2018-02-21T20:46:42+03:00

Монорельс протянут вокруг ВВЦ и за МКАД?

Несмотря на убыточность уже действующей дороги, власти хотят строить новые надземные трассы
Поделиться:
Комментарии: comments21
Изменить размер текста:

Все новое - давно забытое старое. Власти столицы вернулись к идее десятилетней давности - строить монорельсовые дороги.

- Мы планируем продлить монорельс вокруг Всероссийского выставочного центра, - заявил на днях первый заместитель мэра Москвы Петр Бирюков.

Планируется построить монорельсовую дорогу от метро «Теплый Стан» к МКАД и от «Речного вокзала» в Дмитровский район Москвы. На какие деньги будут вести стройку? Нужен ли Москве монорельс, если уже действующая дорога приносит убыток до 300 миллионов рублей в год? Именно такая сумма была заложена в столичный бюджет год назад на покрытие расходов на монорельс. О прибыли никто даже не заикается.

«Комсомолка» попыталась разобраться, действительно ли дорога так необходима городу.

ПОКУПАТЕЛИ С ДОСТАВКОЙ

Самый реальный проект - строительство монорельса от станции метро «Теплый Стан» к МКАД. Здесь, на 41-м километре кольцевой, решили строить огромный торгово-гостиничный комплекс «Славянский мир» площадью аж миллион квадратов. А к нему - «метро на сваях».

- Этот проект будет реализовываться на деньги владельцев «Славянского мира», - рассказал «Комсомолке» заместитель гендиректора ОАО «Московские монорельсовые дороги» Андрей Агальцов. - Прецедент уже есть. Владельцы «Крокус Экспо» провели к своему экспоцентру метро. А монорельс намного дешевле.

По словам Андрея Васильевича, его предприятие уже подготовило предпроектные предложения по будущему строительству. Схема прохождения монорельса согласована с Московскими электросетями,

«Мосводоканалом», метрополитеном и НИиПИ Генплана Москвы. Дорога пройдет через улицы Профсоюзную, Генерала Тюленина, подойдет близко к поселку Мосрентген, чтобы его жители могли ездить в торговый центр, и «перепрыгнет» через МКАД. На трехкилометровой дороге будет четыре остановки. Ее проект согласно распоряжению Юрия Лужкова должен быть подготовлен до конца этого года. А строительство - если все пройдет без сбоев - завершится в 2013 году. Цена проекта еще не просчитывалась, но предположительно монорельс обойдется в 3 - 5 миллиардов рублей.

ПОЛЕТИМ НАД ПРОБКАМИ?

Еще одну ветку монорельса планируют строить от станции метро «Речной вокзал». Дорога пройдет до станции Ховрино, перешагнет через железную дорогу, идущую на Химки, и закончится на улице Клязьминской в Дмитровском районе Москвы. Эту идею предложил прошлой осенью Олег Митволь - префект САО.

Внеуличный транспорт - монорельс или метро - в этом районе действительно нужен. Между зеленой и серой ветками метро - огромное расстояние. Сотни тысяч москвичей из Ховрина, Бескудникова, Западного и Восточного Дегунина каждый день мучаются в пробках, пытаясь пробиться к метро. А монорельс буквально пронесет их над заторами!

Прошло полгода.

- Идея по-прежнему актуальна. Мы внесли ее в Генплан развития Москвы, - заявил «Комсомолке» Олег Митволь. - Как только депутаты Генплан примут, можно говорить о проектировании.

Проекта монорельса вокруг ВВЦ тоже пока нет.

- Построить его будет непросто, - считает Андрей Агальцов. - Ведь на территории ВВЦ - сплошные памятники. Разрешат ли там строительство? А по периметру выставочного центра - Ботанический сад, Останкинский парк, Шереметевский дворец... Хотя, если нам дадут задание построить здесь монорельс, мы придумаем, как это сделать.

Да, но стоит ли тратить деньги, если монорельс ежегодно приносит многомиллионные убытки?

«НУЖНО ПРАВИЛЬНО СТРОИТЬ И ПРАВИЛЬНО ВОЗИТЬ»

- Общественный транспорт убыточен во всем мире, - уверяет директор Института социальной политики Высшей школы экономики Сергей Смирнов. - Искусство городских властей - свести эти убытки к минимуму. В случае с монорельсом это не удалось. Его построили просто не там: далеко от метро, железнодорожных станций и торговых центров. К тому же монорельс довольно медленно ездит.

Андрей Агальцов не согласен.

- Монорельс удачно соединил Серпуховско-Тимирязевскую и Калужско-Рижскую линии метро, - считает Андрей Васильевич. - Да, поезд не может быстро ехать, потому что остановки близко - на расстоянии от 500 до 1000 метров друг от друга. Поезду негде разогнаться. Но от станции метро «Тимирязевская» до «ВДНХ» можно доехать всего за 10 - 12 минут. То же расстояние на автобусе - это 40 - 50 минут! Монорельс удобен для пассажиров, иначе бы им не пользовались.

Статистика, кстати, говорит о том же. В 2008 году монорельс перевез 3,5 миллиона пассажиров, а в 2009 году - уже более четырех миллионов - на 18% больше. И это при том, что в наземном транспорте пассажиропоток за год снизился на 5,7 - 8% - в зависимости от маршрута. А в метро - на все 10%! В чем же дело? Возможно, монорельс стал популярнее потому, что стали дешевле билеты (раньше они стоили 50 руб., сейчас - 26, как на метро. - Ред.) и с 10 до 3,5 минуты сократился интервал движения поездов.

И все равно монорельсу далеко до популярности метро. Почему? Как сделать эту забаву московских властей по-настоящему народным транспортом?

- Просто монорельс нужно строить в более удачном месте, где много пассажиров, - считает Виктория Герами, завкафедрой логистики МАДИ. - Пассажиропоток следует просчитывать заранее и получше. К тому же надо позаботиться об удобстве пассажиров. Сделать, например, единый вход-выход с метро, чтобы людям не пришлось выходить на улицу. Ввести единый с метро проездной. Увеличить скорость движения составов, уменьшить интервал ожидания. Но все-таки главное, чтобы эти направления были востребованы пассажирами.

И все же Игорь Краснов, гендиректор ОАО «Московские монорельсовые дороги», уверен: несмотря на не очень удачный «первый блин», у его детища в Москве большое будущее.

- Монорельс строить выгодно. Километр трассы - от 17 до 35 миллионов евро, - поясняет Игорь Владимирович. - А метро - 190 миллионов евро! Даже скоростной трамвай, который хотят запускать в 2011 году, дороже монорельса на 20 процентов!

Что же получается? «Метро на сваях» - антикризисный транспортный проект? Получается так, если его, конечно, правильно построить. Для москвичей. А не для туристов.

ПЛЮСЫ «ВОЗДУШНОГО МЕТРО»...

Трасса проходит вне улицы, а значит, не мешает наземному транспорту.

Поезда ходят строго по расписанию и не стоят в пробках.

Монорельс - экологически чистый и довольно тихий транспорт: он не гремит, как электричка.

Дорога работает при любой погоде.

Строительство стоит относительно дешево.

...И МИНУСЫ

Поезда ездят медленно.

Интервал движения электричек больше, чем в метро.

Нет единого вестибюля с подземкой, поэтому пересадка в метро занимает много времени.

Здесь не действуют проездные на метро.

Станции открытые, зимой на них холодно.

КСТАТИ

Аварии здесь редкость

Монорельс - один из самых безопасных видов транспорта. За шесть лет здесь была всего одна серьезная авария. В конце декабря прошлого года во время движения из-за короткого замыкания возник пожар между вагонами. Машинист его потушил. Пассажиры дошли до станции «Телецентр» по специальной дорожке для техперсонала, что ограждена перилами и тянется вдоль всего пути. Эта дорожка - единственный, но вполне надежный эвакуационный выход с монорельсовой дороги. Спасительная «тропинка» выводит к зданию ближайшей станции. Идти по шпалам, как в перегонах метро, пассажирам в случае чего не придется. Да и расстояния между станциями здесь в отличие от подземки меньше в два-три раза - от 500 до 1000 метров.

А КАК У ДРУГИХ?

Самый длинный монорельс - почти 24 километра - в японской Осаке. Всего же в городах Японии, страдающих от перенаселения, построено более 100 км «воздушных» дорог.

Второй по протяженности монорельс - в Диснейленде города Орландо (США) - 23,6 км. Есть монорельсовые дороги в Сиднее, Сиэтле, Нью-Йорке, китайском Чунцине и многих других мегаполисах мира. Их протяженность - от 1,5 до 13,5 км. Монорельс в Москве - 4,7 км.

Никита МИРОНОВ

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также