась в школьный хор. Учитель, прослушав меня, разрешил выучивать слова и петь шепотом. Ставил меня в первые ряды, только просил громко не петь. Это были для меня настоящие праздники! Я выучивала слова и прибегала на репетиции раньше всех. Я вообще любила посещать все секции, которые только открывались в школе, да и не только в школе. Даже умудрилась поучиться играть на гитаре!

А в институте у меня в столе всегда были спицы и нитки: на лекциях я иногда усердно вязала. Так я лучше воспринимала информацию. Просто сидеть и слушать мне было скучно, и однажды это заметила преподаватель. Вызвала меня к доске и стала спрашивать, о чем она рассказывала. Я со страху все протараторила, да еще и выразила свое мнение - тогда она сказала подойти к ней после уроков. Я обомлела - думала, мне будет полный разгром.

А она сказала показать ей, что я вяжу. Увидев, попросила дать ей описание рисунка, так как оказалась сама заядлой вязальщицей и поставила мне две «пятерки» - одну за урок, другую за трудоспособность, но попросила больше такого не повторять. После этого мы с ней очень сдружились.

«Бить стекла и сбегать с уроков - обычные школьные дела»

- Помню, пару раз я стекла била в школе и несколько раз сбегала с уроков - все, как у обычных школьников! Своего первого учителя, точнее учительницу, помню очень хорошо.

Ее зовут Марина Петровна, с 1-го по 3-й класс она была у меня классным руководителем.

Часто меня ругала и даже иногда ставила в угол, так как я очень любила беседовать с подругами у нее на занятиях. Ну и, конечно, хвалила - без этого никак.

Педагоги учили меня, как и многих, знаниям, ответственности, трудолюбию, усидчивости. Одноклассники - хорошей, долгой, верной дружбе.

А школа научила регулярно вставать в 8.00 утра, не просыпать занятий, вести себя прилично на уроках. То есть, на самом деле, простым вещам: планировать свой день, ответственно подходить к любому делу, быть взрослой и отвечать за свои поступки.

«Благодаря первому учителю я сама стала педагогом»

- Мой педагогический стаж - 25 лет работы с дошкольниками, а профессию педагога я полюбила, когда училась в начальной школе. Мой первый учитель - Иван Петрович Беневский - был талантливейшим педагогом, знатоком своего дела. Со 2-го класса он стал обучать нас игре на струнных инструментах, а в 3-м классе мы уже выступали на местной сцене, потом стали ездить на районные смотры художественной самодеятельности, где неоднократно становились победителями.

Учитель развивал наши творческие способности через восприятие звуков, мы слушали себя и друг друга, наше творчество радовало людей. Потом, во время обучения в педагогическом училище, своей группой мы организовали ансамбль «Дружба». За хорошие выступления в училище, в городе и в области нас наградили бесплатной поездкой в Москву на зимние каникулы.

Я увидела все своими глазами: седой от инея Кремль, Красную площадь и Собор Василия Блаженного, великолепный Кремлевский Дворец съездов, павильоны ВДНХ, Останкино. Все увиденное поразило мое воображение. Потом об этом я рассказывала своим воспитанникам и видела в их глазах интерес!

«С учительницей биологии мы ходили в походы»

- Я часто вспоминаю своего классного руководителя Нину Алексеевну Чемерис, сумевшую открыть и развить во мне творческий потенциал.

Именно благодаря ей я запела в 9-м классе.

Причем, исполняла фрагмент из «Гусарской баллады», когда Шурочка в образе юного корнета, стоя на бочке в окружении гусаров, поет: «Прелестница младая, прощаюсь я с тобой, пусть пуля удалая прервет мой путь земной...».

Пела я и на четыре голоса «Тбилисо».

При ней я танцевала, читала стихи и даже в местном театре играла роль мальчишки в спектакле «Барабанщица».

А поскольку она была и учителем биологии, мы летом ходили всем классом в горы и с удовольствием знакомились с флорой и фауной. Если бы ее не было на моем пути, не знаю даже, что было бы...

КСТАТИ

В 2003 году в Матвеевом Кургане открыли памятник первой учительнице. На тот момент такая скульптура была единственной на юге России. Бронзовый памятник представляет собой женщину с книгой в руке, а рядом - первоклассник с букетом.

yulia@kprostov.ru

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также