Происшествия21 августа 2009 11:24

Бомжи сожгли на Ходынке самолет Джохара Дудаева

Сгорел уникальный экспонат Национального музея авиации и космонавтики

В центре Ходынского поля, неподалеку от роскошного Ледового дворца, в четверг вечером (около 20.00) случился пожар. Горел синим пламенем фюзеляж военно-транспортного самолета ИЛ-14 генерала Джохара Дудаева. Самолет выгорел полностью, несмотря на усилия охранников и пожарных расчетов.

Когда-то эта территория называлась музеем авиации. Ныне 51 экспонат (вертолеты и самолеты) сбиты в кучу, словно старый хлам, и лежат чуть ли не друг на друге.

Увиденное потрясает: все экспонаты в жутком состоянии. У них оторваны люки, в приборных панелях зияют дыры, у вертолетов разбиты стеклянные кабины и фонари. Вместо реактивных двигателей - нары, на которых спали еще строители Ледового дворца. Теперь туда любят залезать бомжи, чтобы спрятаться от дождя.

- Экспонаты достаточно редкие, - рассказал корреспонденту «КП» бывший директор музея генерал Александр Бобровников. - Вот, например, ИЛ-14 - его нам передал Джохар Дудаев, когда еще командовал 326-й тяжелобомбардировочной Тарнопольской авиадивизией. Он, вероятно, и сам летал на этом военно-транспортном самолете. Борт своим ходом когда-то прилетел из эстонского Тарту и сел на Ходынском поле.

Теперь, после пожара, от него не осталось и фюзеляжа.

Самолеты числятся на балансе Управления вооружением ВВС России. Но на ремонт каждого экспоната (3 миллиона рублей) денег у военных просто нет.

Бесхозные самолеты представляют собой жалкое зрелище. По мнению генерального директора ОАО "АвиаПарк" (компании, которой поручено строить музей и управлять им от имени правительства Москвы) Станислава Ползикова, экспонаты необходимо реставрировать в специализированных цехах, и делать это должны профессионалы. Ремонт каждого самолета обойдется в кругленькую сумму - от 3 до 10 миллионов рублей.

- А почему вы не возьметесь за ремонт немедленно, ведь вам же строить и эксплуатировать музей?

- К сожалению, техника нам не принадлежит. В противном случае, мы бы имели право искать инвесторов на ремонт воздушных судов.

- Когда же вы начнете строить музей?

- У нас вся проектная документация на руках, будет команда - хоть завтра начнем рыть котлован.

Вот и выходит, что все идеи военно-патриотического образования остаются словами на газетной бумаге и в программах телепередач. А когда доходит до дела, начатого, кстати, самими военными... Получается, что если даже музей откроется в 2011 году, экспозицию мы увидим не скоро. Ведь на ремонт тех же самолетов может уйти не один год.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Своим созданием Национальный музей авиации в центре Москвы обязан двум Героям СССР: маршалу авиации Александру Силантьеву и летчику-испытателю Валерию Меницкому. Александр Силантьев, будучи председателем Комитета ветеранов войны, в 1989 году "пробил" музей в Минобороны, а советник Юрия Лужкова Меницкий в 2001-м предложил сохранить музей. Его открытия он так и не дождался - умер в прошлом году.

В 1991 году, когда Советский Союз был уже на грани развала, на Ходынском поле появились первые экспонаты. Но идея не нашла поддержки в новом государстве. Кому в те времена были нужны новые Туполевы, Микояны, Илюшины?.. Тогда ответственным за хранение назначили полковника Генштаба в отставке Александра Бобровникова. Музей, который не был ведомственным, несмотря на забвение со стороны чиновников, выжил в 90-е. Горожане охотно покупали билеты, чтобы погладить былую мощь своей Родины.

136 гектаров земли бывшего аэродрома имени Фрунзе, который раньше находился на Ходынке, Министерство обороны де-факто передало столичным властям в обмен на часть квартир еще в начале этого века. Бывший аэродром, над которым потерпел крушение самолет Чкалова в 1938 году, окруженный по периметру конструкторскими бюро "Сухого", "Ильюшина", «МиГа», за последние годы оброс новостройками. Появились школа, Ледовый дворец и ландшафтный парк. Но крупнейший в мире музей авиации, строительство которого было задумано еще на стадии планирования района, так до сих пор и не построен.

Пока чиновники ищут национальную идею, на Ходынском поле продолжают разваливаться будущие экспонаты. Происходит это у всех на виду в 50 метрах от блистательного Дворца спорта с молчаливого согласия всех нас и Министерства обороны.

Все потому, что когда военные передавали городу землю, "забыли" отдать две взлетно-посадочные полосы в центре Ходынки. Территория небольшая, но именно на месте двух этих пересекающихся крест-накрест стратегических кусках бетона, и должен был разместиться музей. Но зачем военным этот кусок земли?

По данным, полученным из наших источников в Министерстве обороны, взлетные полосы планируют использовать для подготовки военных парадов к 9 мая и других чрезвычайных ситуаций. Именно поэтому открытие музея в очередной раз переносится, теперь уже на 2011 год. И это несмотря на то, что вся проектная документация на строительство музея готова и одобрена столичным правительством. Музей планируется окружить крупнейшим в мире торговом центром с гостиницами. К нему собираются даже вывести ветку метрополитена. Постановление городских властей на застройку Ходынского поля было выпущено лет семь назад.

Бомжи сожгли на Ходынке самолет Дудаева
Сгорел уникальный экспонат Национального музея авиации и космонавтики