Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+6°
Boom metrics
Происшествия29 ноября 2009 0:01

«Невский экспресс» взорвали, чтобы показать свою безнаказанность

Террористы продемонстрировали, что неудачный теракт в 2007-м году - лишь осечка, которая не повторится [видео + фото + хроника трагедии]

Идеальный объектПосле того, как официальные лица признали трагедию «Невского экспресса» террористическим актом, аналогии с аварией 13 августа 2007 года неизбежны.- Видимо, ребята хотели напомнить о себе, - поделился впечатлениями сотрудник петербургской ФСБ. - Подрыв двухгодичной давности, по сути, не удался - поезд не свалился с моста, как планировали злодеи. В итоге - ни одного погибшего. Вот и доказали, что та осечка была случайностью, и что они еще кое-что могут.Скорее всего, в пятницу террористы действовали просто по аналогии. Тот же поезд, то же время и снова тщательно подобранное место. Многие сотрудники правоохранительных органов в частных беседах довольно уверенно говорили - «Невскому экспрессу»-2009 готовили ту же участь, что и составу двухгодичной давности. Это была демонстративная расправа с ничтожными шансами на спасение.Между Москвой и Петербургом ходит с десяток фирменных поездов. Из них «Невский экспресс», возможно, идеальный объект террора по идеологическим и прагматичным соображениям. Поезд очень популярен у обеспеченных россиян, тех, кого часто называют сильными мира сего и траур по которым обычно вызывает в государстве больший переполох, чем по рядовым гражданам. На «Невском экспрессе» ездят чиновники, адвокаты, бизнесмены. Те, кто живет на две столицы, бережет свое время и не экономит на комфорте.

СумятицаПоезд смерти вышел из Москвы в семь вечера. В половину десятого он пересек границу Тверской и Новгородской областей. Взрыв. Через полчаса появились первые сообщения о сходе с рельсов нескольких вагонов. Источник информации - не РЖД, а очевидцы, которые позвонили родственникам. Еще пару часов было неясно, в каком же регионе произошло ЧП, а значит, чьим оперативным структурам первыми реагировать на вызов о помощи. Пресс-секретарь Новгородского ГУВД Владимир Матюшкин убеждал корреспондента «Комсомолки»:- Авария произошла в Тверской области, наверняка тамошние коллеги уже выехали на место. Мы, конечно, при необходимости поможем силами и средствами.В Северо-Западном управлении внутренних дел на транспорте, наоборот, говорили про Новгород. А начальник отдела оперативной информации Управления информации МЧС России Наталья Лукаш около полуночи сказала нам:- Группы МЧС, милиции, ФСБ едут из Москвы и вот-вот доберутся до места. Пока мы сами не знаем, что произошло.Теракт на границе областей внес сумятицу в действия ведомств. В конце концов, уже ночью, выяснили, что место взрыва - территория Новгородского региона, но драгоценное время упустили.- Приезда первой «скорой» мы ждали полтора часа! - возмущались уцелевшие в «Невском экспрессе». - Кровь, месиво из тел и кресел, живые вперемешку с мертвыми, паника, раненых перевязывали постельным бельем. Разве это помощь?..Впрочем, и непролазная местность тоже сказалась. Сотрудник дирекции по обслуживанию пассажиров «Транссервис», которая курирует поезда Северо-Запада, пояснил корреспонденту «Комсомолки»:- Диверсию явно не дураки продумывали. Участок 285-го километра - это перегон. Прямая ветка между населенными пунктами, глухомань, подъезда нормального к путям нет.

Билет в ад за 3760Петербурженка Анна Корчагина возвращалась из командировки в вагоне № 4. Билет она купила за 3 тысячи 760 рублей. Удобное кресло, плавный ход поезда, по телевизору шел фантастический фильм «Луна 2012».- Сначала я и не поняла, что случилось, - вспоминает девушка. - Нас слегка тряхнуло, послышался треск и визг тормозов. Вагон чуть сдвинулся в сторону и поехал одной стороной колес по шпалам. После остановки так и застыл - с креном градусов пятнадцать. Я вышла и увидела, что вагон № 3 накренился еще больше, примерно на сорок пять градусов. И только потом сообразила, что не вижу последних двух вагонов.Вагон № 2, предпоследний в сцепке, оторвало от состава полтора километра назад. Он лежал на боку. Еще дальше на насыпи стоял, весь раскуроченный, вагон № 1. После взрыва он сошел с рельсов и посрезал все бетонные столбы у себя на пути. Там-то и была настоящая мясорубка.Напомним, в 2007 году «Невский экспресс» после взрыва не сбавил скорость, благодаря чему вагоны не собрались в «гармошку» и проскочили мост в целости. Инструкция же предписывает машинисту после взрыва экстренно остановиться. Наверное, террористы в пятницу на это не напрасно рассчитывали.Первоначальная информация о том, что к подрыву причастны националисты, мягко говоря, сомнительна. Пятничный теракт почти под копирку списан с прошлого (см. сравнение). Причем организаторы и исполнители могут быть те же самые. В Новгороде судят Макшарипа Хидриева, который для поезда в 2007 году привез взрывчатку. За два дня до нынешней трагедии он сам признался в этом. Ну, а руководитель той акции Павел Косолапов по-прежнему на свободе. По некоторым данным, именно он заложил бомбу в августе 2007 года. ФСБ давно и безуспешно гоняется за ним.

Два теракта

13 августа 2007 года

Рейс «Москва - Петербург».

27 ноября 2009 года

Рейс «Москва - Петербург».

Состав из 12 вагонов и двухсекционного локомотива.

Состав из 13 вагонов и двухсекционного локомотива.

21.38. Перегон Бурга - Малая Вишера. 179-й километр Октябрьской железной дороги.

21.34. Перегон Алешинка - Угловка. 285-й километр («Невский экспресс» до места двухлетнего теракта не доехал чуть больше сотни километров).

Скорость - 180 километров в час.

Скорость – 180 километров в час.

Подрыв самодельного взрывного устройства на мосту под второй секцией локомотива. Мощность - 8-9 килограммов в тротиловом эквиваленте.

Подрыв самодельного взрывного устройства под девятым вагоном от головы состава. Мощность - 7 килограммов в тротиловом эквиваленте.

Жертв – ноль, пострадавших – 59. Всего в поезде ехали 230 пассажиров и 20 сотрудников поездной бригады.

Погибших – 26, без вести пропавших – 18, пострадавших – 96. Всего в поезде ехал 661 пассажир и 21 сотрудник поездной бригады.

По последним данным, в катастрофе погибли 26 человек. Сегодня в Твери начинается процедура опознания. 96 пассажиров попали в больницы, о судьбе 18 до сих пор ничего не известно.

- Скорее всего, эти люди люди разъехались по домам, - считает министр здравоохранения Татьяна Голикова. - В ближайшее время они дадут о себе знать.

Погибших закутывали в их же вещиПассажиры рассказывают, как все произошло: хлопок, вспышка, скрежет металла, удар.- Я стоял, смотрел кино, - рассказывает пострадавший Александр Пашива. - Как вдруг вагон накренился вправо, и я почувствовал, что мы летим с рельс. Дальше было несколько ударов. Вагон перевернулся на бок, на крышу и опять на бок. Погас свет, стояла гробовая тишина, которую прервал отчаянный женский крик.У состава оторвалось три вагона. Они буквально превратились в груду железа, от взрыва их разбросало в разные стороны. На десятки метров разлетелись обломки состава, личные вещи пассажиров, чемоданы, куртки, часы...На месте где предположительно была заложена взрывчатка, образовалась воронка. Рельсы в этом месте казались расплавленными.

Шли вместе, а теперь приехали…Погибших положили прямо рядом с вагонами. Закутали с головой в их же вещи. Зрелище не для слабонервных: у многих оторвало ноги и руки. Всю ночь из-под обломков доставали мертвых. Число пострадавших беспощадно росло: десять, тринадцать, двадцать, двадцать шесть...- Мой друг погиб. Мы с ним рука об руку 25 лет шли. А теперь вот. Приехали, - Александр Пашива расплакался. - У него осталась большая семья. Почему Бог так не справедлив? У меня только голова разбита и плечо выбито. А его теперь не вернешь. Стою теперь, охраняю его тело, чтобы никто не утащил в другое место.Скорая, пожарные, милиция тянулись вереницей.

Плакали даже врачиНа место трагедии никого не пускали - ни журналистов, ни родственников, которые успели подъехать за своими близкими. Железнодорожники разводили костры, чтобы хоть как-то согреться ночью посреди леса. Жгли простой хворост и молча курили.Врачи, не стесняясь, плакали. - Что творится в нашей стране, - вздохнула медик Тверской скорой помощи Галина Алехина. - Только что видела, как девушку унесли. Молодая совсем. Ни любимый, ни родители ее дома не дождутся…Солдаты с тверской воинской части на носилках уносили погибших на вторую дополнительную железнодорожную линию. Туда же позже подъехал поезд-рефрижератор. Он доставил тела в морг Тверской больницы, где в воскресенье пройдет опознание.

Уцелевших пассажиров доставили в Петербург на сверхскоростном поезде «Сапсан». Новый экспресс должны были запустить только в середине декабря. Но пустили на рельсы раньше срока. И радости от этого никакой.

Почему взорвалась вторая бомба

В субботу днем, когда на месте крушения «Невского экспресса» уже вовсю работали эксперты, прогремел еще один взрыв. Хотя, «прогремел» - это слишком громко сказано, он скорее напоминал громкий хлопок петарды.

- Под железнодорожным полотном была заложена еще одна бомба, - спустя несколько часов подтвердил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин.

Место взрыва сразу же было оцеплено и очищено от журналистов. Изучив найденные осколки и состав почвы на месте взрыва, специалисты установили, что взорвалась тротиловая шашка. А вот находившаяся рядом с ним взрывчатка по каким-то причинам не сработала.

- Хорошо, что во время второго взрыва никто не пострадал, - сообщил бывший глава ГУВД Петербурга Аркадий Крамарев. - На Кавказе, к примеру, очень часто устраивают второй взрыв, когда на месте уже работают спасатели. И от этого взрыва гибнут люди из группы, производящей осмотр. Это подлая уловка подрывников, специально для того, чтобы причинить еще больший вред. Но не исключено, что это просто вторая часть взорвавшейся бомбы, просто она по каким-то причинам не сработала. Но это уже технический вопрос, в котором должны разбираться специалисты.

Если бы второе взрывное устройство сработало в полную силу, то непременно появились бы новые жертвы, в том числе среди высокопоставленных лиц.

- В непосредственной близости от эпицентра взрыва находились председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ, руководитель Главного управления криминалистики СКП, руководитель Московского межрегионального следственного управления на транспорте и еще несколько сотрудников СКП, - сообщает пресс-служба СКП РФ. – По счастливой случайности никто из них не пострадал.

А вот если бы одновременно сработали обе бомбы, тогда погибших и пострадавших на «Невском экспрессе» могло быть еще больше. К счастью, этого не произошло. Так почему же второе взрывное устройство не смогли обнаружить до его детонации? Видимо, спасатели были настолько заняты делом, что попросту забыли прочесать окрестности.

- Не думаю, что саперы обыскивали пути на наличие второго взрывного устройства, хотя это и положено делать по методике, - рассуждает Аркадий Крамарев. – Они обязаны были установить, нет ли опасности других взрывов. Скорее всего, бомбу не нашли потому, что она была хорошо замаскирована, а не из-за того, что все работавшие на месте аварии – придурки. Взрывные устройства легко маскировать: засыпал их песком, и все. Не будешь же всю поверхность в округе раскапывать. Будем надеяться, что саперы соблюдали методику, ведь на месте аварии работали высококвалифицированные специалисты.

По железнодорожному пути между двумя столицами ежедневно курсируют десятки поездов. Эта трасса имеет федеральное значение, однако вот уже второй раз за последние два года террористы здесь подрывают состав. Так почему бы не организовать тщательную охрану «железки» силами милиции, вохровцев или даже солдат? К примеру, через каждый километр или два можно установить охранный пункт, и регулярно обследовать рельсы. Тогда наверняка удалось бы предотвратить теракты.

- Конечно, можно через каждый километр дороги «Москва - Петербург» поставить охранные посты, но вот вряд ли РЖД сможет все это оплачивать, ведь на это потребуется много денег, - говорит Аркадий Крамарев. – Сейчас же у нас никто железные дороги ежедневно не проверяет, и никаких обходов с собаками не существует.

Всю информацию можно получить по телефонам в Питере: 8 (812) 457-49-05, 8 (812) 436-88-13 и 8-800-200-67-67, в Москве 8 (495) 626-37 -07.Смотрите список пострадавших пассажиров

Смотрите список пассажиров

Смотрите фотографии с места событий

Смотрите фотографии прибытия пострадавших на Московский вокзал

Читайте хронику ночного происшествия