Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Политика12 апреля 2009 22:00

Штаб мирового терроризма ищите в Лондоне

В редакции «Комсомольской правды» прошел «Круглый стол», на котором видные эксперты собрались, чтобы обсудить, как общество может противостоять терроризму [видео]

Мы приглашаем наших читателей присоединиться к дискуссии на эту горячую тему на нашем сайте KP.RU. И представляем на страницах газеты самые важные выводы, сделанные участниками нашего «Круглого стола».

«ЗЛО НЕПОБЕДИМО. НО БОРОТЬСЯ С НИМ НУЖНО»

Василий ТИТОВ, председатель Общественного совета при ФСБ РФ:

- Если оглянемся вокруг, то убедимся: проявлений терроризма огромное количество, питательная среда для него существует и становится все более благоприятной. А нынешняя ситуация, связанная с кризисом, только создает еще больше предпосылок для того, чтобы террористические проявления давали о себе знать.

Здесь присутствует очень широкий круг людей, представляющих и общественные организации, и институты гражданского общества, и правоохранителей, и законодателей. Все так или иначе могут внести свою лепту в борьбу, а в первую очередь - в профилактику. Площадка открыта, коллеги. Более демократичную, чем «Комсомольская правда», трудно себе представить.

Отец Алексей (Дарашевич), настоятель храма Святой Троицы в Поленове:

- Церковь всегда воспринимала зло не как самостоятельную сущность, а как болезнь, извращение Божиего нормального порядка вещей. Но эта проблема вечная. Зло в этом мире не будет уничтожено, потому что всегда будут искушения в насилии. Но это не значит, что мы не должны с ним бороться. Через слово общество должно само оздоравливать себя. И дай бог, чтобы здесь, на обсуждении, была максимальная возможность услышать другого человека. Другого пути, кроме как прийти к пониманию, у нас нет.

«ТЕРРОРИЗМ РАСКАЛЫВАЕТ НАРОДЫ»

Леонид ИВАШОВ, президент Академии геополитических проблем:

- Наиболее эффективное сотрудничество в борьбе с этим злом у нас осуществлялось совместно с мусульманскими странами: Йемен, Сирия, Египет, Иран... Если говорить о сотрудничестве с НАТО, пока я не знаю ни одного примера, ни одного совместно задержанного террориста или взятого совместно килограмма наркотиков.

Регулярные теракты на Северном Кавказе раскалывают единство не только кавказских народов России, но и сами народы. Одновременно формируют негативный образ России как государства, не способного защитить своих граждан.

Терроризм - это глобально-системное средство геополитической борьбы, подчиненной идее мирового господства и управляемой из единого центра, разнесенного через командные пункты, штабы по всем регионам планеты. Меня всегда спрашивают: а где же этот штаб? Я советую внимательно присмотреться к Лондону. Террористы находят поддержку в западных демократиях и в либеральной среде. Мировым прибежищем террористов всех мастей сегодня проявляет себя Британия. Лондону очень удобно влиять на многие другие страны, манипулируя изнутри террористическими сообществами.

«В ЭКСТРЕМИЗМЕ У НАС ОБВИНЯЮТ ХУЛИГАНОВ»

Александр ТОРШИН, первый зампредседателя Совета Федерации:

- Я о призывах правоохранительных органов к населению активнее сотрудничать. Бытует мнение, что «стучать» зазорно. Да, но когда клевещешь на соседа. А когда знаешь, что кто-то задумал поезд под откос пустить, сообщить об этом милиции - гражданский долг.

Мария СЛОБОДСКАЯ, председатель Комиссии по вопросам развития гражданского общества Общественной палаты РФ:

- Почему общественность не готова включаться в борьбу с экстремизмом? Все просто: как только возникает какое-то законодательное новшество на этот счет, на практике очень часто получается, что в экстремизме или даже в терроризме начинают обвинять обычных хулиганов. И людям кажется, что такие факты свидетельствуют об усилении репрессивной составляющей государства.

Владимир ВАСИЛЬЕВ, председатель Комитета Государственной Думы по безопасности:

- Вы абсолютно правы! Может быть, сейчас подумать, почему общественный совет не может взять на себя функцию рассмотрения такого рода ситуаций, которая поступает к вам и к нам?

Александр ИГНАТЕНКО, президент Института религии и политики, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ:

- Не отрицая полностью социально-экономических проблем, я считаю, что самое главное - идеология и пропаганда. Конкретный пример. В Нальчике идет судебный процесс, по которому проходят несколько десятков молодых людей. Там, по сути дела, не было безработных, людей бедных, которые страдали от социально-экономических проблем. Туда специально приехал человек из Москвы, который в Москве владел аптекой. А сайт исламского института был посвящен полностью ваххабитской пропаганде. Интернет - жуткая вещь. Могу сразу назвать полтора десятка сайтов на русском языке, которые дают чудовищную пропаганду и занимаются агитацией джихада, убийства неверных...

«МЫ ОТДАЛИ МОЛОДЕЖЬ ВО ВЛАСТЬ СЕКТАМ»

Михаил ВИНОГРАДОВ, психиатр-криминалист:

- Ни бедность, ни богатство, ни экономический финансовый кризис не являются основной причиной террористических идей и того, что созревает в голове. Терроризм имеет четкую структуру. Есть идеологи терроризма, разработчики, исполнители, инструкторы, вербовщики. Кто-то приходит по зову сердца сам, потому что он родился человеком, готовым убивать. Обработка и подготовка к вербовке идут с применением и психологических, и психиатрических, и медикаментозных методов.

Мы отдали молодежь во власть сектам, которых у нас примерно 800 малых по стране, где-то 20 больших. Трагедия состоит в том, что многие секты были зарегистрированы при содействии и непосредственном участии высших государственных чиновников. И до сих пор запрещенные в других странах, на территории нашей страны они действуют.

«МЫ ВСЕ НЕМНОЖКО ТЕРРОРИСТЫ...»

Зиновий КОГАН, председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, раввин:

- Традиционные религии должны отличаться от других религий тем, что священнослужители, наши соотечественники должны быть подготовлены на родной земле. Это не кофе, чтобы импортировать священнослужителей любой конфессии. Должны быть созданы экспертные советы при Минюсте по вопросу деятельности религиозных организаций, сект и так далее.

Почвой для кризиса являются голод, обман, несправедливость, насилие в семье. Да что угодно. Мы все немножко террористы, как только вылезли из пеленок. Потому что это некое насилие для устрашения. Мы должны научиться отличать мелкий террор от глобального.

Шафиг ПШИХАЧЕВ, муфтий, исполнительный директор Международной исламской миссии в Москве:

- Поддержу Игнатенко в том, что экстремизм и терроризм в России имеют сегодня исламскую окраску. Мы много раз говорили, что те ценности, которые пропагандируются этими террористами, извращены, не соответствуют истинным ценностям ислама. Происходящее сегодня на Кавказе во многом связано с тем, что отсутствовала религиозная грамотность.

«НЕКОТОРЫЕ МУСУЛЬМАНЕ ВЕДУТ СЕБЯ ПОКАЗАТЕЛЬНО НАГЛО»

Роман СИЛАНТЬЕВ, директор правозащитного центра Всемирного Русского народного собора:

- У нас много случаев, когда террористы пользуются поддержкой моих коллег-правозащитников, которые зачастую играют самую гнусную роль. Я им говорю: когда в Афганистане любимые вами талибы пришли к власти, много там осталось правозащитников? Может, они правозащитные движения будут поощрять? Они же вас первыми расстреляют.

Существует и другая проблема. У нас на телевидении от имени мусульман выступают люди, которые говорят, что фашизм бывает только русский. Заявление Аширова, что фашизм бывает только русский... Что герб России мусульман оскорбляет. Что, если введут основы православной культуры в школе, они устроят вторую Чечню. Эти люди дают скинхедам прекрасную фактуру для подтверждения своих идей.

Эдуард МАЛКОВ, замгендиректора Национального антикриминального антитеррористического фонда:

- Мы перекладываем задачи борьбы с экстремистскими проявлениями на плечи, как мы считаем, профессионалов. Правоохранители, спецслужбы сталкиваются с уже состоявшимися проявлениями. А общество, религиозные и общественные организации могут профилактировать и лечить болячки, которые к нему приводят. Важно, что мы начали это постепенно понимать. И мы сможем опровергнуть отца Алексея, который сказал, что это было с нами всегда. Если не будем равнодушными...