Дом. Семья23 сентября 2010 2:00

Зачем балеринам Большого театра четыре ноги и хвост

Модный французский хореограф Анжелен Прельжокаж поставил в Большом театре балет «А дальше тысячелетие покоя» - премьера его только-только состоялась и уже была названа «событием года».

Немногие, однако, обратили внимание на то, что вместе с артистами из Франции и России в спектакле участвовали и черные ягнята. «Комсомолка» решила разузнать, где еще в московских театрах на сцену выходят звери и птицы. Большой театр: танцуют ягнята и козочки Работать с Прельжокажем престижно. Понимают ли это молодые овечки, не ясно, но деваться им некуда. Тем более делать па-де-бурре четвероногим балеринам не надо - на сцене им надо лишь поиграть с артистами и получить корм из их рук. - Однако не все так просто, - рассказали нам артисты ГАБТа. - Овечек, конечно, учат. Но ведут они себя, как задравшие нос звезды. Приезжают перед самым спектаклем, мало общаются с труппой. И вот - перед выходом их буквально колотит от волнения и громких необычных мелодий. (В постановке Прельжокажа используется музыка пионера французской электроники Лорана Гарнье...)

Козочка Джали в балете «Эсмеральда» на сцене Большого.

Козочка Джали в балете «Эсмеральда» на сцене Большого.

Впрочем, копытные на сцене Большого - дело привычное. Раньше их брали «напрокат» из «Уголка Дурова». Потом почему-то от ученых зверей отказались... Сегодня самый крупногабаритный артист театра - конь Росинант из балета «Дон Кихот». Есть еще и ослик. Привозит их частный предприниматель. Еще лет сто назад в балете «Эсмеральда», поставленном Мариусом Петипа, главная героиня появлялась на сцене с беленькой козочкой Джали. Солистки Матильда Кшесинская и Екатерина Гельцер даже селили ее у себя в шикарных особняках... Недавно главный балетмейстер ГАБТа Юрий Бурлака и хореограф Василий Медведев воссоздали этот балет. За пару лет в «Эсмеральде» сменилось несколько коз: говорят, выросли и их заменили. Тем более что поначалу Джали и вовсе играл козел. А это, сами понимаете, не комильфо... Театр «Современник»: актеры кусают своих Хвостатый актер в театре «Современник» появился еще в 1999 году. Галина Волчек ставила спектакль «Три товарища», и ей понадобилась немецкая овчарка. После долгих поисков нашли красавца по кличке Зенберг Винтерборн. Пес участвует в спектакле вместе со своим хозяином Павлом Власовым и еще одним помощником. Он ходит по сцене и... кусает помощника. Естественно, под одеждой у «жертвы» - спецзащита. Но со стороны укус выглядит очень впечатляюще! Зенберг отработал на подмостках «Современника» 70 спектаклей. Потом у него начались проблемы с задними лапами и место на сцене он уступил сыну - Дарсу Винтерборну. Дарс отыграл уже более 250 спектаклей и готов еще продолжить свою карьеру. Ждет сейчас: 30 сентября в театре сбор труппы, в начале октября - его любимый спектакль... Дарс Винтерборн, между прочим, побывал с гастролями в Киеве, Санкт-Петербурге, Риге. Летал и в США. Для «рабочей визы» овчарке потребовалось в три раза больше бумаг, чем хозяину! Правда, перелет он перенес тяжко - сунули в клетку, в багажное отделение, будто он и не звезда, а просто пес. Дарсу уже десять лет. Соберется на пенсию - на сцену выйдет дублер той же породы - Бомон Росс Дуплет Дрим. Театр «Эрмитаж»: хвостик Раневской и крылья Иван Иваныча

Балерина Матильда Кшесинская сто лет назад так хлопотала о козочке, что напросилась на эту карикатуру.

Балерина Матильда Кшесинская сто лет назад так хлопотала о козочке, что напросилась на эту карикатуру.

Хвостатых и пернатых артистов немало и в театре «Эрмитаж». Самая знаменитая - собачка Фаня. Полное имя по родословной - не падайте - Фаина Раневская! Трехлетняя мальтийская болонка занята сразу в трех спектаклях: «Кто автор этого безобразия», «Под кроватью» и «Суер-выер». У артистки даже своя страничка в Интернете имеется! Поначалу Фаню, когда она только появилась в театре, пробовали поощрять за выполненное задание лакомыми кусочками. Но та всем своим видом дала понять: работает она тут не за еду! Ее знаменитая тезка, великая Раневская, говаривала: «Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия». Ну так это точно не про Фаню. Еще одна звезда театра - обезьяна Анечка. Она участвует в «Изверге». Вертится на кольце, многозначительно ходит во фраке. Гусь Иван Иваныч из «Уголка Дурова» создает перед спектаклем «Золотой теленок» атмосферу. Бегает от Паниковского по фойе, громко гогочет и машет крыльями под опекой своей дрессировщицы Валентины Сноповой... Иван Иваныч уже пенсионер, скоро ему подыщут замену, а самого отправят в питомник на санаторный режим. Наконец, курочка Луша - на сцене ее переворачивают вверх ногами, понарошку ощипывают. Пернатая все сносит. На что не пойдешь из любви к искусству! БЫЛО ДЕЛО Рассказывают, что лошадь «Дон Кихота» (того, что в Большом театре) подрабатывала также и во МХАТе. Ее ввел в «Чайку» Олег Ефремов в 1980 году. Однако лошадь нарушила дисциплину, потому и не прижилась. Как-то опоздала из Большого на мхатовский спектакль, и... от ее услуг отказались.