Премия Рунета-2020
Москва
+10°
Boom metrics
Москва17 мая 2010 22:00

Москвичей пересадят на велосипеды

Для этого увеличат число велотрасс и возле станций метро устроят велопарковки
Источник:kp.ru

Чтобы ездить без пробок, не стоит изобретать велосипед. Нужно... просто сесть на него. Столичные власти обещают помочь. В этом году в Москве появится более 30 километров велодорожек. А возле станций метро - велопарковки. Доехал, сел в подземку и едешь без всяких заторов. Неужели в Москве такое возможно? Станет ли велосипед альтернативой машине?

НА РАБОТУ - ПО КОЧКАМ

Почти каждую весну мэр Москвы советует горожанам пересаживаться на велосипед. Дескать, экологически чистый транспорт. Да и польза для здоровья большая. Я решил последовать совету Лужкова и попытался доехать до работы на велосипеде.

Добираться вроде недалеко: около 10 километров. На маршрутке это расстояние - дойти до остановки, дождаться транспорта, проехать по пробкам 18 остановок, дойти от остановки до редакции - я преодолевал в среднем за час. А как на велосипеде? Сажусь, выезжаю на Кронштадтский бульвар. Опа... А меня здесь не ждали. Пробую, как сказано в правилах, ехать не дальше метра от края проезжей части, но не очень-то получается. Мешают припаркованные машины. Объезжая их, выруливаю на левую полосу.

Автомобили меня то и дело подрезают, водители возмущенно бибикают - ты чего, мол, вылез?! И мне все время кажется, что вот-вот собьют. Съезжаю на тротуар. Но и здесь неудача: каждый заезд во двор - это бордюры поперек пути. Я подпрыгиваю-подскакиваю и без конца звоню пешеходам - мол, поберегись, еду! Не езда, а мучение... Через пару километров не выдерживаю и сворачиваю во дворы. Еду к цели уже «напролом» - по кратчайшему пути. А кратчайший ведет через Тимирязевский парк. Велосипедных дорожек тут нет, поэтому гоню по тропинкам, подпрыгивая на торчащих из земли корнях деревьев. Указателей тоже нет, плутаю... Наконец выезжаю к железнодорожной платформе Гражданская. Ух... 16-килограммовый велосипед приходится перетаскивать через пешеходный мост - тяжело. Я приезжаю в редакцию через тот же час. Мокрый и уставший. Долго пытаюсь пристроить куда-нибудь велосипед. Пристегнешь к дереву на улице - украдут. Цепляю трос с замком к батарее в холле. Да, так «пилить» - не вариант.

БУДЕТ, КАК В ПАРИЖЕ?

В столице Франции, например, многие доезжают до метро, оставляют велосипед там, на парковке, потом едут в подземке, а оттуда уже на другом велосипеде, который их ждет на той же парковке. У нас планируют сделать что-то похожее.

- Необходимо сделать цивилизованные велосипедные стоянки у метро. В течение следующего года мы стоянки сделаем, - пообещал в октябре прошлого года глава столичного Департамента транспорта Василий Кичеджи.

Что удивительно, работа уже идет.

- Мэр поручил разработать схему размещения велостоянок у метро, транспортно-пересадочных узлов во дворах и парках, - рассказала «Комсомолке» пресс-секретарь Департамента транспорта Светлана Новиковская. - Схему в течение полугода должны разработать Департамент земельных ресурсов, Департамент природопользования, Москомархитектура и мы.

33 парковки хотят открыть у станций метро, 30 - возле железнодорожных платформ. В парках, чтобы не портить газоны, их будут делать экологичными, уложив на траву пластиковую решетку.

Уже этим летом в Москве появятся больше 30 километров велодорожек. Пока, правда, только в парках: 15 км - в Измайловском, 5,5 км - в Тушинском, 4,2 км - в заповеднике Теплый Стан, 3,5 км - в Химкинском, 3,2 км - в Покровском-Стрешневе. Для создания маршрутов будут использовать уже существующие дорожки и тропинки. Вдоль них установят велопарковки, скамейки, беседки и мусорные контейнеры. Однако эти дорожки, увы, будут служить лишь для «активного отдыха». К тому же покататься по лесопарку на велосипеде легко и без них. Уже существующие дорожки, например на Лужнецкой набережной и в Нескучном саду, не очень популярны. Но на них паркуют машины, а вот велосипедистов встретишь нечасто.

Куда нужнее, наверное, дорожки в самом городе, по которым можно ездить на работу или хотя бы к метро. Но вот появятся ли они?

0,23 МИЛЛИМЕТРА

В Амстердаме на каждого жителя приходится 1 метр велодорожек, а в Москве - 0,23 мм. Власти хоть и агитируют за велосипед, но строить дорожки для него не спешат. Говорят, нет места.

- Это не совсем так. В спальных районах - широченные, до четырех метров, тротуары. Почему хотя бы метр-полтора не отдать под велосипед? - предлагает президент Межрегиональной общественной организации «Велотранспортный союз» Игорь Налимов. - А при строительстве новых дорог сразу закладывать место для велодорожки. Но будут ли москвичи крутить педали? По данным союза, в столице за последние десять лет продано около трех миллионов велосипедов. Плюс те, что были куплены раньше. То есть возможность ездить у нас есть. Исследовательский центр компании Superjob опросил тысячу работающих жителей столицы на тему: «Готовы ли вы ездить на работу на велосипеде?». Готовы 43%. (См. графику.) Как видим, желание у москвичей есть. Нужна лишь инфраструктура.

ГЛАС НАРОДА

Даешь трассы вдоль речек!

Московские велосипедисты вовсю обсуждают в Интернете, как обустроить столицу.

«Сеть велодорожек нужно строить вдоль поймы Москвы-реки, Сетуни, Яузы, Лихоборки, которые пересекают Москву в разных направлениях, - пишет на одном из форумов leomir. - Там, как правило, нет трасс, мешающих потенциальным велодорожкам. К тому же там чище воздух».

«Надо разрешить людям с велосипедами ездить в метро, - считает Kornej. - Сейчас масса легких, складывающихся велосипедов. Доехал, быстро сложил. Удобно, можно даже на работу ездить и пристегивать нигде не надо. Просто заносишь в офис. Но даже с этой чудо-техникой на большинство станций не пускают».

«Чтобы появились велопарковки, нужно обязать их строить возле каждого торгового центра, кинотеатра и офиса, - пишет Maksi. - Ведь строят же обязательные парковки для автомобилей! А стоянки для велосипедов занимают куда меньше места и обходятся в сотни раз дешевле».

КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

«Нам поможет опыт Лондона»

Владимир ЛЯХОВ, инженер-физик, изобретатель велотандемов:

- Кататься на велосипеде по Москве реально круглый год. Я в свое время сажал сынишку на багажник «Туриста» и вез на занятия в Дом пионеров. Это вполне безопасно. Сейчас главная проблема для велосипедистов - засилье машин. Нужно повторить опыт Лондона и Нью-Йорка, сделав платный въезд в центр. Но разрешив его для велосипедистов! Или, как в Сингапуре и Токио, сделать максимально комфортным общественный транспорт. Тогда многие автовладельцы пересядут на автобусы, освободив часть дорог для велосипедистов.

«Дайте хотя бы полметра на крайней правой полосе!»

Сергей ГЕРАЩЕНКО, председатель велоклуба Курчатовского института:

- Никаких особых велодорожек можно не строить. Тем более что и места для них нет. Достаточно выделить велосипедистам полметра на крайней правой полосе и отделить их сплошной линией. Хотя бы на основных магистралях. Ехать по такой дорожке со скоростью 18 - 20 км/чac вполне реально и комфортно.

Если учесть, что велосипедисты не будут стоять в пробках, то они поедут никак не медленнее автомобилей. А еще нужно сделать удобные съезды на тротуарах - они, кстати, очень пригодятся и мамам с колясками, и инвалидам, и роллерам. Но главное - нужно организовать социальную рекламу «Уважай велосипедиста». Нужно объяснить водителям, что человек на двух колесах - полноправный участник движения. На Западе, кстати, сбить велосипедиста - куда больший проступок, чем врезаться в автомобиль.

КСТАТИ

Вслед за метрополитеном построят велополитен?

Возможность организации велосипедных дорожек заложена в Генплан столицы.

- Это трудно сделать на существующих магистралях, но мы прилагаем усилия, - заявил руководитель НИиПИ Генплана Москвы Сергей Ткаченко. - Задача завтрашнего дня - соединить эти дорожки по всей городской территории. Задача послезавтрашнего дня - создание велополитена.

Велополитен - это трубы, напоминающие пешеходные переходы на МКАД.

- Их можно пустить по городу и в них проехать на велосипеде Москву насквозь, - поясняет Ткаченко. - Пока горожане не готовы к подобному нововведению, но отказываться от него мы не собираемся.