Премия Рунета-2020
Москва
+7°
Boom metrics
Экономика9 сентября 2009 22:00

Радиоточка: попробуй отключи!

Москвичи платят за услугу, которой не пользуются, потому что отказаться от нее слишком сложно
Источник:kp.ru

Вы слушаете радио? Я имею в виду репродуктор на кухне. Тот самый «привет из СССР!». Вот и я не слушаю.

Старый приемник я давно выкинул. Но... регулярно плачу за радиоточку. 34 рубля 22 копейки каждый месяц. Больше 400 рублей в год. Вроде немного, но ведь услугой этой я не пользуюсь! По данным Общества по защите прав потребителей «Общественный контроль», радиоточка есть в 96% московских квартир. Но слушают «кухонное радио» не больше 2% москвичей. Остальные, как и я, платят ни за что.

«ТАКОЕ РАДИО НАМ НЕ НУЖНО»

Зачем вообще нужна радиоточка?

- Не мы придумали ее устанавливать. Есть Федеральный закон, по которому все здания в РФ должны быть радиофицированы, - пояснили «Комсомолке» в Московской городской радиотрансляционной сети. - Ни один дом не сдается без водопровода, канализации и радиоточки.

Изначально радиоточка - требование гражданской обороны. Вдруг какая авария случится или ядерная война? Радиоточка по идее должна предупредить об опасности. Это в теории. А на практике, чтобы не пропустить сигнал о ЧП, нужно круглые сутки держать радио включенным. Причем работать оно должно громко - чтобы домочадцы слышали. Но это глупо! Кто сейчас слушает радио, да еще проводное, круглые сутки? Никто. Ну разве что пенсионеры, по привычке.

- Проводное радио большинству москвичей вообще не нужно, это анахронизм, - уверена пресс-секретарь «Общественного контроля» Юлия Шарапова. - Но люди вынуждены за него платить. Доходит до анекдота. Двадцать лет назад человек переехал в новую квартиру, сделал ремонт, оборвал провода радиоточки. Но при этом уже 20 лет за радио платит! Счет за точку просто включают в квартплату, и не заплатить невозможно. По сути, это навязывание услуг.

Москвичи жалуются: чтобы не платить за радиоточку, нужно оформить кучу бумаг, потратить уйму времени. Да еще и заплатить за вызов мастера! Так ли это? Я решил проверить.

ИЗ ОЧЕРЕДИ В ОЧЕРЕДЬ

Звоню в свою ДЕЗ.

- Хочу от радиоточки отказаться!

- А мы-то при чем? Звоните им!

- Кому - «им»?

- Ну в эту, как ее, радиотрансляционную сеть.

Набираю номер, объясняю и слышу:

- Пожалуйста, приезжайте на улицу Усиевича, 18А, это между метро «Сокол» и «Аэропорт»...

- Ой, а если я на «Юго-Западной» живу? Через всю Москву ехать? У вас поближе нет офиса?

- Нет, молодой человек! Офис для клиентов один на всю Москву. Так вот: возьмите с собой паспорт, 60 рублей, справку из ГУИС об отсутствии задолженности по оплате радиоточки - и добро пожаловать.

Иду в бухгалтерию ГУИСа за справкой. Здесь очередь. Несколько кресел заняты старушками, поэтому приходится стоять... Душно. Через час получаю справку и еду на «Аэропорт». Проплутав минут 20, нахожу заветный офис. Здесь тоже очередь. Занял, ждал еще 30 минут.

- Хотите радиоточку отключить? Это услуга платная!

- За что платить-то?!

- За выезд мастера, 60 рублей.

- Да там и отключать нечего, я даже розетку оторвал...

- Но мы-то об этом не знаем! Вот вам квитанция, заполняйте, оплачивайте.

- А на месте заплатить нельзя?

- Нет, только через Сбербанк.

Иду искать ближайший банк. Нашел, а там тоже очередь, но уже погуще. Стою... Хочется плюнуть на эту затею! Через час кое-как достоялся. Ворча, возвращаюсь в офис Московской радиотрансляционной сети. А тут новая очередь. Я закипаю, как чайник: ну что за ерунда! Дел куча, на работе еще не был, а тут стоишь как дурак, чтобы 34 рубля в месяц не платить. Да гори оно все! Еле подавив желание убежать и никогда сюда не возвращаться, я снова встал в очередь...

- Ну вот, почти все, - улыбнулась мне оператор, когда я достоялся. - В среду дождетесь мастера, он радиоточку отключит.

- А когда мастер приедет?

- В течение дня, до шести вечера будьте дома! Точнее сказать не могу - вы же у него не один.

Выхожу на улицу совершенно обалдевший. Качаю головой и разговариваю сам с собой. Это ж надо, день потерял, а тут, оказывается, нужно еще один из жизни выкинуть. Придется отгул брать. Уж лучше б я эти 34 рубля еще 10 лет платил!

«БУДЕМ ДОБИВАТЬСЯ, ЧТОБЫ ОТКЛЮЧАЛИ БЕЗ ВОЛОКИТЫ»

- Действия Московской радиотрансляционной сети прямо противоречат потребительскому законодательству, - считают в «Общественном контроле». - Ведь по закону потребитель может в любой момент отказаться от ненужных услуг. Причем уведомив их исполнителя в произвольной форме. Требовать за отказ от услуги деньги, да еще и какие-то справки - незаконно. Заявления вполне достаточно.

На днях юристы «Общественного контроля» подали иск в Измайловский суд Москвы. Они требуют, чтобы радиоточки отключали без всякой оплаты и проволочек.

- Москвичи живут в бешеном ритме, им некогда тратить время на бюрократические процедуры. А Московская радиотрансляционная сеть этим пользуется, - считает Юлия Шарапова. - Связисты, по нашим подсчетам, зарабатывают на радиоточках более 1 миллиарда рублей в год! И этот миллиард выкладываем мы. Может, хватит?

ПОСЧИТАЕМ

По данным Московской городской радиотрансляционной сети, в столице 2,8 миллиона действующих радиоточек. Если за каждую из них в месяц берут 34 рубля 22 копейки, то в месяц набегает почти 96 миллионов рублей. А в год - около 1 миллиарда 150 миллионов рублей.

КОММЕНТАРИЙ СВЯЗИСТОВ

Олег ТАРАСОВ, начальник отдела по связям с общественностью ФГУП «Московская городская радиотрансляционная сеть»: «Мы действуем строго по закону»

- Мы не навязываем услуги. Есть такое понятие - «конклюдентный договор». Это значит, что абонент, заплатив хоть раз за услуги радиоточки, молчаливо соглашается, что договор заключен. И должен соблюдать его условия - т. е. платить ежемесячно. То же самое касается услуг водопровода, электричества, канализации. В плане отключения радиоточек мы действуем строго по закону, в соответствии с «Правилами предоставления услуг связи». Нас контролируют и Россвязь, и Минсвязи. Если бы мы в чем-то закон нарушили, нас бы тут же поправили! Что касается офиса для клиентов, то он действительно только один. Мы государственное предприятие и не имеем возможности построить десяток. Кстати, этот офис - новый, мы специально выбрали место поближе к метро и отделению Сбербанка, чтобы клиентам было удобнее. В ближайшее время, кстати, планируем установить платежные терминалы, и люди смогут оплатить услугу отключения прямо у нас.

Да, мы вынуждены брать деньги за отключение радиоточки. Но эта плата, согласитесь, очень умеренная и едва покрывает расходы на выезд мастера. Конечно, мастера иногда приходится ждать весь день. Но ничего не поделаешь - у него много другой работы, могут быть аварии, их нужно устранять. Мы бы рады, как телефонисты, отключать радиоточки дистанционно, однако это невозможно чисто технически.