Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Экономика15 декабря 2008 22:00

Исчезнет ли молоко с прилавков?

Завтра вступают в силу новые правила обозначения молочных продуктов
С 17 декабря объявления с новыми наименованиями продуктов и ценами мы увидим в каждом магазине.

С 17 декабря объявления с новыми наименованиями продуктов и ценами мы увидим в каждом магазине.

С 17 декабря ценители молока и йогуртов, по задумке правительства, должны узнать, что пьют на самом деле. В этот день вступает в силу новый технический регламент на молочные продукты. Молоко, произведенное из сухого молока, будет называться «молочным напитком». На пачке сливочного масла с растительными добавками увидим новый термин - «спред» (означает продукт из смеси растительных и молочных жиров). Так власти пытаются «отделить мух от котлет» - низкокачественные продукты от высококачественных. Но как это все скажется в конечном итоге на ассортименте молочных продуктов? Не опустеют ли полки? Не вырастут ли цены? «Комсомолка» вместе с экспертами попыталась ответить на эти и другие вопросы.

Зачем вводят новый техрегламент

Дело в том, что у нас до сих пор действуют советские ГОСТы на продовольствие. А они уже давно морально устарели. За последние десятилетия появилось огромное количество всевозможных пищевых добавок, которых в продукте порой больше, чем самого продукта. Поэтому власти и приняли решение привести производство в стране в соответствие с современными требованиями. На разработку регламента ушло почти 7 лет. И весной 2008 года он был принят.

- Молоком теперь будет называться только то, что производит корова, - обещал спикер Госдумы Борис ГРЫЗЛОВ, - а не жидкость бело-мутного цвета, так называемое восстановленное молоко из порошка.

Но еще летом эксперты стали предупреждать: в принятом законе много недоделок.

Не случится ли так, что полки опустеют?

Как утверждают эксперты, если власти начнут 17 декабря жестко требовать исполнения закона, то молочные берега магазинов вполне могут обмелеть. Дошло до курьеза: никто не знает, когда именно вступает в силу технический регламент. Руководство Ростехнадзора (это ведомство выдает новые сертификаты, где указывает, какую продукцию производит завод - молоко или лишь напиток) в своих документах в качестве отправной точки указывает 21 декабря, а для Роспотребнадзора (этот орган будет проверять, исполняется ли закон) «час икс» - 17 декабря. Получается, оформление новых сертификатов на продукты начнется 21 декабря, а продажа «молочки» со старыми сертификатами запрещена с 17-го. А что страна будет есть и пить четыре дня?

- Пустых полок в магазинах власти не допустят, - убеждена Татьяна РЫБАЛОВА, эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка. - Именно поэтому Минсельхоз организовал комиссию из представителей различных структур - своего рода ЧК, которая будет решать возникающие проблемы в рабочем порядке.

С другой стороны, как на самом деле все будет, мы сможем узнать только 17 декабря.

Тем не менее власти уже понимают: в принятом законе не все учтено. Чиновники скрипя зубами признают, что зря не предусмотрели переходный период на введение техрегламента. Ошибки готовы исправлять. К примеру, по закону вся упаковка молочных продуктов с 17 декабря должна соответствовать новым требованиям. Но это не значит, что в этот день мы обязательно увидим новую упаковку.

- Даже если на упаковке не будет указана какая-то информация, ее обязательно доведут до потребителя с помощью вкладышей с товаром, наклейками, объявлением на полке или каким-то другим способом, - говорит ответственный секретарь Российского союза предприятий молочной отрасли Лариса АБДУЛЛАЕВА.

Кроме того, сейчас склады в стране затарены стерилизованным молоком, а у него срок годности - до шести месяцев. Это происходит из-за того, что, во-первых, летом буренки выдают молока почти в два раза больше, чем зимой; а во-вторых, на молочные продукты зимой спрос растет и производители с июня по сентябрь накапливают запасы. А в техрегламенте не предусмотрено, сколько времени отведено для распродажи стерилизованного молока.

- Нам дадут распродать то, что уже произведено, - не сомневается Павел ИСАЕВ, директор по корпоративным коммуникациям компании «Юнимилк». - В противном случае «закручивание гаек» прикончит отрасль, что нетрудно сделать в условиях кризиса.

Почему производители не подготовились?

На вступление техрегламента в силу законом было предусмотрено полгода. Почему же производители их не использовали?

- Оформить нужные документы заранее производители не могли - государственные органы не знали, что делать. Даже необходимых бланков не существовало! - возмущается Лариса Абдуллаева. - А сейчас во всех инстанциях столпотворение...

Руководство предприятий в последнее время стоит на ушах: в пожарном порядке вносят изменения в документацию, получают новые санэпидемразрешения на продукты, подают бумаги на оформление новых сертификатов. И, как утверждают в Минсельхозе, все вопросы будут решаться в ручном режиме, а следовательно, перебоев с молочными продуктами, как это случилось два года назад с алкоголем, когда вводили пресловутую систему ЕГАИС, быть не должно.

Чем хороши новые требования...

О качестве продукта можно будет судить по его названию. Какие новшества мы увидим в магазинах:

молоко, восстановленное из сухого молока, теперь будет называться «МОЛОЧНЫЙ НАПИТОК»;

произведенное с добавлением растительных жиров мороженое обозначается термином «МОРОЖЕНОЕ С РАСТИТЕЛЬНЫМ ЖИРОМ»; причем разрывать эту надпись («мороженое» - на одной стороне упаковки, а «с растительным жиром» - на другой стороне) нельзя;

СЛИВОЧНОЕ МАСЛО - это продукт, не имеющий растительных добавок; все остальное масло называется «СЛИВОЧНО-РАСТИТЕЛЬНЫЙ СПРЕД» или «РАСТИТЕЛЬНО-СЛИВОЧНЫЙ СПРЕД» (зависит от того, какого жира в продукте больше);

кефир с фруктами разрешено называть не кефирным продуктом, а выражением «ФРУКТОВЫЙ КЕФИР»; по аналогии с кефиром вернутся названия «СМЕТАНА С УКРОПОМ», «СЫР С ЗЕЛЕНЬЮ»...

...но термины «КЕФИРНЫЙ ПРОДУКТ», «СМЕТАННЫЙ ПРОДУКТ», «ЙОГУРТОВЫЙ ПРОДУКТ», «СЫРНЫЙ ПРОДУКТ» сохранятся: это продукты, имеющие в своем составе растительные жиры или сою.

...и чем плохи?

В компании «Юнимилк» говорят, что по новому регламенту нельзя производить йогурты, кефиры и творог. Проблема не в оборудовании, а в том, как охарактеризовали эти продукты законотворцы.

- Закон о техрегламенте принимался Госдумой быстро - сразу в двух чтениях. Документ не выверили, - объясняет причины недочетов Павел Исаев. - К настоящему времени обнаружено примерно 30 технических ошибок. Чтобы вычистить «блох», придется вносить поправки в закон. В ближайшее время власти обещали это сделать. И никто не собирается убирать с полок йогурты, кефир и творог.

Что будет с ценами

- В категорию молочных напитков перейдет всего 15% молока, - оценил ситуацию председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Валентин ДЕНИСОВ. - Молока в России достаточно, нет причин для роста цен.

Почему бы сразу не написать толковый закон?

Чехарда с введением молочного техрегламента напоминает попытку чиновников в 2006 году взять алкогольный рынок под жесткий контроль системы Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС). Дорогостоящий проект провалился. Перебои в поставках спиртного россияне ощущали несколько месяцев. Но проблемы со спиртным теоретически россияне могут решить самостоятельно: как собрать самогонный аппарат - ни для кого не секрет. А как быть, если нет молока и творога? Корову-то на балконе не заведешь...

А ведь следом нас ждет вступление в силу регламентов на соки, майонез, табак. И что, опять все будет, как всегда?

МНЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

«Это попытка приблизиться к евростандартам»

- Новый техрегламент - это попытка приблизить стандарты качества российского производства к европейским, - считает Мика КОСКИНЕН, гендиректор российского отделения компании «Валио». - И с этой точки зрения мера абсолютно верная. Потребитель от нее только выиграет. Что бы ни говорили многие производители об излишней жесткости и непродуманности нового техрегламента, пугая нас гипотетическим «подорожанием» цен на молоко или сокращением производства тех или иных продуктов. Все это фактически попытка замаскировать нежелание модернизировать производство и инвестировать в качественное развитие молочной промышленности. К примеру, скажу, что в Европе требования к молочной продукции куда более жесткие.