2018-02-21T18:36:18+03:00

Народный художник России Владимир Светозаров: «В Голливуде хотели сделать из Тараса Бульбы ниндзю»

2 апреля состоится всероссийская премьера фильма Владимира Бортко «Тарас Бульба»
Поделиться:
Комментарии: comments1
Изменить размер текста:

Один из художников-постановщиков этой картины Владимир Светозаров во время Интернет-конференции с читателями «КП» рассказал, как проходили съемки, а так же поведал о том, что обычно скрыто от глаз кинозрителей.

Тарас Бульба - казачий генерал

Ольга:

@ Это правда, что дом Тараса Бульбы был построен в Петербурге?

- На «Ленфильме» мы оформили лишь внутреннее убранство дома. А сам хутор построили в 20 километрах от Каменец-Подольского. Было не просто. Современников-то гоголевской эпохи уже не осталось. Пришлось обращаться за помощью к консультантам, изучать живопись того времени. Там, где и это не помогало, пришлось фантазировать. Тарас ведь - по нынешним временам - казачий генерал. А, значит, и хутор у него должен быть большой, с крепкими воротами, да и дом - богатый. Кстати, утварь изготавливали в знаменитом Мухинском училище.

Галина:

@ Случались ли какие-то экстремальные моменты во время съемок картины?

- Не то слово: сплошной экстрим. Украина, июль, плюс 40 в тени. А тут еще нужно управлять актерами, полуторатысячной массовкой, лошадьми. Поначалу была неразбериха, но потом работу наладили. Трюки ставил известный голливудский постановщик Ник Пауэлл. Он - настоящий профи. Например, все трюки в фильме «Гладиатор» - его рук дело. Ник приступил к работе, засучив рукава. Но украинские казаки у него стали драться, как… японские ниндзя. По киношному это было красиво. Но ведь брутальные хлопцы так махаться не могли. Об этом мы сказали Пауэллу раз, другой, третий. Но он продолжал в том же духе. Но и мы продолжали настаивать. В итоге он бросил рацию, сказал: «F…ck off» и уехал к себе в Америку. Трюки доделывали наши постановщики.

Таисия:

@ Читала, что вы подарили Бортко на день рождения какую-то особую футболку?

- Праздник пришелся на самый разгар съемок. Тем не менее, Владимир Владимирович без подарков не остался. Мы ему подарили футболку. На спине было написано «Бортко № 1», а на груди – «Тарас Бульба» и нарисованы казачьи флаги. А еще презентовали большой самовар. Так Бортко больше всего переживал по поводу того, как он его потащит в Петербург. Успокоили реквизиторы, сказали: «Не беспокойтесь, доставим в лучшем виде!»

Катрин Денев не выпендривалась

Борис:

@ Вы работали с мировыми звездами: Катрин Денев, Сандрин Боннер… Какие они в общении?

- Вы, наверное, имеете в виду фильм Режиса Варнье «Восток-Запад»? Там действительно играли и Денев и Боннер. Так Катрин, не в пример многим отечественным звездам, была сама скромность, вообще не выпендривалась. По субботам французы устраивали пикники. На них Денев вела себя не как королева экрана, а как равная среди равных. Когда она приехала в наш город на премьеру фильма, увидела меня. Положила мне ласково руку на плечо и сказала : «Браво Свето!»

Денис:

@ Что было самого сложного в работе над картиной «Мастер и Маргарита»?

- Во-первых, мы долго бились над жанром. Что это должно быть: мистика или асоциальная сатира? Во - вторых, очень тяжелый график работы: снимали по три объекта в день. Только построили одну декорацию, как на этом же месте нужно было строить следующую. В-третьих, возникли сложности с компьютерной графикой. Мощности, сами понимаете, у нас не голливудские. А история с котом чего стоила! Мы хотели, чтобы его нам сделали в Америке. Послали туда сокращенный сценарий «Мастера и Маргариты». Там его прочли, пришли в восторг. И сказали: «Мы с огромным удовольствием сделаем вам кота. Это вам будет стоить… три миллиона долларов. Плюс шесть человек сопровождения за ваш счет». А у нас бюджет-то - всего миллион. Пришлось делать кота в Петербурге. Получился он, конечно, не ахти.

Игорь:

@ Расскажите поподробнее об истории, которая с вами приключилась на съемках «Афганского излома»?

- Мы снимали картину в Душанбе. И съемки пришлись как раз на начало боевых действий в Таджикистане. Накануне я зашел в местный магазин, где продавались ножи, сделанные таджикскими мастерами. Красоты невиданной. Я еще про себя подумал: «Хорошо бы привести несколько штук в Ленинград». На следующий день пошел их покупать. А витрина пуста. Продавщица говорит: «Мы товар убрали. Ждем плохих событий». И точно. Оппозиционеры напали на рынок, начались поджоги. Мы жили в гостинице ЦК. Увидели все это в окно и поняли: «Если выживем, будет чудо!» Спасла нас Советская армия. На бэтээрах съемочную группу вывезли в аэропорт. Мы - бегом в транспортный самолет. Борт взял курс на Ташкент. Микеле Плачидо, который играл в фильме майора Советской армии, вел себя очень мужественно. А вот другого итальянца не забуду никогда. В самолете все сидели, привалившись к борту. А этот тип прижал к груди портфель, и все время полета ходил взад-вперед, что-то бормотал по-итальянски. Молился, наверное…

О ЛИЧНОМ

Шостакович обожал футбол

Максим:

@ Вы увлекаетесь спортом?

- Родители смотрели на мое увлечение футболом с кривой усмешкой. Мечтали о том, чтобы сын играл на скрипке. Но я вместо этого гонял мяч по полю. И вот однажды я познакомился с ленинградским кинорежиссером Семеном Арановичем. Он работал над документальной картиной о Шостаковиче. Нашел партитуру одной из симфоний Дмитрия Дмитриевича. А на обороте одной из страниц гениальный композитор нарисовал таблицу чемпионата СССР по футболу 1939 года. Как оказалось, маэстро сам заполнял квадратики, следил за играми. Только когда я показал родителям эту страницу партитуры, они от меня со скрипкой отстали. А по поводу футбола я вспоминаю слова легендарного кинорежиссера Анджея Вайды: «К сожалению, ни один вид искусства не может вызвать у человечества таких сильных проявлений великой радости и горя, умиротворения и ярости, как простая английская игра футбол».

Аркадий:

@ Ваш отец и брат- Иосиф Хейфиц и Дмитрий Светозаров - знаменитые кинорежиссеры. Почему же вы выбрали профессию художника?

- В юности я совершенно не понимал всей прелести работы кинорежиссера. Все свободное время отдавал футболу и рисованию. Ходил в Дом пионеров на Петроградской стороне, осваивал азы. Летом рисовал на даче, зимой выезжал на плэнер. А потом учителя мне сказали: «Мальчик, иди учись дальше». И я перешел в студию при Дворце пионеров. Поначалу, как все мальчишки, рисовал танки, самолеты, рыцарей. Позже учителя мне подсказали: «Володя, в мире есть и другие вещи». Мой самый первый значимый рисунок назывался «Вдвоем под дождем». Там я изобразил себя вместе с братом, идущими под ливнем. Рисунок даже отправили на международный конкурс в Югославию. Оттуда я получил красивый диплом участника. Вот так началась моя карьера художника.

Наталья:

@ Любите ли вы готовить?

- Я следую правилу самураев: кто много ест и тепло одевается, тот ничего не добьется. Ем простую пищу. Очень люблю гречневую кашу, иногда могу приготовить яичницу. Но разносолов не признаю.

ДОСЬЕ «КП»

Владимир Светозаров родился 23 сентября 1948 года в Тбилиси, в семье знаменитого кинорежиссера Иосифа Хейфица. После службы в армии (1966-1969) поступил в ЛГИТМиК. Окончил вуз по специальности художник театра (1974).. С этого же времени работает на киностудии «Ленфильм».Член Союза кинематографистов, народный художник России. Самые известные фильмы, в которых Владимир Светозаров принимал участие: «Блондинка за углом», «Собачье сердце», «Хрусталев, машину!», «Идиот», «Мастер и Маргарита», «Тарас Бульба».

Владимир Светозаров в гостях у "КП".2 апреля состоится всероссийская премьера фильма Владимира Бортко «Тарас Бульба» Один из художников-постановщиков этой картины Владимир Светозаров во время Интернет-конференции с читателями «КП» рассказал, как проходили съемки, а так же поведал о том, что обычно скрыто от глаз кинозрителей. Съемка - Анатолий ЗАЙОНЧКОВСКИЙ

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также