Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды21 апреля 2010 22:00

Ну, с днем халявщика!

Мы решили вспомнить российские рекламные ролики, фразы из которых ушли в народ

Что в первую очередь приходит в голову, когда мы слышим слово «реклама»? Наверное, раздражение. Особенно, если речь идет о рекламе телевизионной - той, что мешает смотреть любимые фильмы, прерывает на самом интересном месте футбольные матчи и вообще поражает своей глупостью. Впрочем, возможно, мы несправедливы к этим, как их иногда называют, промо-видео. Ведь многие из них сняты талантливо, а некоторые подарили людям выражения, ставшие крылатыми.

90-е: Тетя Ася и тренер-зверюга

Конечно, реклама была и на советском ТВ, но напоминала она скорее пенсионный вариант «Магазина на диване». И лишь в 90-е появились все необходимые для ярких роликов составляющие в лице режиссеров с хорошим воображением и заказчиков с большими деньгами. И те и другие мыслили масштабно, результат был соответствующим. Например, уже в 1992 году в России появились своеобразные рекламные сериалы - то есть несколько роликов, объединенных общими героями и целью, заключающейся в пропаганде конкретного продукта или вида услуг. Самыми популярными и обсуждаемыми стали похождения Лени Голубкова, человека из народа, вложившего свои кровные в билеты «МММ». Зрители напряженно следили за Леней и его родными, богатевшими от ролика к ролику. Кульминацией саги о Голубковых стал его спор с братом, в котором Леня, отвергая обвинения в желании быстро и легко заработать, заявляет: «Я НЕ ХАЛЯВЩИК, Я ПАРТНЕР!» Фраза тут же стала крылатой. И даже последующее разоблачение «МММ» не повлияло на популярность этого изречения. Так же, кстати, как и на популярность самого Лени Голубкова, точнее актера Владимира Пермякова.

И все же зарисовки из жизни Лени и Ко были сняты довольно простенько, а молодые режиссеры-рекламщики хотели блеснуть мастерством. И вскоре в телеэфире начали появляться ролики банка «Империал», снятые поистине с голливудским размахом (режиссер Тимур Бекмамбетов словно предчувствовал свой грядущий дебют на «фабрике грез»). Каждый из 18 роликов, сделанных с 1992 по 1997 год, представлял собой отдельный исторический фильм. Но запомнился наименее масштабный из них. Он был посвящен диалогу графа Суворова и императрицы Екатерины и оставил неизгладимый след в людских сердцах репликой полководца: «ДО ПЕРВОЙ ЗВЕЗДЫ НЕЛЬЗЯ!»

Подобных глобальных и расточительных проектов российский рекламный рынок себе в дальнейшем не позволял. Надо было возвращаться к материям более приземленным, то бишь рекламировать бытовую химию, и ролики стали проще, а слоганы понятнее. В 1996 году в дело вступила благообразная дама средних лет (актрисы Татьяна Ташкова), всегда имевшая при себе запас отбеливателя «Эйс», в русском варианте переделанный на «Ас». Даму звали тетя Ася, а ролики, в которых тетя спасала своим отбеливателем то одну, то другую незадачливую семью, неизменно сопровождались радостным детским визгом и криками: «ТЕТЯ АСЯ ПРИЕХАЛА!». Фраза стала практически синонимом выражений типа «опять двадцать пять», ею обозначали что-то неприятное, но неизбежное.

А в конце 90-х рекламщики, словно сговорившись, забыли о художественных изысках, плюнули на прямолинейность и принялись юморить. 1999 год стал настоящим фейерверком, подарившим нам массу остроумной рекламы. «НАДО ЧАЩЕ ВСТРЕЧАТЬСЯ!» - говорили мужики в рекламе пиво «Золотая бочка». Народ просто не мог не согласиться! «НАШ ТРЕНЕР - ПРОСТО ЗВЕРЮГА!» - утверждали качки из рекламы конфет «Рондо», глядя на своего щуплого наставника. Естественно, с тех пор каждый тренер в стране стал «зверюгой». Редкая творческая удача - еще один ролик из рондовской серии стал народным хитом. Помните, тот, где муж-подкаблучник, оправдываясь перед самим собой, грозно произносит: «СКАЗАЛ К МАМЕ - ЗНАЧИТ К МАМЕ!» Интересно, что режиссером этих клипов был... Тимур Бекмамбетов!

Ну и как не вспомнить еще один хит-1999 - рекламу занимающейся пересадкой волос компании Real Trans Hair, где звучит бессмертное: «А ТЕБЕ, ЛЫСЫЙ, Я ТЕЛЕФОН НЕ СКАЖУ!» Страшно представить, сколько раз слышали потом в свой адрес эту фразу россияне, обделенные буйной шевелюрой.

2000-е: Они идут к нам!

В нулевых рекламный юмор стал менее затейлив - вспомним хотя бы год 2000-й, промо-кампанию пива «Толстяк», ее лицо, актера Александра Семчева, и перлы: «ТЫ ГДЕ БЫЛ? - ПИВО ПИЛ!», «А МУЖИКИ-ТО НЕ ЗНАЮТ...» Народ подхватил эти фразы мгновенно!

Впрочем, позаботились рекламщики не только о лексиконе рабочего класса, но и о словарном запасе клубных тусовщиков. Это им в 2001 году подарила реклама пива «Столичное» фразу-«подкат»: «ХОЧЕШЬ, Я УГАДАЮ, КАК ТЕБЯ ЗОВУТ?» Ролик, в котором парень (актер Андрей Чернышов, ставший затем, как и Семчев после «Толстяка», звездой) прихорашивается перед походом в клуб, превратился в настоящий телешлягер.

Не дремали тем временем и последователи тети Аси, тоже решившие сделать рекламу посмешнее. В 2002 году для пропаганды порошка «Тайд» был изобретен гениальный слоган: «ВЫ ВСЕ ЕЩЕ КИПЯТИТЕ? ТОГДА МЫ ИДЕМ К ВАМ!» Фраза прижилась настолько, что ею озвучивали даже шутки политического характера - например, одна из интернет-карикатур на экс-президента США Буша-младшего была подписана так: «Вы все еще не верите в демократию? Тогда мы идем к вам!»

В 2003 «выстрелила» еще одна рекламная кампания. Помните ролик про нервного продавца, вопрошающего: «СКОЛЬКО ВЕШАТЬ В ГРАММАХ?!» А улыбчивый автослесарь, поднимающий стакан со словами «НУ, С ДНЕМ ЖЕСТЯНЩИКА!»? Возможно, сами клипы уже стерлись в памяти, но обе фразы продолжают свое успешное существование.

Вряд ли вы восстановите поминутно сюжет рекламы пива «Тинькофф» (2004), но слоган «ОН ТАКОЙ ОДИН!» до сих пор используют при поздравлении мужчин, фамилии которых заканчиваются на «ов».

Рекордом стала реклама страховых автополисов, в которой, помимо ставшего девизом всей промо-акции - «ВСЕ ПРАВИЛЬНО СДЕЛАЛ!», содержался и другой перл, мигом превратившийся в классику, - «ЧТО СТОИМ, КОГО ЖДЕМ?» Вот так, один ролик - и сразу два крылатых выражения на все времена!

Увы, эта победа, состоявшаяся в 2005 году, оказалась пирровой. С тех пор ни один рекламный ролик не подарил нам присказки «на каждый день». Рекламщики, не забывайте - разговорный язык ждет от вас новых шедевров!