Москва

Как мы пытались проехать по Москве на велосипеде

Корреспондент «КП» попробовал пересесть на «экологичный вид транспорта»

Идею подсказал столичный градоначальник. Во вторник на заседании правительства мэр предложил популяризировать среди москвичей поездки на велосипеде.

- Это может во многом облегчить транспортную ситуацию, а также просто полезно для здоровья горожан, - объяснил Юрий Лужков.

«Комсомолка» сразу же принялась тормошить экспертов: пересядут ли москвичи на велосипед? (См. «КП» за 18 марта) А затем наша газета решила устроить эксперимент. На улице тепло, почему бы не поколесить по столице? И я достал велик с балкона, решив проехаться по Ленинградке в сторону центра.

«КУДА ТЫ ПРЕШЬ?!»

Тащить двухколесного друга пришлось с восьмого этажа. 16 неудобных килограммов в руках. Пару раз стукнув рулем о перила, я переполошил соседских собак. Лай на весь подъезд! Ладно, поеду в лифте. Ставлю велик на одно колесо и кое-как втискиваюсь в кабину следом. Н-да, на велосипеды наши лифты не рассчитаны. Не дыша еду. На третьем этаже лифт перехватывает соседка.

- Куда же вы с велосипедом?! - поднимает бабуля крик. - Колеса вон какие грязные, сейчас все стены испачкаете!

Сама, к счастью, она в лифт уже не помещается. Но стену я действительно пачкаю прошлогодней грязью. Стыдливо оттираю ее рукавом куртки...

Но вот спуск позади. Сажусь в седло и выруливаю на дорожку. Асфальт раздолбан так, что трясет, как на проселке. Ой! Забыв, что под гладью лужи может скрываться яма, я заезжаю в нее и, едва не падая, наступаю в грязную воду. Шлеп! Брызги летят во все стороны. Одной из «сторон» оказывается средних лет женщина. На ее плаще проступают пятна.

- Куда ты, гад, прешь?! - накидывается она на меня.

Да, наши ухабистые дорожки для велосипеда тоже не очень...

УЖАСЫ ЛЕНИНГРАДКИ

Выезжаю на Ленинградку. По правилам я должен «двигаться только по крайней правой полосе». Могу и «по обочине, если это не создает проблем пешеходам». Обочины на Ленинградке нет, выезжаю на крайнюю правую. О ужас! А-а-а!

Мимо меня на скорости пролетают машины. И каждая вторая сигналит: прочь с дороги, спортсмен чертов! Авто проносятся буквально в сантиметрах от меня. Ехать ближе к тротуару, по крайней правой? Но она заставлена машинами. А посреди проезжей части я спиной чувствую: вот-вот собьют. К тому же очень тяжело дышать - воздух синий от выхлопных газов.

Ух... Не выдерживаю и сворачиваю на тротуар. По нему мне ездить запрещено, но куда же деваться? Но и здесь я лишний. Прохожих много, двигаюсь с черепашьей скоростью и через каждые десять секунд кричу: «Можно проехать?» Пешеходы шарахаются. Надо будет звоночек купить. А еще я запарился прыгать по бордюрам. Ведь они для велосипедов не предназначены, к асфальту плавно не спускаются. И каждый выезд из двора отмечаю двумя подпрыгиваниями - съехал с бордюра, заехал на новый. Кое-как доезжаю до парка «Покровское-Стрешнево». Здесь и людей мало, и воздух чистый, и даже велодорожки размечены. Счастливый, разгоняюсь. Красота! Минут через пять из кустов вылетают две овчарки и с лаем радостно несутся за мной, пытаясь укусить за ноги. Хозяева кричат что-то типа «Фу!», но псам некогда: они соревнуются, кто первый вцепится мне в икру. Меня спасает только хорошая физическая форма.

Кстати, в этом парке с животными гулять запрещено, сам табличку видел...

В ПЕРЕУЛОЧКАХ АРБАТА

Выезжаю к «Войковской» и решаю проверить, удобно ли кататься в центре Москвы. Спускаюсь в метро.

- Куда же вы с велосипедом? - недоумевает дежурная у турникетов.

- Так ведь до Тверской своим ходом часа полтора!

- Вот и едьте. Велосипед - негабаритный груз, нельзя его в вагон.

После пяти минут лести и дипломатии, сложив велосипед пополам (благо он складывается!), я все-таки прошел в подземку. Здесь мне тоже не были рады. Велосипед, пусть и сложенный, всем мешал, пассажиры меня явно не одобряли.

Выйдя на «Тверской», я поехал в сторону Арбата. И быстро понял: зря! По узким, забитым пешеходами тротуарам мне часто приходилось идти пешком, катя велосипед рядом. Ехать здесь просто нереально. Двигаться по дороге - «залезть» под машину. А еще подземные переходы. Велосипед на руках вниз снес, вверх поднял. И так много раз. Через час я был, как грузчик под вечер...

Купить велик в столице - не проблема. Но далеко на нем не уедешь...

Смотрите фотогалерею: Велосипедист в городе

Смотрите фотогалерею: Велосипедист в городе

Мои любимые арбатские переулки тоже оказались забиты машинами, поездить «в кайф» не получилось.

Ладно, перекушу чего-нибудь. Паркуюсь у супермаркета, хочу купить булочку и кефир. К чему же тут велик замком пристегнуть? А не к чему! Это у них, на Западе, кругом велопарковки, а у нас... Разве что к урне? Противно - она грязная. На крыльцо выходит охранник.

- Не оставляй здесь, украдут, - кивает он мне, закуривая.

- Да я же на замок пристегиваю!

- Срежут, уже бывало такое. А все предъявы потом к нам! Ладно, иди в магазин, я покараулю, пока курю.

В общем, поездка по Москве на велосипеде удовольствия мне не доставила. Хорошо хоть, жив-здоров остался и велик не украли.

А КАК У НИХ?

В Амстердаме на 700 тысяч жителей - 700 км велодорожек. Есть специальные дороги, по которым ездят только велосипедисты и общественный транспорт.

В Париже громадная сеть велопрокатов. Абонемент на год - 40 евро. И везде велодорожки.

В Токио на 30 миллионов населения - 15 миллионов велосипедистов. Токийцы доезжают до метро и бросают велотехнику у станции подземки. Есть и проблема - нелегальные велопарковки.

МНЕНИЕ ЭКОЛОГА

Такие поездки вредны для здоровья

Вячеслав Паньков, директор некоммерческого партнерства «Гильдия экологов»:

- Ездить на велосипеде вдоль московских дорог крайне вредно для здоровья. А по дорогам и подавно! По данным «Мосэкомониторинга», вдоль большинства столичных трасс концентрация загрязняющих веществ превышает предельно допустимую в несколько раз. Если мы едем даже по тротуару, то активно вдыхаем оксиды азота, бензапирен, свинец, сажу, мелкую пыль. Все это «богатство» оседает в легких и приводит к интоксикации организма. Как результат - ослабление иммунитета. Астматик же эффект от поездки может почувствовать вообще сразу - начнет задыхаться. Если ездить постоянно, то и здоровый человек может доездиться до рака! Ведь те же сажа и свинец - канцерогены. Но если ездить по дворам или лесопаркам, то все будет нормально. Там воздух вполне чистый.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Нужно строить специальные дорожки

Игорь Налимов, президент Межрегиональной общественной организации «Велотранспортный союз»:

- В Москве нужно строить велосипедные дорожки. Пока они есть только на Лужнецкой набережной и в парках. Но мэр дал задание управлению архитектуры создать концепцию велотранспортной системы в Москве - те же дорожки и велопарковки у метро. Без этого никак.

- А где же место взять? В Москве - теснотища!

- На многих окраинных улицах - широченные, в несколько метров тротуары. А пешеходов мало. Вот и надо отгородить метра полтора под велодорожку. И при строительстве новых дорог эти дорожки сразу закладывать. Ведь, как говорят американцы, каждый велосипедист на улице - это минус один автомобиль!

- Это в Америке. А у нас холодина полгода. Вряд ли люди будут ездить.

- Будут, еще как! Велосипедный сезон в Москве длится с конца марта по конец октября - целых семь месяцев. Но можно ездить и зимой, когда погода позволяет. По нашим подсчетам, имеют велосипеды около трех миллионов москвичей. Постоянно ими пользоваться, если создать условия, будет примерно каждый десятый. Такова мировая практика. Получаем цифру - 300 тысяч человек. Это немало.

Смотрите фотогалерею: Велосипедист в городе