В эти дни в кинотеатрах России идут два фильма о войне - «Утомленные солнцем. Предстояние» Никиты Михалкова и «Читаем блокадную книгу» Александра Сокурова. Их невольно сравнивают, хотя они совершенно разные.
Сокурову пришла в голову простая, но гениальная идея: взять «Блокадную книгу» Даниила Гранина и Алеся Адамовича и попросить актеров и простых людей - курсантов военных училищ, младших и старших школьников, студентов, учителей, самих блокадников - прочесть по отрывку вслух перед камерой. А потом смонтировать фильм.
Денег Сокурову ждать было особо неоткуда. Выручил питерский канал «100 ТВ» - телевизионщики оценили значимость работы и сразу предоставили студию для съемок.
Снимали одним кадром, без дублей. На каждого уходило минут по десять - двадцать.
Эффект получился потрясающим! Каждый из участников до команды «Мотор!» не знал, что ему предстоит. Будто не фильм смотришь, а сам присутствуешь в реальном времени в осажденном, голодном, умирающем городе. Ветераны, которых пригласили на просмотр, плакали. Плакали и люди в кадре.
- Сокуров не дал заранее прочитать текст, запретил репетировать, - объяснила актриса Лариса Малеванная. - Должны быть непосредственные, живые реакции. Мне, актрисе, без репетиций пришлось трудно. Голос срывался, я запиналась, заикалась, делала паузы... Зато получилось замечательно. Ленинградцы для меня - святые люди.
Но, как узнала «КП», многие питерские актеры, узнав, что репетиций не будет, отказались сниматься.
- Как можно отказаться? - удивляется Олег Басилашвили. - Это священная память. Я с радостью и благодарностью согласился.
Леонид Мозговой готов сниматься у Сокурова где угодно. Поэтому приехал без лишних вопросов.
- Сокуров снял с меня галстук, взъерошил волосы, - вспоминает Леонид Павлович. - Когда читал текст, не плакал. Слезы лились, когда смотрел. В этом фильме нет ужасов, зато есть достоверность и подлинность.
Даниил Гранин, по книге которого в соавторстве с Алесем Адамовичем сделан фильм, - сам ветеран войны, и к фильму Сокурова у него вопросов нет.
- У меня никто не спрашивал разрешения на экранизацию. Да это и не нужно, - рассказал Даниил Александрович. - Фильм получился просто прелестный. И прелесть его в том, что он сделан без всякой значительности, монументальности, подкупает непосредственностью. Я как-то боюсь, когда режиссер ставит себе задачу сделать шедевр.
Фильм Сокурова осенью уже произвел фурор на Венецианском фестивале, куда его отвез телеканал «100 ТВ». Затем лента побывала на кинофестивалях в Голландии, Франции и Великобритании, а также в Нальчике.
- Но мне важно понять, как в России воспринимают этот фильм, - говорит Александр Сокуров. - Очень много из того, что могли сказать, в ленте не сказано. Есть обстоятельства, о которых даже сегодня трудно говорить. Этот фильм был гражданским криком. Но не отчаяния, а гнева и боли. Это призыв к обществу посмотреть, какой ценой все дается. В России ничего не бывает однажды.