Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество30 августа 2010 22:00

Кроме дневников, школьникам придется вести еще и «Паспорта»

1 сентября всех российских школьников должны были снабдить «Паспортом здоровья». Но в последний момент прозвучала команда «Все назад»...
Источник:kp.ru
Писанины школярам прибавится.

Писанины школярам прибавится.

И все же, как выяснила «Комсомолка», «Паспорта здоровья» завтра появятся в портфелях школьников Москвы, Татарстана и Новосибирской области. Эти регионы сами проводят эксперимент, не дожидаясь отмашки федеральной власти. И результаты не сказать чтобы очень оптимистичные. А раз так - появляется закономерный вопрос: а зачем вообще нужны «Паспорта здоровья школьника»? И так ли уж нужно их введение на общероссийском уровне? ДОНОС НА СЕБЯ САМОГО Осенью прошлого года на сайте Минобрнауки появился проект федерального «Паспорта». Предполагалось, что в нем будет собрана вся информация о социально-бытовых условиях и медицинском состоянии учеников. Вплоть до того, где работают родители, какие между ними отношения, кто из них курит или пьет. И тут же в адрес чиновников посыпались письма родителей, педагогов и правозащитников: - «Паспорт» в таком виде нарушает статьи Конституции России, Конвенции о правах ребенка, Европейской конвенции о защите прав человека и Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан! Поэтому проект, который должен был с 1 сентября этого года превратиться в повсеместный элемент школьной жизни, буквально за несколько дней до Дня знаний спустили на тормозах. «Паспорт» перерабатывают. Эксперимент по его внедрению перенесен на 1 сентября 2011 года. А в 2012 - 2013 годах документ собираются перевести в электронный вид и осчастливить уже всех школьников России. В первой версии «Паспорта» было 43 страницы. В нынешней, которую и собираются дорабатывать, их 36. Вопросы о семейной жизни, которые вызвали больше всего нареканий, убрали. Но задания, которые можно отнести к сфере личной жизни ребенка и его семьи, остались. Алгоритм работы с «Паспортом» не так уж прост. Первое, что должен сделать школьник, - вклеить свою фотографию. Причем сделать это надо будет трижды: в 7, 11 и 15 лет. Блок медицинских вопросов подразумевает самодиагностику: в каком полугодии что у ребенка болело и насколько сильно. Часть пунктов заполняет врач, часть - сам школяр. В конце «Паспорта» есть большая табличка, в которой надо прилежно расписать, в каком месяце какие события произошли с растущим организмом. В следующих разделах перечисляются физкультурные успехи и психологические особенности личности ученика. Раздел «Питание школьника» напоминает нехитрое задание: есть схема, разработанная диетологами. А ребенку надо расписать, в какую неделю каких продуктов и сколько в среднем перепадало. Представляете школяра лет девяти, выполняющего задания, которые обычно в состоянии прилежно выполнить лишь сидящая на диете дама бальзаковского возраста? Перечислив все свои вредные и полезные привычки, школьник должен отчитаться о способах проведения досуга, школьных и спортивных достижениях. Классный руководитель проставляет средние годовые баллы за гуманитарные и точные дисциплины, физкультуру. А на заднем форзаце планируется отпечатать список кружков, которые есть в окрестностях школы.

Такой 36-страничный фолиант пока школьников миновал

Такой 36-страничный фолиант пока школьников миновал

НИЧЕГО НОВОГО - Кроме раздела «Питание», вся информация из «Паспорта» в школе и так есть: что-то - в классных журналах, что-то - в медкарте, что-то - в диагностической карте класса, составляемой психологом и классным руководителем, - рассказывает директор московского лицея № 1581 Анна Мехед. В столице «Паспорт», аналогичный федеральному, ввели три года назад. Но его заполнение - более чем добровольный акт. - У меня в школе «Паспорта здоровья» есть дай бог у 15 процентов учеников, - говорит Анна Мехед. - У нас медсестра начинала заполнять эти книжечки, но потом как-то это дело забылось. Никто «Паспорт» не требует, потому что пользы от него никакой нет, - делится член родительского комитета другой столичной школы Елена Некрасова. Но в пресс-службе Минобрнауки подчеркивают, что региональные «Паспорта», хотя по сути и сильно смахивают на разрабатываемый федеральный, это так - местное творчество. Вот министерский документ... - Основная задача «Паспорта» - воспитать у школьника культуру здорового образа жизни, пробудить в нем осмысленный интерес к собственному здоровью, развить навыки и умения адекватно оценивать факторы, влияющие на состояние здоровья, - уверяли меня авторы федерального «Паспорта». - Наш документ - это рабочая тетрадь ребенка и его семьи. Он позволяет вносить данные медицинских обследований, фиксировать показатели физического развития, отслеживать изменение показателей здоровья. А зачем, спрашиваю, дублировать то, что есть в медкарте ребенка в детской поликлинике и в классном журнале? Ответа нет. Но разработчиков поддерживают и некоторые учителя. Преподаватель математики и уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович считает, что вреда от нового документа не будет, а вот польза, вероятно, есть: - Дети должны понять, что за свое здоровье они отвечают сами. УТЕЧКИ? И все же критики «Паспорта» продолжают настаивать на том, что от документа никакой пользы для здоровья ученика не будет. А вот утечка информации, которую по наивности может занести в «Паспорт» ребенок, способ- на семье навредить. - Если моего ребенка обяжут заполнить такой «Паспорт», я обязательно укажу ему, какие графы надо оставить пустыми, - объясняет Анна Мехед. Автор одного из обращений к министру образования и науки Андрею Фурсенко, педагог, член правления межрегиональной общественной организации «За права семьи» и мать двоих детей Наталья Геда считает, что школьный «Паспорт» - это только способ вызнать информацию о семье: - Главная цель этого проекта - получать информацию о частной жизни семей в обход Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка и Декларации прав человека. Директор Института демографической безопасности Ирина Медведева назвала «Паспорт» «ужасающим документом»: - Сведения могут попасть и в Международное агентство по усыновлению. За вредные привычки и плохие квартирные условия, о которых ребенок наивно сообщит в своем дневнике, родители могут быть лишены прав, а дети окажутся переданы более «достойным». Хотя, на мой взгляд, опасность того, что через «Паспорт» будут разглашены какие-то особо секретные сведения о семье, - это что-то уж слишком конспирологическое. Кому надо, и так все знают. А если социальные службы не в курсе о неблагополучных семьях на подведомственной территории - это их прокол. И вряд ли «Паспорта» станут для них источником неожиданной информации. Другое дело: в истории с «Паспортом» есть ощущение, что рождается еще один «отчетный» документ, который нужен для галочки и к реальной школьной жизни отношения имеет очень мало. ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА Бурная деятельность или ее имитация? История с «Паспортом здоровья» напоминает давнюю историю с дневником метеонаблюдений, ведение которого в 4-м классе было обязательным заданием по природоведению. Думаете, десятилетки каждый день вписывали в клеточки значения, до которых добрался столбик уличного термометра? Как же! В день сдачи дневника быстренько на подоконнике срисовывались показатели. А пятерку получал тот, кто успевал нарисовать на полях солнышко, выглядывавшее из-за серых тучек. Ситуация явно повторится с «Паспортом здоровья», ежели его введут повсеместно. Нынешние школяры и обычный дневник-то нерегулярно заполняют (от того и идея электронных дневников засела в головах продвинутых педагогов). А уж еще один фолиант... Если и будут прилежно «Паспорт» вести, то «ботаники». А они и так обычно под присмотром семьи. Дети, чье здоровье под угрозой - из неполных или пьющих семей, «Паспортам» явно найдут совсем другое применение. Хочется верить, что авторами «Паспорта» двигала благая идея - научить ребят следить за своим самочувствием и, отмечая изменения, понимать, насколько важен здоровый образ жизни. Но мне лично кажется: придумывая такой документ, власти совершают подмену сфер ответственности. Вполне логично, чтобы этот документ (он же медкарточка ученика - называйте как хотите) заполнялся школьной медсестрой и время от времени анализировался местным педиатром. Так можно реально оценивать динамику жизни ребенка. Но, как на днях призналась глава Минздрава Татьяна Голикова, 62 процента школ не обеспечены медработниками. Некому следить за здоровьем ребят. А раз так, то пусть уж «сами, сами»? Александр МИЛКУС

Проект «Паспорта здоровья школьника» Минобрнауки смотрите здесь