2018-02-21T20:04:15+03:00

Реконструкция метро: следующая станция - «Сталинская»?

К чему может привести восстановление исторического облика столичной подземки [дискуссия]
Поделиться:
Комментарии: comments239
Изменить размер текста:

Напомним: летом под сводами открывшейся после реставрации станции «Курская»-кольцевая появились строчки из Гимна СССР 1944 года. А именно: «Нас вырастил Сталин - на верность народу,/ На труд и на подвиги нас вдохновил!» Начало фразы: «Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,/ И Ленин великий нам путь озарил» из гимна выбросили. Начальник метрополитена Дмитрий Гаев заявил, что это первый шаг к восстановлению исторической справедливости в подземке. Это вызвало резонанс: от многотысячного «одобряем» до еще более многочисленного «как можно реабилитировать тирана?». Закипел Интернет, заволновалась общественность, по инстанциям пошли письма с тысячами подписей и требованием ликвидировать в метро призрак сталинизма. На прошлой неделе скандал получил новый виток развития: общероссийское общественное движение «За права человека», отправившее в мэрию письмо-протест, получило ответ от Комитета по культурному наследию Москвы, что станция является объектом культурного наследия и что вопреки правилам проектная документация нареставрацию с Москомнаследием не согласовывалась. Чиновники отправили претензию и в метрополитен. Там, видимо, поняв, что дело принимает серьезный оборот, в спешном порядке вернули в пятницу первые строчки гимна про Ленина. Параллельно подлил масла в огонь и главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, заявив, что если вести реставрацию по правилам, то надо вернуть на место и памятник вождю. При этом архитектор подчеркнул, что он не сталинист, «просто нужно воссоздать это так, как это было у художника».

Если следовать в принципе очень правильной логике Кузьмина, то «воссоздать, как у художника», придется на многих станциях. Лик вождя присутствовал практически повсеместно: в виде барельефа или на мозаичном панно. Еще были бюсты и памятники. Но с развенчанием культа Сталина все активно сносилось, затиралось, замазывалось. Куда еще, кроме «Курской», в метро могли бы сегодня вернуться лики вождя?

Известный москвовед, скрывающийся в Живом Журнале под именем moscowhite, провел колоссальное расследование, сравнив, как выглядели станции до развенчания культа Сталина и как выглядят теперь.

«Автозаводская»

До: пролетариев завода ЗИЛ, находящегося рядом с этой станцией, встречала статуя вождя.

После: свято место пустует.

«Арбатская» (Арбатско-Покровская линия)

До: над эскалаторами находилось огромное, в полный рост, панно. Вождь «выплывал» над пассажирами, поднимающимися вверх.

После: панно демонтировали за одну ночь. Теперь там просто декоративная рамка.

«Новослободская»

До: Об этой станции москвовед нашел историю: «По эскизам Павла Корина сделали мозаику с изображением Родины-матери: женщина с ребенком, тянущим ручки к солнцу. Только вместо солнца - портрет Сталина. Хрущеву, приехавшему осматривать станцию, особенно не понравились ноги Родины.

- Почему она босая?! - возмущался вождь. - Намек, что в стране обуви не хватает?! Почему дискредитируете советскую власть?!

Оплошность исправили: «обули» аллегорическую фигуру в подобие древнеримских сандалий. Вскоре из ЦК последовало распоряжение: мозаику убрать! Однако авторы рискнули и решили спасти коринскую работу: панно загородили фальшстеной, облицованной мрамором. Родина-мать пребывала «в заточении» до отстранения Хрущева от власти.

После: стенку сломали, а в верхней части панно взамен портрета Сталина поместили ленту с надписью «Мир во всем мире». Сандалии тоже убрали.

«Белорусская»-кольцевая

До: на мозаичном панно рукодельницы вышивали портрет Сталина.

После: теперь те же рукодельницы вышивают орден Трудового Красного Знамени.

КСТАТИ

Та ли это «Курская»?

Наблюдательные москвичи заметили, что исторический облик «Курской»-кольцевой вернуть так и не удалось. Если сравнить фото отреставрированной станции и той, что была раньше, еще до развенчания культа Сталина, то найдется немало отличий. Например:

1. На новой станции нет памятника самому вождю. В метро объясняют это тем, что памятник не сохранился.

2. Буквально до прошлой пятницы текст гимна был урезан. Не было первых двух строчек из четверостишия: «Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,/И Ленин великий нам путь озарил./ Нас вырастил Сталин - на верность народу,/На труд и на подвиги нас вдохновил!» (Последние две строчки убрали при Хрущеве, после XX съезда.)

3. Не совпадает рисунок плитки на полу.

4. Отличается мозаика.

Комментарий метрополитена

Павел СУХАРНИКОВ, заместитель начальника пресс-службы: «Время покажет!»

- Я не располагаю информацией, будет ли теперь возвращен исторический облик другим станциям, так или иначе связанным со Сталиным. Но в ближайшее время плановых реконструкций и переименований не предвидится. А там - время покажет. Реакцию москвичей на изменения на станции «Курская» мы анализируем.

«Семеновская»

Когда-то удостоилась имени самого вождя - называлась «Сталинская».

До: на фронтоне наземного вестибюля был большой барельеф. Под землей, в торце зала, - еще один.

После: барельефы сняли, станцию переименовали. Свято место осталось пусто - на месте барельефов сейчас просто мраморные «блины».

«Бауманская»

До: в торце зала на мозаичном панно с красным знаменем был портрет Сталина. А в наземном вестибюле у эскалатора на мраморной стене цитата Сталина: «Фронт и тыл представляют у нас единый и нераздельный боевой лагерь». Внизу - подпись автора.

После: в зале знамя оставили, Сталина заменили Лениным, граница вставки на мраморе очень заметна по фактуре и цвету. В вестибюле цитату оставили, фамилию убрали, но тщательно затереть надпись не получилось.

«Комсомольская»-кольцевая

Здесь интрига поинтереснее той, что на «Новослободской».

До: «Мозаичные панно «Вручение гвардейского знамени» и «Парад Победы», выполненные художником Павлом Кориным, выглядели так: на первом - Сталин передавал знамя солдату, - рассказывает москвовед, - за спиной Генералиссимуса - его сподвижники: Молотов, Берия, Каганович. На втором - те же персоны выстроились на трибуне Мавзолея, у подножия которого брошены фашистские знамена».

После: вместо «Вручения гвардейского знамени» появилось «Выступление Ленина перед красногвардейцами, отправляющимися на фронт», а «Парад Победы» превратился в «Триумф Победы». Переделывал панно сам Корин, он оставил много фрагментов прежнего «Парада». С картины исчезли Сталин и все его политбюро. Мавзолей теперь пустой, а на переднем плане появилась Родина-мать с пальмовой ветвью мира и серпом-молотом.

«Добрынинская»

Станция открылась в 1950 году и является рекордсменом по попыткам увековечить усатый лик.

До: на мозаичном панно в наземном вестибюле станции изображена толпа ликующих граждан, несущих портрет Сталина. Еще один портрет украшал боковую мозаику. На самой станции барельеф вождя был в торце зала.

После: портрет вождя заменили на портрет космонавта после полета Гагарина в космос. Теперь толпа его и чествует. А на боковой мозаике вместо портрета Сталина - Гвардейский знак, очень отличающийся по цвету смальты от остального панно. Барельеф заменили традиционной мозаикой - советской «Мадонной с младенцем», подбрасывающей дитя к блуждающим вокруг спутникам.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Подземка как учебник

В ситуации с реставрацией станции «Курская»-кольцевая нет ответа на вопрос: «А зачем?»

Ну в самом деле, почему именно «Курскую»-кольцевую начали восстанавливать в первозданном виде. А не, скажем, Семеновскую, которая когда-то называлась «Сталинской»? И если речь идет об исторической реконструкции, то почему тогда не поставили памятник Сталину? И вообще почему станцию решили восстановить такой, какой она была в 1950 году, а не такой, какой она была, например, в 1980-м? Почему?

Дело тут не в оценке личности одного из самых жестоких тиранов прошлого, который тем не менее остается частью нашей истории. Дело в продуманности оформления московского метро. Если делать под ретро, то давайте идти до конца: оформим, допустим, станцию «Сокольники» в эстетике 30-х годов, «Белорусскую» - под 40-е, «Курскую» оставим в духе сталинизма, «Арбатскую» посвятим хрущевской оттепели и строительству улицы Новый Арбат, на «Спортивной» поставим памятник олимпийскому мишке... Тогда будет справедливо: по станциям московского метро можно будет учить богатую историю нашей страны с 30-х годов прошлого века.

Андрей ЛАВРОВ

Редакция «КП» благодарит блогера http://moscowhite.livejournal.com/ за предоставленные фото и помощь в подготовке материала.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также