В новой книжке Харуки Мураками нет сюжета и нет мистики, но много спокойной романтики и блюза – если сравнивать настроение этой книги с музыкой.
А в блюзе этот знаменитый японец знает толк – у него в коллекции 40 тысяч пластинок с одним только джазом. Книжка задумывалась как сборник эссе, но получились мемуары. Мемуары в стиле Мураками.
Это все то же нескончаемое путешествие в мире собственной души, к которому давно привыкли фанаты писателя. Только сейчас оно совершается на бегу – в буквальном смысле. Причем бегает писатель везде и всегда – начал с 33 лет и с тех пор не может остановиться, ему, как Форресту Гампу, это просто нравится. Когда побежал, почему вдруг так решил, что думал и что ел – много-много милых сердцу Мураками описаний трогают своей незатейливость.
Хотя начинается-то книга пафосным вбросом: “Страдания - личный выбор каждого”. Так ведь читателя и насмерть перепугать можно. Но на самом деле это просто мантра такая марафонская. Можно взять, кстати, на вооружение и при чтении самого Мураками – вдруг это занятие кому-то покажется марафоном по кругу.
Пожалуй, если не поминать тут всуе роскошного Пруста, а чуть снизить градус восхищения, больше всего нынешнее творение японского классика напоминает “коллективно-интимные” книги нашего Евгения Гришковца – когда любое внешнее уводит автора в воспоминания и общеизвестные переживания.
Почему общеизвестные? Потому что люди в среднем устроены примерно одинаково и когда не дают себе труда придумывать что-то эдакое, то и получается “эффект Гришковца” – ой, мамочки, я же чувствую то же самое.
Что, наверное, можно отнести к благу – прекрасно же, когда из многих маленьких и грустных одиночеств складывается довольно большое и шумное человечество, в котором трудно потеряться и легко забыться.