Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+4°
Boom metrics
Экономика9 декабря 2009 22:00

Пикалево: конфликт не решен, а заморожен?

Кому выгодна кризисная ситуация в моногороде
Источник:kp.ru

Один разделили на три

Всем еще памятна июньская сцена в Пикалево, когда премьер-министр Владимир Путин заставил собственников предприятий подписать соглашения о возобновлении работы. Бросилось в глаза, что владелец компании «Базэл» Олег Дерипаска поставил свой автограф на документе настолько неохотно, что, забывшись, даже унес с собой авторучку премьера. Тогда и прозвучала ставшая крылатой фраза: «И авторучку верните!»

Почему же Дерипаска был против подписанного соглашения? Ведь, казалось бы, по нему он получил неплохие выгоды: в документе прописывалось, что в течение трех месяцев его завод «БазэлЦемент-Пикалево» будет покупать у «Апатита» нефелиновый концентрат по 750 рублей за тонну. Это очень низкая цена - до этого, в 2008 году, предприятие платило за тонну сырья 1534 рубля, а в начале этого - аж две тысячи. Тут радоваться надо, но олигарх почему-то грустит.

Чтобы понять причины тоски, надо вообще разобраться с экономикой Пикалево. Когда-то там был единый Пикалевский глиноземный завод. Его главными владельцами были Александр Бронштейн и Александр Утевский. Завод, как следует из названия, производил глинозем. Правда, по довольно дорогой технологии, так что этот бизнес прибыльным назвать было трудно. Зато из побочных отходов в соседних цехах качественно и недорого делали цемент, соду и поташ, рыночные цены на которые все время росли, и в целом предприятие приносило довольно неплохой доход. Но владельцам хотелось большего, и они решили разделить комплекс на три части. Самую прибыльную, содо-поташную, они оставили себе - теперь это комбинат «Метахим», цементный сегмент оказался в руках «Евроцемент груп» - завод стал называться «Пикалевский цемент», а глиноземное производство в итоге перешло к компании «Базэл», которая дала предприятию свое имя: «БазэлЦемент-Пикалево». Холдингу Дерипаски достались и все социальные обременения: жилые дома, ТЭЦ, Дом культуры. По наследству ему перешло и обязательство в течение 25 лет поставлять на «Метахим» коллоидные растворы по фиксированной и очень низкой цене. Выходило, что «БазэлЦемент» получил самый неприбыльный кусок, а «Метахим» - самый доходный.

Битва за сверхприбыли

Вскоре «БазэлЦемент» разорвал невыгодный для себя контракт на поставку коллоидных растворов «Метахиму». И вообще затеял реорганизацию: у «Базэла» есть другие глиноземные мощности, где технологии гораздо дешевле. И стал ориентироваться на производство цемента. Следом начал реконструкцию и «Пикалевский цемент» - раз сосед не собирается поставлять ему белитовый шлам, он стал переходить на другое сырье - известняки. А вот выгоднейший бизнес «Метахима» оказался под угрозой.

А вскоре в Пикалево грянул кризис. Остановились все три предприятия. Впрочем, эта ситуация для России, увы, стандартная: моногородов по России тьма и везде положение не сахар. Но о каком еще городе говорили так много, как о Пикалево? Многие заподозрили, что причина этого шума - старания Бронштейна и Утевского. Правда, так это или нет, осталось неизвестным. Но зато разбор полетов проводил лично Владимир Путин. Главные шишки достались Олегу Дерипаске, а владельцы «Метахима» остались в стороне: на памятном совещании в Пикалево Утевский сидел тихонько, а Бронштейн вообще на него не приехал.

В итоге выкрутили руки двум предприятиям: «Апатиту», поставляющему нефелиновый концентрат, - его заставили снизить цены, и «БазэлЦементу», который вынудили вновь запустить убыточное производство. А оно оставалось таковым, нсмотря на мгновенно подешевевшее сырье. Зато «Метахим» получил возможность вновь получать сверхприбыли: тонна поташа приносит семьсот - девятьсот долларов дохода, а мощность завода - пятьдесят тысяч тонн.

Административный нажим

Несложно догадаться, что долго такое положение сохраняться не может. «БазэлЦемент» и «Апатит» не станут вечно работать себе в убыток, только чтобы Утевский и Бронштейн зарабатывали большие деньги. Пока же получается, «БазэлЦемент» дотирует всех остальных. Недавний аудит показал, что убытки завода в 2008 году составили 48 процентов от рентабельности, а в 2009-м - 49 процентов. В то время как их контрагенты получили прибыли от пяти до семидесяти процентов.

А значит, пикалевская проблема не решена, она только заморожена. Рвануть может в любой момент, и люди снова окажутся без работы.

Надеяться на то, что собственники предприятий договорятся и решат все вопросы полюбовно, - наивно. Выходит, без административного нажима дело не обойдется. Перепрофилировать завод Дерипаски с глинозема на цемент, как это планировалось, теперь вряд ли получится.

- На наш взгляд, оптимальным выходом было бы возвращение к единому производству, - говорила ранее пресс-секретарь «БазэлЦемент» Светлана Андреева. - Это можно сделать путем создания совместного предприятия с другими участниками цепочки. Причем на условиях равной доходности, о которой и говорил Путин, заставляя подписывать июньские договоры.

Реакция владельцев «Метахима» на это предложение прохладная. Им гораздо выгоднее существующая схема. Тем более что она еще поработает как минимум год: буквально пару дней назад были подписаны долгосрочные договоры, по которым «Апатит» будет продавать «БазэлЦементу» нефелиновый концентрат по 620 рублей за тонну, а тот по-прежнему будет снабжать дешевым сырьем «Пикалевский цемент» и «Метахим».

ЦИФРЫ

Где сколько людей работает:

- «БазэлЦемент-Пикалево» - около 2000 человек.

- «Пикалевский цемент» - около 1000 человек.

- «Метахим» - около 260 человек.