2018-02-21T21:34:41+03:00

Композитор Рыбников: «Власти считали «Юнону и Авось» антисоветской штучкой"

[видео]
Поделиться:
Комментарии: comments11
Изменить размер текста:

В субботу Алексею Рыбникову исполнилось 65 лет. Полный творческих сил, он пишет музыку для новой оперы, работает над симфоническими произведениями... Но та рок-опера которая сделала его знаменитой, «Юнона и Авось», до сих пор, спустя почти 30 лет, волнует его сердце. Мы встретились с композитором, чтобы узнать секрет долголетия «Юноны и Авось».

- Алексей Львович, скажите, почему первая ваша опера «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» не так популярна, как «Юнона и Авось»? Может, дело в герое? В "Юноне" все же соотечественник - граф Резанов, а страсти - жгучие, не всякий Че Гевара выдержит.

- «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» шла 18 лет в театре «Ленком» с огромным успехом до конца 90-х. Потом произошел слом веков, смена поколений. Выросла молодежь, которая не знает этой оперы. А «Юнона и Авось» сохранила свою аудиторию, так как она до сих пор идет на сцене разных театров. Но мы, кстати, сейчас мы возрождаем «Хоакина Мурьету» в моем музыкальном театре. Написаны новые стихи и новые аранжировки, новые тембр и ритм - опера получилась потяжелее. Да и с выходом фильма о Зорро, который мстит за смерть Хоакина Мурьеты, эта рок-опера будет восприниматься молодежью по-другому.

- «Юнона и Авось» была написана по заказу «Ленкома». Знали ли вы заранее, кто будет исполнять роль графа Резанова и Кончиты? Советовался ли с вами худрук театра Марк Захаров?

- Мы знали точно, что есть не так много актеров, которые бы сыграли и спели в нужной нам манере. Говорят, внутри «Ленкома» происходил своеобразный кастинг. То, что будут задействованы Караченцов и Абдулов, ни для кого не было секретом. Кстати, первым исполнил арию графа Резанова певец Геннадий Трофимов, его голос и был на «каноническом» диске. А позже, когда в работе над спектаклем сложился образ графа Резанова, то всем стало ясно, что это Николай Караченцов.

- А вы были на пробах в «Ленкоме»?

- Я лежал с болезнью Боткина в больнице три месяца и находился между жизнью и смертью, а вышел из больницы, когда уже был утвержден Караченцов.

- Это мистика?

- Мистика «Юноны и Авось» для меня связана уже с тем, что мне захотелось написать музыку на русский духовный сюжет, где все пронизано молитвами. Импульс был такой: я должен это сделать. Я с детства был крещеным и, видимо, подошел возраст (в 1997 году мне было 33 года), когда я начал сочинять духовную музыку. Через 2 года я встретился с Андреем Вознесенским, и мы начали нашу совместную работу. Нам мистически везло: власти вначале запрещали оперу, находя в ней антисоветский характер, а потом вдруг отступились… Этот мистический ореол оперы до сих пор не исчез, и может, определяет ее успех на протяжении 29 лет.

- Вы знали, что Павел Смеян вытягивал ноты за Николая Караченцова, которые он не мог взять?

- Разумеется, знал. Но Караченцов и сам до какого-то возраста брал все верхние ноты. Была только своеобразная вокальная поддержка. Иначе в драматическом театре такой спектакль не поставить.

- Как вы отнеслись к высказыванию жены Караченцова Людмилы Поргиной, что нельзя было отдавать роль Караченцова другому актеру?

- Эту партию исполняли десятки человек и в России и за рубежом. Я знаю многих Резановых. Просто внутри «Ленкома» и у меня лично было и есть очень трепетное отношение и к спектаклю, и к Николаю Караченцову.

- Что значит для вас Авось? Это историческое соединение союза – «а» и слова «вот»?

- Когда я сочинял, то кроме значения «авось выплывем, авось нет» - другого смысла я не вкладывал. Когда не было больше никакой надежды, шли на авось. «Авось» - это последняя надежда.

- Кто на ваш взгляд из актрис сыграл лучше всех Кончиту?

- Мне, безусловно, очень дорог образ Кончиты, созданный Еленой Шаниной. В последние годы мне очень нравилась в этой роли Анна Большова. Я узнал, что недавно эту роль отдали совсем юной актрисе. Я еще не видел ее, но собираюсь послушать. Видимо, так и должно быть, что исполнительницы этой роли меняются чаще: ведь Кончите, по сюжету, 16 лет.

Как выяснилось, Анна Большова, которая с Николаем Караченцовым была долгое время лицом спектакля «Юнона и Авось», больше не исполняет арию Кончиты. Ее заменили молодой актрисой Александрой Волковой.

- Я же не могу ничего поделать с тем, что Анна Большова больше не выглядит как 16-летняя Кончита, - сказал нам руководитель театра «Ленком» Марк Захаров. - Вот Александра Волкова молоденькая, задорная и с огоньком в глазах. Это ее первая большая роль у нас в театре. На мой взгляд, она справляется. Анна Большова осталась в театре, но не в «Юноне и Авось». У нее есть и другие главные роли.

Когда мы спросили Марка Захарова, что бы он сам хотел узнать у Рыбникова о "Юноне и Авось", он поинтересовался: "Что для него было самым сложным в работе над оперой?". Ответ композитора был неожиданным:

- Марк Захаров и был самым сложным для меня. Я подошел к работе над «Юноной" очень ответственно, произведение получалось серьезным и глубоким. А Марку нужны были взрывные эффекты, способные поразить зрителя. Я считал, что он разрушает образ главного героя, и каждый раз злился на это. Но, тем не менее, мы преодолели разногласия и у нас граф Резанов получился многоплановым: есть и любовь, и предательство, и тоска, и душевный порыв. И зритель включается с самого начала спектакля.

- Как церковь отнеслась к такой необычной интерпретации молитв?

- Я обратился с просьбой к митрополиту Ювеналию о благословении нашего произведения и получил его. Однако он заметил, что немного искажены тексты молитвы. В молитве на старославянском правильно говорить: «Господи Боже, услыши мя», а у меня: «Господи Боже, услышь меня». Мы исправили это в последующих постановках и записях.

- Когда-то Пьер Карден самолично организовал гастроли вашей оперы во Франции...

- Он по-прежнему остается большим поклонником «Юноны и Авось» и хочет ее повсюду показывать. А я сейчас работаю над другим произведением, посвященным событиям 1812 года. В 2012 году, к 200-летию войны с Наполеоном эта опера должна быть поставлена. Это большая работа, которую я хочу завершить уже на следующий год. Кроме этого, работаю над очередным Кончерто Гроссо и большим хоровым произведением. Вот то, чем я живу как композитор.

- Где вы отмечали свое 65-летие?

- На даче в Подмосковье, без официальных речей, с родными и близкими.

ДОСЬЕ "КП"

Алексей Львович Рыбников появился на свет 17 июля 1945 года в Москве.

Звания и награды

1969 - член Союза композиторов. 1979 – член Союза кинематографистов. 1989 - Заслуженный деятель искусств Российской Федерации . 1992 - ордено Орла I степени за деятельность общенародного значения. 1999 - Народный артист России. 1993 - приза кинозрителей за лучшую музыку года к кинофильму «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». 2008 – за заслуги перед детским кинематографом награждён Орденом Буратино. Член Совета при Президенте России по культуре и искусству и Комитета по премиям Правительства Москвы.

Алексей Рыбников прославился музыкой к рок-операм «Юнона и Авось» и «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», а также такими известными кинолентами, как: «Тот самый Мюнхгаузен», «Приключения Буратино», «Вам и не снилось…», «Через тернии к звёздам», «Большое космическое путешествие», «Про Красную Шапочку», «Усатый нянь», «Сказки… сказки… сказки старого Арбата».

Кинофильмы

1. 1966 — Всадник над городом 2. 1968 — Три дня Виктора Чернышёва 3. 1969 — День и вся жизнь 4. 1971 — Остров сокровищ 5. 1972 — Без трёх минут ровно 6. 1974 — Большое космическое путешествие 7. 1974 — Пётр Мартынович и годы большой жизни 8. 1975 — Потрясающий Берендеев 9. 1975 — Когда дрожит земля 10. 1975 — Приключения Буратино 11. 1976 — Дневник Карлоса Эспинолы 12. 1976 — Дневной поезд 13. 1977 — Исчезновение 14. 1977 — Обратная связь 15. 1977 — Усатый нянь 16. 1978 — Иванцов, Петров, Сидоров… 17. 1978 — Новые приключения капитана Врунгеля 18. 1978 — Шла собака по роялю 19. 1979 — Примите телеграмму в долг 20. 1979 — Чужая компания 21. 1980 — Вам и не снилось 22. 1980 — Желаю успеха 23. 1980 — Ночное происшествие 24. 1980 — Полёт с космонавтом 25. 1980 — Через тернии к звездам 26. 1980 — Мнимый больной 27. 1981 — Руки вверх! 28. 1982 — Василий Буслаев 29. 1982 — Звезда и смерть Хоакина Мурьеты 30. 1982 — Мать Мария 31. 1982 — Сказки… сказки… сказки старого Арбата 32. 1982 — Срочно…Секретно…Губчека 33. 1983 — Карантин 34. 1983 — Магистраль 35. 1983 — Оглянись!… 36. 1983 — Серафим Полубес и другие жители Земли 37. 1984 — Вера. Надежда. Любовь 38. 1984 — Нам не дано предугадать… 39. 1984 — Прохиндиада, или Бег на месте 40. 1984 — Шанс 41. 1985 — Вот моя деревня 42. 1986 — Гонка века 43. 1986 — Русь изначальная (2 серии) 44. 1989 — Утоли моя печали 45. 1991 — Царь Иван Грозный (другое название — Князь Серебряный) 46. 1992 — Воспитание жестокости у женщин и собак 47. 1992 — Только не уходи… 48. 1993 — Великая княгиня Елисавета 49. 1993 — Кодекс бесчестия 50. 1993 — Приговор 51. 1993 — Раскол 52. 1993 — Я виноват 53. 2000 — Я виноват — 2 54. 2002 — Звезда 55. 2003 — Жизнь одна 56. 2003 — Эффект ириса (Изгнанник) 57. 2004 — Апокриф: Музыка для Петра и Павла 58. 2006 — Заяц над бездной 59. 2006 — Волкодав из рода Серых Псов 60. 2006 — Андерсен. Жизнь без любви 61. 2007 — Дом на Английской набережной 62. 2007 — Отец 63. 2007 — 1612 (Хроники смутного времени) 64. 2008 — Пассажирка 65. 2009 — Поп

Телефильмы и короткометражные фильмы

1. 1970 — Лёлька (в киноальманахе Пробуждение) 2. 1974 — Ералаш 3. 1975 — Приключения Буратино (2 серии) 4. 1976 — Мушкетёры 4 «А» 5. 1976 — Эквилибрист 6. 1977 — Про Красную Шапочку. Продолжение старой сказки (2 серии) 7. 1979 — Диалог 8. 1979 — Осенняя история (2 серии) 9. 1979 — Тот самый Мюнхгаузен (2 серии) 10. 1980 — Путь к медалям 11. 1980 — Мнимый больной 12. 1983 — Сказка о Звёздном мальчике 13. 1983 — Юнона и Авось 14. Где родятся «Жигули» 15. 1985 — Дороги Анны Фирлинг (4 серии) 16. 1989 — Чёрный принц Аджуба 17. 1989 — Ядерный век (War and Peace in the Nuclear Age) (11 серий) 18. 1990 — Мы (5 серий) 19. 1993 — Раскол (9 серий) 20. С новым счастьем 21. 2000 — Дети из бездны (США) (1 серия из 5) 22. 2001 — Леди Бомж (Леди Босс) (10 серий) 23. 2001 — С новым счастьем — 2 (8 серий) 24. 2002 — Леди Мэр (16 серий) 25. 2003 — Спас под березами (12 серий) 26. 2003 — Северный сфинкс 27. 2004 — Самара — городок (4 серии) 28. 2004 — Слова и музыка 29. 2005 — Дело о мертвых душах (8 серий) 30. 2008 — Братья Карамазовы

Мультфильмы

1. Индекс (мультфильм) - 1972 2. Только для взрослых. Выпуск 2 - 1973 3. Паучок Ананси и волшебная палочка - 1973 4. Только для взрослых.Выпуск 3 - 1974 5. Достать до неба - 1975 6. Фантик. Первобытная сказка - 1975 7. Волк и семеро козлят на новый лад - 1975 8. Вот какой рассеянный - 1975 9. Чёрная курица - 1975 10. Журавлиные перья - 1977 11. Праздник непослушания - 1977 12. Бедная Лиза - 1978 13. Муми-Тролль и другие - 1978 14. Муми-Тролль и комета - 1978 15. Муми-Тролль и комета. Путь домой - 1978 16. Происшествие в музее - 1982 17. Знаки - 1985 18. Миниатюры - 1985 19. Стрелочник - 1987 20. Ключи от времени - 2004

Алексей Рыбников: Слово "авось" от названия горы Афон.17 июля Алексею Рыбникову исполнилось 65 лет. Телеграмму с поздравлениями юбиляру направил президент России Дмитрий Медведев.Наталья МУРГА

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также