2018-04-02T13:27:20+03:00

Известный фотограф Алексей Никишин в Волгограде: « Я специально треплю звезд, чтобы они выглядели естественно!»

Художник рассказал "Комсомолке" почему Валерия Гай Германика талантливая личность и зачем Артур Смольянинов закрывает на съемках глаза.
Изменить размер текста:

Фотограф Алексей Никишин снимает «звезд». Среди его клиентов – Чулпан Хаматова и Мария Миронова, Андрей Макаревич и Вячеслав Бутусов. В его студии побывали Анастасия Волочкова, Владимир Спиваков, Марина Голуб, Павел Деревянко, Андрей Мерзликин, Кирилл Серебренников и множество других известных артистов. Первая реакция на фотографии Никишина - шок: это Чулпан Хаматова? Это Андрей Макаревич? Это вообще красиво? Но в любом случае эти снимки цепляют, не оставляют равнодушными, рождают миллион вопросов, часть из которых я задала самому Никишину на мастер-классе в Волгограде, организованном фотографом Дарьей Дудукиной.

- Алексей, как сами звезды реагируют на такие портреты? Знаете, Чулпан Хаматова – одна из моих любимых актрис, но если бы не подпись, я бы вообще не узнала ее на вашем фото. То же самое с портретом Андрея Макаревича…

- Хорошо реагируют! Многие известные артисты признавались мне, что это проблема для них – сделать хорошую запоминающуюся фотографию. Актриса в красном платье, актриса в синем платье, актриса с развевающимся шарфиком… Актер на презентации, актер за рулем своего автомобиля… Может быть, это интересно публике, но не им самим, потому что для звезд это часть повседневной работы. А хочется получить необычный портрет, на который будешь смотреть и через год, и через два, который не надоест. Что касается портретов Чулпан Хаматовой и Андрея Макаревича, их обоих я фотографировал на выезде, хотя обычно приглашаю клиентов к себе в студию. Андрея снимал у него дома, съемка длилась четыре часа. А Чулпан – в театре, на работу с ней у меня было всего 10 минут. Тем не менее, мне удалось сделать удачный портрет, который стал у нее одним из любимых. Вот удачный портрет, актрисы Марины Голуб. Она сама довольна осталась, и многие наши общие знакомые говорили, что мне удалось передать на снимке суть ее характера.

- Какая-то она несколько растрепанная у вас…

- Да это я специально немножко «треплю» своих моделей, чтобы более естественно выглядели.

- Удачный или неудачный снимок – от чего это зависит?

- Хочется сказать «от мастерства фотографа». Но бывает по-всякому. Анастасию Волочкову, например, я снимал два часа. Через два часа она спросила: «Мы закончили?» Я сказал: «Да», хотя был абсолютно не удовлетворен, чувствовал: все, что отснял – не то. В этот момент она начала вставать с кресла, я нажал на спуск и понял: сделал кадр! Жаль, что Волочкова у нас в опале, на выставке в одной из галерей Москвы мне не разрешили показать ее портрет публике, а один из телеканалов отказался от съемки сюжета только из-за этой фотографии... Или вот снимок Полины Агуреевой – на пленке случайно наложились два кадра, а получился совершенно неожиданный портрет с особым смыслом, в духе Пикассо. Честно говоря, я до сих пор считаю, что снимаю плохо.

- Закрытые глаза у модели на снимке традиционно у большинства фотографов считаются браком. У вас же очень часто у людей закрыты глаза. Более того, вот, например, Артур Смольянинов – он вообще закрывает лицо руками…

- «Глаза – зеркало души» - это штамп, а я стараюсь уйти от штампов. Если закрыть человеку глаза, закрыть рот, то есть стереть глянцевую американскую улыбку, в нем появляется какая-то загадка, вопрос, ответ на который найти я предоставляю зрителю. А Артур – он просто устал после долгой съемки, и закрыл лицо руками, чтобы отдохнуть несколько минут. В этот момент я его сфотографировал. На мой взгляд, иногда жест, руки говорят о человеке больше, чем его лицо.

- Вы говорите, что стараетесь на фото передать суть человека. Но ваши клиенты в основном – актеры, они ведь привыкли играть на публику…

- В этом смысле с актерами тяжело работать. Поэтому я стараюсь, создать максимально уютную атмосферу в студии, это просто гостиная, да, со специальным оборудованием, но гостиная. Устраиваю чаепитие. Делаю все для того, чтобы модели забыли об объективе. Фотосъемка – это дружеской общение за чашкой чая, всегда диалог, разговор, по ходу которого я иногда нажимаю на спусковую кнопку.

- Кто из известных личностей произвел на вас наиболее яркое впечатление?

- Антон Шагин, актер «Ленкома» (он исполнил главную роль в фильме «Стиляги») очень яркий молодой человек, хотя ему всего 24 года. Полина Агуреева, актриса театра Фоменко (у нее главные роли в сериале «Ликвидация», в фильме «Эйфория») произвела огромное впечатление. Она перевернула мое отношение к искусству, после общения с ней у меня появились жесткие критерии, в том числе и в моральном плане. Из тех, кого снимал недавно, отметил бы Валерию Гай Германику. Очень умная неординарная девочка, далеко пойдет.

- А как же «Школа»?

- При чем тут «Школа»? Я не смотрел. Во-первых, мне это не интересно. Во-вторых, у меня нет возможности следить за творчеством всех моих моделей. Может быть, когда-нибудь придет время, посмотрю. Но Валерия – неординарная личность!

- С кем-то из звездных клиентов продолжаете общение вне студии?

- С Полиной Агуреевой подружились. С Андреем Мерзликиным общаемся. Я снимал его несколько раз, и одного, и с семьей. А однажды он приезжал ко мне со своим духовником, протоиреем Алексием Власенко. Я сфотографировал священника. Получился отличный портрет – у священника этакий взгляд с хитринкой. Но самому батюшке, по-моему, это фото не очень нравится. Возможно, из-за этого самого взгляда.

- Как вы встречаетесь со своими клиентами? Вы находите их или они вас?

- По-разному. Чаще всего, через общих знакомых я стараюсь передать человеку, что хочу с ним поработать. Мечтаю поснимать Ксению Собчак, мне кажется, это очень умная образованная женщина, а ее эпатаж – это намеренно спланированная акция. Я думаю, через несколько лет она станет основной ведущей политических программ на нашем телевидении. Очень хочу поработать с Константином Хабенским, сильная духом личность…

- Вы всегда делаете черно-белые фотографии, почему?

- Во-первых, на мой взгляд, черно-белые снимки более выразительные и пластичные. А во-вторых, я просто не умею снимать на цвет. Но учусь. Как только освою – начну делать портреты в цвете.

- Пленка или «цифра»?

- Однозначно пленка! На мой взгляд, в фотографии должна быть какая-то загадка, тайна, когда не можешь сразу увидеть результат. Мне доставляет удовольствие сам процесс – как я несу пленки в проявку, жду контрольных отпечатков, отбираю лучшие кадры… Это особое состояние души.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также