Премия Рунета-2020
Москва
+14°
Boom metrics
Москва4 апреля 2010 22:00

Москву возьмут в квадратное кольцо

Первый участок Центральной кольцевой автодороги пройдет между Ленинградкой и Ярославкой
Источник:kp.ru

Вокруг Москвы начнут строить еще одно дорожное кольцо. Точнее - квадрат (см. схему). Возведение первого участка ЦКАД начнется уже в 2011 году. Нужна ли нам эта дорога? Как долго ее будут строить? Пострадают ли леса и дачные поселки? «КП» попыталась разобраться.

ПОДАЛЬШЕ ОТ ГОРОДА

Строить вокруг Москвы объездную дорогу задумали еще в 1937 году. Ведь транзитный транспорт городу мешал уже тогда! Прообраз МКАД появился летом 1941 года - по дороге, построенной всего за месяц, подвозили к линии фронта технику и снаряды. Настоящая МКАД появилась в 1962 году, но хватило ее всего на 30 лет. Москва так быстро росла, что добралась до кольцевой автодороги и даже «перепрыгнула» через нее. А тут еще бизнесмены «помогли»: вдоль кольцевой понастроили гипермаркетов, и МКАД окончательно превратилась во внутреннюю московскую дорогу.

- Беда кольцевой в том, что по ней едет и городской, и транзитный транспорт. Отсюда и жуткие пробки, - пояснил профессор, завкафедрой строительства и эксплуатации дорог МАДИ Владимир Носов. - Поэтому ЦКАД, вне сомнения, нужна. Она примет на себя транзитные машины, идущие через Московскую область и, я надеюсь, многочисленные оптовки и новые «черкизоны», которые сейчас плодятся вдоль МКАД.

Петр Кацыв, министр транспорта Московской области, уверяет:

- На ЦКАД появятся логистические центры, мотели, гостиничные и складские комплексы.

Строить ЦКАД решено в 30 - 50 километрах от Москвы. Частично новая дорога пройдет рядом с «бетонкой» - Московским малым кольцом (оно проходит через Ногинск, Электросталь, Бронницы). Частично - за его пределами. Первый участок ЦКАД начнут строить уже в следующем году.

- Он будет проходить между Ленинградским и Ярославским шоссе. Длина - 113 километров, - рассказал «Комсомолке» пресс-секретарь ОАО «ЦКАД» Алан Березов. - В районе Ленинградки новая дорога, как предполагается, начнется примерно в 40 километрах от МКАД, но потом трасса пойдет на северо-восток, и ближе к Дмитровке она будет уже в 50 километрах от кольцевой.

Возводить дорогу будут частные инвесторы. Проезд по большинству участков ЦКАД будет платным. А не хочешь платить - езжай по Малому или Большому московскому кольцу.

У ПОДМОСКОВЬЯ ДОБАВИТСЯ ПРОБЛЕМ?

Прокладывать Центральную кольцевую будут долго - до 2023 - 2025 годов. Как ожидается, к строительству привлекут десятки тысяч рабочих. С одной стороны - новые рабочие места. А с другой - строят дороги у нас, как правило, гастарбайтеры.

По данным экспертов, к строительству привлекут не меньше 200 тысяч человек. Поскольку проект будет долгим, многие гастарбайтеры приедут с семьями. Вот вам и полмиллиона новых жителей. Обрадуются ли им жители Подмосковья?

Вторая проблема - экологическая. Для строительства дороги планируется вырубить около 2 миллионов квадратных метров леса. Проектировщики ЦКАД уверяют: это немного - всего 0,1% площади подмосковных лесов, и обещают компенсирующее озеленение.

- А зачем вообще что-то вырубать? - недоумевает руководитель общества защиты природы Московской области Юрий Самсонов. - Просто когда о ЦКАД только начали говорить, под нее нужно было резервировать земли. Но вместо этого площади распродали под коттеджи, а теперь нам говорят: не осталось свободных участков, нужно через лес дорогу тянуть!

Экологи опасаются: дорога через лес погубит не только вырубленные деревья, но и «оставшиеся в живых» - те, что рядом с трассой. Выхлопные газы и пикники на обочинах - все это превратит леса в помойки.

ДАЧНИКОВ РАССЕЛЯТ

Заказчики строительства обещают: дорога пройдет мимо населенных пунктов. Но, возможно, зацепит какие-то деревни и дачные участки. Дадут ли дачникам компенсации?

- На госторгах определяется независимый оценщик, - пояснила пресс-секретарь ФГУ «Дороги России» Наталья Модина. - Он устанавливает рыночную стоимость участка и всего, что на нем успели построить: домов, гаражей, бань и т. д. Если дача сдается в аренду, то определяется не только ее стоимость, но и упущенная выгода, то есть деньги, которые вы потеряете, лишившись этого источника дохода. Затем хозяину владения из федерального бюджета выплачиваются средства согласно независимой оценке. Если вы, как владелец, с оценкой не согласны, то можете ее оспорить в суде.

Наталья Модина добавила, что предупредить о грядущем строительстве жителей должны Росавтодор и муниципальные власти. Обычно это делают минимум за полгода до того, как на стройплощадку выйдет тяжелая техника.

ТТХ новой трассы

Длина - 521 км

Ширина - от 4 до 8 полос в зависимости от участка

Число развязок - 31

Мостов и тоннелей - 180

Предполагаемая скорость - 140 км/час

Предполагаемая стоимость проезда - 3 - 5 руб. за километр для легковых автомобилей, 10 - для грузовиков.

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Алексей ЯРОШЕНКО, руководитель лесной программы Гринпис России:

«Такая дорога опасна для экологии»

- ЦКАД - не просто дорога. Это начало невиданного расширения Москвы. Как только появится это гигантское кольцо, вдоль него начнут строить гигантские склады, предприятия и логистические центры - как когда-то у МКАД. А внутри кольца начнется массовое строительство жилья: где появляется дорога, там всегда вырастают поселки. В итоге лет через 20 - 30 мы получим гигантскую городскую агломерацию диаметром 120 километров с населением в 20 - 25 миллионов, как в Мехико. Но Москва и область стоят на равнине, проветриваются довольно плохо. Как наши дети будут жить в таком городе? Чем дышать?

Виктория ГЕРАМИ, завкафедрой логистики МАДИ, профессор:

«Лучше вширь, чем ввысь!»

- Развитие дорожной сети, как показывает западный опыт, действительно приводит к развитию города, его расширению. Этот процесс необратим. Но не нужно его пугаться. Москве тесно в своих границах, плотность населения высока, и нам нужно расти не ввысь, как сейчас, а вширь. Лучше расширяться, чем строить новые небоскребы.