Москва

Москвич бы рад работать много, да силы отняла дорога!

Средний житель столицы проводит в пути два часа в день. А житель Подмосковья - все три! Можно ли избежать таких потерь времени?

Вас не утомляют маршрутки, пробки, грохочущее и душное метро? Лично меня это уже достало! И, похоже, не меня одного. Кадровая компания HeadHanter недавно опросила 8379 россиян и выяснила: дольше всех добираемся на работу мы - жители Москвы и Подмосковья (см. график). При этом 55% жителей области и 36% москвичей готовы сменить работу, даже с небольшой потерей зарплаты, если им предложат место в 10 - 30 минутах ходьбы от дома. Но... есть ли это место? Можем ли мы работать поближе к дому? «Комсомолка» попыталась разобраться.

«СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ ПРОВОЖУ В ЭЛЕКТРИЧКЕ»

30-летний Алексей живет в Орехово-Зуеве. Работает в столице, в банке, у станции метро «Полежаевская».

- Я до работы не меньше трех часов добираюсь, - вздыхает мужчина. - Сначала пешком до вокзала, потом час пятьдесят на электричке, потом на метро и снова пешком...

В пути Алексей проводит все свободное время: слушает плеер, читает, болтает в аське через мобильник. А дома только ночует.

- Выматываюсь, конечно, но зарплату в 90 тысяч мне в Орехово-Зуеве платить никто не будет! - объясняет он. - Переезжать в Москву, перевозить семью не хочу. В столице сына в школу без прописки не устроишь, да и квартиру снимать дорого. Двухкомнатная в районе «Полежаевской» - 28 - 30 тысяч. Нет, уж лучше ездить!

Вячеслав Сколяпов, замначальника отдела информации Московской службы занятости, поясняет:

- Города области - моноструктурные. В каждом - два-три градообразующих предприятия. Есть у тебя нужная там специальность, значит, есть работа. А нет такой специальности - езжай работать в Москву. К тому же здесь платят в два-три раза больше. На Западе нет такой диспропорции. Поэтому там жители мегаполисов часто переезжают в маленькие города, где воздух чище, расстояния меньше, а зарплата такая же. В России же так не получается.

В ПРОДАВЦЫ НИКТО НЕ ХОЧЕТ

Да и в самой Москве рабочие места разбросаны неравномерно. В столице 6,5 миллиона экономически активного населения. Реально работают около 5 миллионов. Между тем 2,5 миллиона рабочих мест - в Центральном округе. Получается, что каждый второй москвич вынужден ездить на работу в центр. Конечно, есть работа и в спальных районах. Но какая? Как правило, продавец в супермаркете или на рынке (всегда требуются!), дворник, сантехник... Пожалуй, все. Зарплата - 15 - 30 тысяч. Москвичи на эти деньги не идут.

- Я хотела устроиться в ювелирный салон продавцом, - рассказывает 27-летняя Анна, мама двоих детей. - Хозяйка пообещала 700 рублей в день. Причем за эти деньги нужно стоять за прилавком 12 часов! Муж сказал: «Даже не вздумай, лучше дома сиди!»

Неужели нет никакого выхода? Оказывается, есть!

НЕ ВЫХОДЯ ИЗ ДОМА

28-летняя Алена сдает свою квартиру в Лобне за 17 тысяч. А за 23 снимает в Москве, в десяти минутах ходьбы от работы.

- Неудобно, конечно, жить в чужой квартире, когда своя есть. Но это лучше, чем по электричкам да метро мотаться, - убеждена Алена.

33-летний Сергей живет в Мытищах. А зарплату получает московскую. Его рабочее место - в трех шагах от любимого дивана. Сергей - копирайтер. Пишет рекламные статьи, материалы для переговоров и иногда пресс-релизы.

- Представь, четыре часа в день на дорогу тратил. Офис-то у меня на юго-западе, - рассказывает Сергей. - Надоело до ужаса, увольняться хотел... А потом договорился с начальником отдела об «удаленке». Интернет домой провел, телефон мне стали оплачивать, вот и творю, не выходя из квартиры! Кофе, обед, перекур - в любое время. В офис приезжаю только на корпоративы. Общения, правда, не хватает, скучно бывает... Но везде свои минусы.

Кстати, Анна, та самая, которая отказалась от работы продавца, работает модератором на сайте. Проще говоря, просматривает фотки, которые пытаются выложить пользователи одной из популярных социальных сетей. «Неправильные» удаляет.

- Платят 10 тысяч рублей в месяц. Мало, зато я все время дома и работа веселая, - смеется Аня. - Иной раз такую порнуху выложить пытаются, что хоть стой, хоть падай!

Предприниматель Ольга Акиншина делает ювелирную бижутерию из самоцветов.

- Я раньше снимала офис у станции метро «Тульская» и каждый день ездила туда из Царицына. Час туда, час обратно, - рассказывает Ольга. - Но потом подумала: а зачем нужен офис? Одни расходы. И отказалась. Пять моих сотрудниц теперь тоже работают в собственных квартирах.

Ольга очень довольна.

- График работы - свободный. Питаешься не бутербродами, а как следует. Да и дети меня видят!

Василий Воропаев, руководитель проекта Free-lance.ru рассказал «Комсомолке», что работа «на удаленке» становится в столице и Подмосковье все популярнее. Особенно в связи с кризисом. Ведь владельцу бизнеса не нужно тратить деньги на съем большого офиса, покупку мебели и компьютеров для сотрудников. Не нужно оплачивать электричество, интернет-трафик - да много чего! А работникам соответственно не нужно терять драгоценные часы на дорогу.

- Правда, такая работа подходит не всем, - говорит Василий. - Чаще всего дома трудятся дизайнеры, программисты и переводчики.

- Но сдать свою квартиру и снять жилье поближе к работе может любой, - добавляет эксперт компании HeadHanter Катерина Литвинова. - Ведь время в пути - потерянное время.

БЫЛИ ЗАВОДЫ, ТЕПЕРЬ - ТЕХНОПАРКИ

При советской власти транспортные издержки старались сократить. Москвичей специально селили рядом с работой. Вспомните ряды общежитий возле АЗЛК, рабочие кварталы рядом с Судостроительным заводом, Московским НПЗ... Потом более 200 предприятий из Москвы вывели и ходить на работу стало некуда. Только ездить.

С этим приходится считаться и властям. О том, что при проектировании новых кварталов нужно сразу думать, где будут работать люди, неоднократно говорили и Юрий Лужков, и главный архитектор города Александр Кузьмин. Последний даже назвал такую цифру: для избавления столицы от пробок надо, чтобы 40 процентов москвичей трудились рядом с домом!

Прямо в спальных районах начали открывать технопарки. В них базируются небольшие фирмы, производящие высокотехнологичную продукцию. Технопарки есть в Строгине, Бутове, Зеленограде. В строгинском, например, одна из фирм обучает через Интернет, другая предоставляет информацию о банковских услугах - где дешевле взять кредит, выгоднее сделать вклад и т. д.

Кроме того, уже 12 лет в Москве работает «Женский деловой центр» (его открыли по инициативе столичной службы занятости). Через него находят работу женщины, умеющие хорошо вязать, плести из бисера, шить пледы из лоскутков - в общем, что-то мастерить.

А еще в спальных районах, особенно у станций метро, власти разрешили строить офисы. Так что работу возле дома часть жителей окраин найти все-таки может. Но пока лишь очень маленькая часть...

А большинство по-прежнему тратит часы, чтобы добраться до работы и обратно. Кстати, в течение жизни средний москвич, начинающий работать в 22 года и заканчивающий в 60, тратит на работу более двух лет. Как два раза в армию сходить!

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Сергей СМИРНОВ, директор Института социальной политики: «Экономике - без разницы, а человек - страдает»

- Сколько часов работник в дороге, экономике без разницы. Да, в пути он не работает. Зато тратится бензин или платит за проезд в маршрутке, метро, электричке. То есть не работает сам, но дает работу другим. А значит, экономика не страдает. А вот человеку плохо. Чем больше он в дороге, тем меньше нормально отдыхает: спит, гуляет, ходит в спортзал. Отсюда болячки, траты на лекарства, снижение производительности труда и, как следствие, зарплаты. В рамках Москвы, думаю, проблему потери времени на дорогу не решить. Но каждый конкретный человек может и должен попытаться. Это в его интересах.

ВОПРОС ДНЯ

Сколько времени вы добираетесь до работы?

Виктор ПОХМЕЛКИН, глава движения «Автомобилисты России»:

- Минут 40. Я Москву хорошо знаю, поэтому знаю, когда и где ездить. Но это если Кутузовский проспект не перекроют из-за проезда высоких лиц. Вот это прогнозировать ну никак не получается.

Любовь СЛИСКА, вице-спикер Госдумы:

- До двух часов. Обычно на МКАД застреваю. Даже мигалка перестала помогать. У меня, кстати, есть хорошее рацпредложение по борьбе с пробками - надо разрешить движение легкового транспорта по четным числам, а грузового - по нечетным.

Сергей МИТРОХИН, депутат Мосгордумы, лидер партии «Яблоко»:

- Машины с мигалкой у меня нет, но до работы все равно добираюсь быстро. Просто мне повезло: живу на Хамовническом валу, а работаю на Петровке. Если не попадаю на светофор у Кремля, который 10 минут поток держит, доезжаю за 15 минут максимум.

Игорь КОЛОСКОВ, старший инспектор отдела пропаганды ГИБДД Москвы:

- Каждое утро езжу из Химок на Садовое кольцо. Если выезжаю до семи утра, успеваю за сорок минут - час. А если позднее, когда самые пробки, - час двадцать минут запросто! Кстати, на общественном транспорте ехать примерно столько же - не меньше часа.

Владимир БЫСТРОВ, футболист московского «Спартака»:

- Я знаю, как мучаются многие мои партнеры, добираясь через всю Москву на тренировки в Тарасовку, но я эту проблему для себя решил. Перейдя в «Спартак» из «Зенита», я поселился в загородном доме рядом с базой клуба. Теперь на дорогу трачу пять минут.

Диана АРБЕНИНА, певица:

- Живу за городом и, чтобы добраться до центра Москвы, иногда трачу полдня! Я считаю, что город находится в омерзительной околопатовой ситуации. Он практически обездвижен. И перспектива, как мне кажется, печальна, ибо городские власти и ГАИ по какой-то причине ничего не делают, чтобы люди не были вынуждены жить в машинах вместо домов, спален или дач. Я не понимаю, что мне лично делать, если из запланированных на день трех встреч я успеваю максимум на две, измотанная и раздраженная. Обращаюсь к городским властям: что-то с этим надо сделать! Таких пробок, как в Москве, я не видела ни в одном городе мира!

ТИМАТИ, певец:

- Например, сегодня я ехал на съемки с «Мосфильма» до Неглинной 3 часа. Теперь со мной никто не разговаривает. Обиделись, что опоздал.

Антон, читатель сайта KP.RU, Москва:

- Добираюсь до работы очень быстро. Без пробок! Потому что работаю дома. Компьютер включил, в Интернет зашел, аську запустил и - «Доброе утро, уважаемые сотрудники нашей компании».