Премия Рунета-2020
Барнаул
+6°
Boom metrics
Происшествия9 января 2009 22:00

ЧП на Алтае: В Горном пропал вертолет с высокопоставленными чиновниками

На борту находятся 11 человек

Злополучный Ми-8 вылетел в девять утра 9 января из алтайского города Бийска в Кош-Агач. До конечного пункта вертолет, принадлежащий томскому филиалу «Газпромавиа», так и не долетел.

В два часа дня пятницы экипаж не вышел в плановый эфир на связь – тогда спасатели и начали бить тревогу.

Рейс «Бийск – Кош-Агач» был «специального назначения»: в числе одиннадцати пассажиров значится представитель Президента в Госдуме Александр Косопкин, заместитель начальника департамента Управления Президента РФ по внутренней политике Сергей Ливишин, представитель Республики Алтай при Правительстве РФ Анатолий Банных, председатель одного из комитетов республиканского правительства Виктор Каймин, командир летного отряда из Горно-Алтайска Владимир Подопригора, руководитель алтайского ансамбля «Ярманка» Василий Вялков, москвичи Николай Капранов и Борис Белинский, трое членов экипажа - Алексей Баяндин, Максим Колбин и Александр Вертей.

Зачем чиновники полетели в Кош-Агач, прихватив с собой знаменитого баяниста, – неизвестно: кто-то выдвигает версию о плановом «осмотре» дальних районов, кто-то говорит – охотиться на медведей, маралов или косуль.

- В Горном Алтае у Анатолия должна была состояться деловая встреча с москвичами, - утверждает Сергей Розбах, брат Анатолия Банных. - Вчера он позвонил мне перед вылетом. Насколько я знаю, задерживаться в Республике Алтай Толя не собирался - планировал вернуться в тот же день.

Искать пропавший без вести вертолет начали вчера во второй половине дня, тогда на поиски вертолета был отправлен Ан-2.

Сегодня с утра они продолжились уже под руководством начальника ГУ МЧС по Республике Алтай Игоря Букина.

Также на борту Ан-2, прочесывающего район, где предположительно пропал вертолет, находятся спасатели и врачи «Медицины катастроф».

- Сейчас в зоне поиска работают Ан-2, два Ми-8, Ан-74 из Красноярска, Ан-12 из Новосибирска, - добавляет Дмитрий КУДРЯВЦЕВ, начальник пресс-службы Сибирского регионального центра МЧС. - Поиски осложняются тем, что район возможного нахождения вертолета очень большой, спасатели работают по пяти направлениям. Пока что мы ориентируемся на две основные версии произошедшего: либо у пропавшего вертолета что-то случилось со связью, и люди не могут попросить помощи, либо он действительно потерпел бедствие. Последнее маловероятно: вчера в том районе была нормальная погода, и попасть в метель Ми-8 никак не мог.

А вот республиканские летчики предполагают: вертолет может оказаться совсем не там, где его усиленно ищут:

- Иногда бывает, что вертолеты летают совсем не туда, куда надо: отметят один пункт назначения, а отправляются совсем в другое место, - говорят специалисты, по понятным причинам пожелавшие сохранить инкогнито.

«Вертолет мог попасть в зону повышенной турбулентности»

Версии случившегося горячо обсуждают летчики. Своими гипотезами с «Комсомолкой» делится военный летчик морской авиации, капитан ВВС в отставке Владимир Фефелов.

- Ми-8, в плане безопасности - очень надежный вертолет, - заверил нас Владимир ФЕФЕЛОВ, военный летчик морской авиации, капитан ВВС в отставке, эксперт-консультант группы исследователей «Алтай-Космопоиск». – Трудно даже представить, что могло случиться.

Владимир Сергеевич вслух выдвигает предположения и сам же опровергает их:

- Экипаж оказался недостаточно подготовленным или пилот был «не в форме»? Нет, исключено. И техника, и летчики перед каждым полетом проходят надежную проверку. А уж если в кабине - высокопоставленные лица, контроль особый. Может быть, пилот по личной инициативе отклонился от маршрута, и из-за этого случилось ЧП? Такого быть не может: даже малейшее изменение курса согласовывается с диспетчером. Вертолет не выдержал сибирского мороза? Нет! Ми-8 может летать при температуре от -50 до +50 градусов!

Единственная версия, к которой склоняется наш эксперт, авария из-за повышенной турбулентности:

- А она действительно могла быть высокой из-за гористой местности. Такая местность, как в Горном Алтае, осложняет и поиски. Большая надежда людей, потерпевших бедствие в полете, – аварийная радиостанция «Комар». Это прибор, размером чуть больше мобильного телефона. Человек нажимает кнопку, и «Комар» подает сигнал, который могут поймать спасатели. Но если на равнине радиус действия такой станции до пятидесяти километров, то среди гор – в десять-двадцать раз меньше. Оттого-то и сложней найти людей, возможно, потерпевших бедствие. Но в истории авиации много случаев, когда пропадали самолеты и вертолеты, но людей находили спустя несколько суток. По меньшей мере, запас продовольствия у экипажа и пассажиров должен быть рассчитан как минимум на три дня.

Второй день поисков пропавшего на Алтае Ми-8 результатов не дал. Никаких следов вертолета до сих пор не найдено

На «горячей линии», организованной МЧС Республики Алтай, «Комсомолке» сообщили, что сейчас поиски временно прекращены - в горах уже наступила ночь. Скорее всего, искать пропавший вертолет начнут завтра утром.

В эти минуты в Горно-Алтайске идет планерка по результатам дня. К сожалению, информация о возможном месте нахождения вертолета, озвученная центральными телеканалами, не подтвердилась.

- Предполагаемый район приземления вертолета тщательно облетели поисковики, но ничего не нашли - абсолютно никаких следов, - говорят в МЧС по Республике Алтай.

Спасатели заметили световые сигналы в районе Кош-Агача

Только что «Комсомолке» стало известно, что в Кош-Агачских горах кто-то подает сигналы. Возможно, на связь пытаются выйти люди с пропавшего 9 января вертолета Ми-8, поиски которого продолжаются уже вторые сутки. Напомним, на борту воздушного судна, следовавшего из Бийска в Кош-Агач, находятся 11 человек. В числе которых - высокопоставленные алтайские и московские чиновники.

- Я не готов сообщить, откуда эта информация, но в горах кто-то действительно подает световые сигналы, - говорит по мобильному Николай ГАЛКИН, водитель представителя Республики Алтай при Правительстве РФ Анатолия Банных. - Сейчас мы на машинах направляемся в этот район. Более точно об этом можно будет говорить только около полуночи - как только мы доберемся на место.

Версию о сигналах подтверждает и брат Анатолия Николаевича Сергей Розбах:

- В шестидесяти километрах к северу от Кош-Агача люди слышали выстрелы. Сейчас туда направляется несколько автомобилей. Мы надеемся, что они найдут всех пропавших живыми.

Возможно, речь идет о световых ракетах, которые обязательно должны быть на борту любого авиасудна на случай непредвиденных ситуаций.

К поиску вертолета, пропавшего в горах Алтая, подключились люди с аномальными способностями

Влад КАДОНИ: Об этом происшествии кто-то знал заранее!

По просьбе «Комсомолки» свой версию происшествия выдвинул Влад КАДОНИ – участник шестого сезона «Битвы экстрасенсов».

- Мне не надо от вас никаких фотографий, никаких фамилий, - сразу отказался от помощи знаменитый чернокнижник. – Мне лишняя информация может только помешать. Я знаю о том, что на Алтае пропал вертолет, и попробую что-то выяснить.

Влад посетовал, что мы обратились к нему днем, объяснил, что ночью «видит» намного лучше. Добавил, что подобные поиски – не его специфика, в телепатической информации могут быть погрешности. И все-таки экстрасенсу нашлось, о чем рассказать.

- Я вижу людей, которые знали об этом событии еще до его свершения. Во время или до своего полета на вертолет кто-то оказал воздействие из вне. Оно и послужило причиной происшествия… Вижу человеческую смерть, вижу раненых...

Когда пытаюсь увидеть вертолет, вижу какое-то поле с низкой травой, впереди горы, и по краям тоже. Есть деревья, но мало… Вода... Речка или какой-то небольшой водоем...

Дальше вижу поиски. И радость, и разочарование. Есть шансы, что будут выжившие! Виновником сделают мужчину. Но так ли это на самом деле - вопрос спорный.

Точно скажу, что в этом деле будут тайны, не подлежащие широкой огласке.

Зираддин Рзаев: Катастрофу сделали нарочно!

Зираддин Рзаев весь день был занят работой - у него были пациенты. Но он без раздумий согласился помочь спасателям - попытался увидеть, что случилось на Алтае.

- Я вижу катастрофу, и с большой вероятностью ее сделали нарочно, - ясновидящий почти уверен, что кто-то подстроил крушение вертолета. Но вместе с тем Зираддин обнадежил. – Вижу живого человека. Точно есть живой! Но вижу в темноте.

Экстрасенс попытался описать место, где кто-то сейчас ждет спасения:

- Воды рядом не вижу, деревьев совсем немного. Зданий нет. Вижу горы. И рядом много металла. Возможно, это очень большая металлическая постройка. Сто процентов, что в течение десяти дней спасатели найдут место катастрофы!

«Комсомолка» следит за поисками.

Два года назад Ми-8 «Газпромавиа» потерпел катастрофу в Ухте

Алтайский инцидент с вертолетом уже не первый в истории «Газпромавиа». В марте 2007-го года шестеро человек погибли, разбившись в Ми-8 недалеко от Ухты, сообщает официальный сайт этой авикомпании. 21 марта 2007 года вертолет вылетел из аэропорта города Ухта для доставки бригады специалистов ОАО «Севергазпром» на пункт экологического контроля (ПЭК) «Ущелье»-р, находящийся в Вуктыльском районе. В 14 часов 40 минут вертолет произвел взлет для следования в Вуктыл. Однако в установленное время - 15 часов - экипаж на связь не вышел. Тела пятерых членов экипажа и одного пассажира были найдены спустя два дня. Как говорилось в официальном сообщении «Газпромавиа», пилоты были опытными, а воздушное судно полностью исправным. Результаты проведенной экспертизы общественности не оглашались.

Кого еще сгубили вертолеты

Офтальмолога Святослава Федорова

2 июня 2000 года, после тяжелого дня известнейший офтальмолог возвращался в Москву из поездки в Тамбов. Он сам сел за штурвал вертолета "Газель" - недавно получил права (мечтал быть летчиком, не смог окончить училище ВВС из-за травмы). Перед этим вертолет дважды ремонтировали. За 10 секунд до столкновения машины с землей произошла разбалансировка несущего винта. На борту было 4 человека, никто не уцелел.

8 сноубордистов из Новосибирска

Последний случай крушения вертолета в горах Алтая произошел 7 мая 2002 года. На склоне ледника Актру разбился вертолет Ми-8МТ. Бортовые самописцы были извлечены из пропасти только летом того же года, после того как растаяла часть ледника на склоне горы. По данным расшифровки черного ящика вертолет разбился из-за ошибки пилота. На борту находились 3 члена экипажа, 8 сноубордистов из Новосибирска. Все они погибли.

Красноярского губернатора Александра Лебедя

28 апреля 2002 года в Ермаковском районе (Красноярский край) рухнул Ми-8. На нем летели губернатор края, генерал Александр Лебедь, чиновники краевой администрации и красноярские журналисты (всего 20 пассажиров и двое членов экипажа).

В тот день Лебедь с журналистами летел на открытие новой горнолыжной трассы. Они почти добрались до места, и подлетающий вертолет уже видели ждущие их внизу люди. И вдруг к ужасу толпы машина на минуту зависла в воздухе и… почти вертикально рухнула вниз. По роковому стечению обстоятельств вертолет попал в облако тумана, как раз там, где проходила ЛЭП. Машина налетела на провода, сломался винт, - в считанные секунды все было кончено.

Девять человек погибли на месте. Александр Лебедь прожил еще несколько часов, но спасти его не смогли. В случившемся обвинили пилотов. Одному, Алексею Курилловичу, дали три года условно, другому, Тахиру Ахмерову – четыре года лишения свободы. Правда, точка в этой истории до сих пор не поставлена. Пилоты уверяют, что в случившемся на самом деле не было их вины, а ЛЭП не была нанесена на летную карту.

Сахалинского губернатора Игоря Фархутдинова

Такой же Ми-8 потерпел катастрофу 20 августа 2003 года в 115 км юго-западнее Петропавловска Камчатского. На борту было 20 человек, из них трое - экипаж. В числе 17 пассажиров - сахалинский губернатор Игорь Фархутдинов. Все пассажиры погибли.

Двух кузбасских олигархов

13 сентября 2006 года под Новокузнецком на личном вертолете MD 600 разбился генеральный директор крупной угольной компании "Южкузбассуголь" Владимир Лаврик. С ним в вертолете находились пилот и два телохранителя. Машина упала, уже заходя на посадку. Пилот успел сообщить диспетчеру об отказе двигателя. Выжил лишь один из телохранителей. Лаврик увлекался малой авиацией, и не перестал летать даже после запрета губернатора Амана Тулеева. Дело в том, что это не первая такая трагедия в Кузбассе. В июле 2003-го года точно так же разбились гендиректор Западно-Сибирского металлургического комбината Анатолий Смолянинов с супругой. На вертолете Robinson R-44 они отправились на отдых в Хакасию. Есть версия, что причина обеих аварий - некачественное топливо.

Справка «КП»

Хроника событий от 9 января (день исчезновения вертолета)

В 08.45 - вертолет Ми-8 № 22463 вылетел из аэропорта Бийска С 09.30 до 09.40 - вертолет приземлился в Чемале 12.00 - экипаж вертолета Ми-8 № 22463 должен был выйти на связь с диспетчером аэропорта Горно-Алтайска В 13.00 - экипаж вертолета Ми-8 № 22463 так и не вышел на связь В 14.15 - диспетчер аэропорта Горно-Алтайска доложил на ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Алтай о невыходе на связь экипажа вертолета Ми-8 № 22463

В 14.32 – из аэропорта Горно-Алтайска, по маршруту вертолета Ми-8 № 22463, вылетел самолет Ан-2

В 15.15 - развернут оперативный штаб ГУ МЧС России по Республике Алтай. Оперативный штаб возглавил первый заместитель начальника ГУ МЧС России по Республике Алтай полковник В.Л. Антоненко.

В 15.15 – в аэропорт Горно-Алтайска отправилась оперативная поисково-спасательная группа под руководством Игоря Букина, старшего начальника ГУ МЧС России по Республике Алтай

В 16.15 – в аэропорт Горно-Алтайска вернулся с облета самолет Ан-2. Облет совершен по маршруту: Горно-Алтайск - Иня - Горно-Алтайск. Вертолет Ми-8 № 22463 не найден

В 16.30 – закончилось полетное время на территории Республики Алтай

В 23.30 - в район поисков на автомобиле ГАЗ-66 отправились четверо спасателей

Хроника событий 10 января

14.00 - местные охотники сообщили, что в районе устья реки Калбакая (правый приток реки Башкаус) предположительно находится упавший вертолет Ми-8, а пассажиры подают сигналы бедствия.

16.00 - в район возможного местонахождения вертолета из населенного пункта Акташ направлено шестеро спасателей на автомобиле ГАЗ-66, десять сотрудников ОМОН МВД Республики Алтай на автомобиле «Урал» и группа на двух снегоходах.

Через несколько часов группы встретились в районе населенного пункта Кокоря и совместно направились к месту поиска.

Хроника событий 11 января

2.00 над территорией поиска начался облет авиации.