Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-8°
Boom metrics
Недвижимость7 декабря 2009 22:00

Жилище сыплется? Заставим работать коммунальщиков!

Кто что и за чей счет должен ремонтировать в многоквартирном доме

На вопросы наших читателей отвечает один из ведущих специалистов России по жилищному законодательству, депутат Госдумы РФ Галина ХОВАНСКАЯ.

БАТАРЕИ ЕЛЕ ГРЕЮТ

Я снимаю квартиру в Москве на последнем этаже 14-этажки. Батареи еле теплые, постоянно приходится включать обогреватель, из-за чего периодически вылетают пробки. Можно ли что-то предпринять, чтобы решить проблему с отоплением? Анна.

- Есть две инстанции, которые могут помочь вам в этой ситуации.

Первая - это организация, которая управляет домом: ДЕЗ либо частная управляющая компания (УК). Именно эта «контора» отвечает за качество отопления и других коммунальных услуг перед жильцами дома и обязана отстаивать их интересы, самостоятельно разбираясь с поставщиками коммунальных благ.

Чтобы к вашему обращению отнеслись внимательнее и серьезнее, кроме устной заявки в диспетчерскую, подайте письменное заявление руководителю УК (ДЕЗ) с требованием принять необходимые меры.

Если управляющая компания (ДЕЗ) не шевелится, то нужно обращаться в жилищную инспекцию того административного округа, где находится дом (адреса и телефоны инспекций в округах Москвы можно найти на сайте http://www.mzhi.ru/ либо узнать в справочных префектур).

Кстати, тем, кто снимает квартиры, не стоит смущаться своего «неполноценного» статуса временного жильца. По Закону «О защите прав потребителей», под который подпадают и отношения с УК, и вопросы качества коммунальных услуг, претензии вправе предъявлять тот, кто непосредственно пользуется соответствующими услугами.

ЩЕЛЬ В СТЕНЕ, НАС ЗАЛИВАЕТ. КТО ЗА ДЫРЫ ОТВЕЧАЕТ?

У нас квартира в кирпичном многоэтажном доме, в стене появилась щель, и из-за этого квартиру периодически заливает с улицы во время дождя. К кому можно обращаться в такой ситуации? Кто и за чей счет должен ремонтировать стену и заделывать щель?Ольга.

- Стена, как и крыша, относится к общедомовому имуществу. А это значит, что за их исправное состояние отвечает управляющая компания - ДЕЗ либо частная УК, выбранная жильцами.

Поэтому владельцам квартиры, на чью долю приходится треснувшая часть стены, нужно смело требовать ремонта в письменном заявлении на имя руководителя УК (ДЕЗ).

Также имейте в виду: поскольку такой дефект, скорее всего, создает угрозу безопасности и уж наверняка причиняет вред здоровью жильцов (заливает, продувает и т. д.), то можно обращаться с жалобой на бездействие управляющей компании в жилищную инспекцию (см. выше).

КОГДА МОЖНО ВЫЗВАТЬ САНТЕХНИКА БЕСПЛАТНО

Как известно, каждый месяц мы платим за жилищные и коммунальные услуги. При этом, если нужно вызвать электрика или сантехника, им приходится снова платить. Объясните мне: разве не включаются хоть какие-нибудь услуги по вызовам коммунальных сотрудников в нашу ежемесячную плату? Игорь.

- Раньше, когда все дома находились в управлении государственных ДЕЗ, правительство Москвы утверждало подробный перечень таких работ. Они выполнялись в рамках жилищно-коммунального обслуживания, за которое мы платим ежемесячно, без дополнительной платы.

Сейчас подобные перечни тоже существуют, но утверждаются они в договорах с конкретными управляющими компаниями, в том числе ДЕЗ (как известно, они сейчас становятся акционерными обществами) и частными УК. Увы, нынешние перечни зачастую гораздо короче прежних, государственных.

Таким образом, каждый жилец может узнать о содержании списка бесплатных (вернее, не оплачиваемых дополнительно) работ в своей ДЕЗ либо частной УК, обслуживающей дом.

СОВЕТ: хорошо срабатывает просьба к сантехнику (электрику и т. д.), закончившему работу, выдать квитанцию с указанием вида и стоимости его услуги. Если вам неловко - скажем, переживаете, что мастер рассердится, больше не придет либо напортачит и т. п., - то можно невинно сослаться на то, что документ нужен для хозяина квартиры (если вы снимаете жилье) или, скажем, для получения каких-нибудь компенсаций.

Обратите внимание: выдача платежного документа, с одной стороны, дисциплинирует работника ЖКХ - он вряд ли рискнет потребовать лишнее, рискуя быть уличенным в злоупотреблении. С другой стороны, в случае чего (авария из-за халтурной работы, протечка и т. п.) у вас будет основание предъявлять претензии и требования о компенсации убытков к управляющей компании.

ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ

До каких пределов может задирать цены на услуги управляющая компания?

Многие читатели «Комсомолки» жалуются: при покупке квартир в новостройках они сталкиваются с беспределом со стороны управляющих компаний, «посаженных на хозяйство» застройщиком. Одна из самых частых проблем - запредельные цены в платежках в графе «жилищные услуги». Причем эти расценки еще и растут по непонятным причинам и по необъяснимому графику.

- Это грубейшее нарушение, - утверждает Галина Хованская. - Фактически речь может идти о самоуправстве управляющих компаний. По закону тарифы на жилищные услуги вправе утверждать только общее собрание собственников помещений в доме. Соответственно только оно своим решением может и менять эти расценки.

Жильцам - собственникам квартир не стоит забывать: если их не устраивает работа управляющей компании и есть конкретные претензии, то они имеют полное право расторгнуть договор и выбрать другую УК. В том числе можно обратиться с просьбой взять дом в управление к ближайшей ДЕЗ, если ее услуги кажутся вам более надежными и качественными.