Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Звезды14 октября 2010 13:32

Игорь РИМАШЕВСКИЙ: «В Шанхае не был. В натуральную величину свою работу не видел»

Художник, оформивший белорусский павильон на всемирной выставке в Китае, дал интервью «КП». [фото]

В творчество Игоря Римашевского я влюблена давно. Покоряет невероятно позитивный, с юмором, взгляд на родной Минск, его жителей. Но когда увидела работы Римашевского на гигантских полотнах, которыми обернули белорусский павильон в Шанхае, была удивлена. Неожиданно, что чиновники решились представить Беларусь таким «несерьезным» искусством. Зато образ Беларуси получился яркий, веселый и заманчивый.

- Игорь, как ваши работы оказались на белорусском павильоне в Шанхае?

- Не поверите, все случайно. Я ничего для этого не делал. Мне позвонила архитектор Валентина Ционская, которая возглавляет архитектурную группу, занимающуюся павильоном. Она видела мои работы, пришла в мастерскую, посмотрела, отсняли мои работы и даже сделали из них предварительные эскизы. Было это год назад. В январе я узнал, что идея утверждена. А 7 февраля я начал работать. На работу мне тогда дали три недели.

- Всего?

- Да, сначала просили вообще за две недели сделать.

- А главная идея какова была?

- «Лучший город – лучшая жизнь». Поэтому решено было показать, главным образом, Минск в разное время года - зимой, летом, весной, осенью. Кроме Минска там есть и Мирский замок, Несвижский, Раубичи.

- А в Шанхай вы ездили?

- Нет. В первый раз делал такую монументальную работу, и сам ее не видел. В идеале автор должен осуществлять авторский надзор на месте. Я ведь делал все уменьшенным в 10 раз. Где бы я такие полотна разместил 16 на 10 метров? Я купил листы ДВП полтора на полтора метра. Таких листов было одиннадцать. Помню, когда их грузовая машина привезла, мы с женой (художницей Людмилой Щемелевой. - Ред.) прямо во дворе их распиливали, иначе даже в подъезд не входили. Потом все перефотографировалось, дизайнеры подчищали все, затем диски пересылались то ли в Лондон, то ли в Китай, я так и не понял. Уже там это переносилось на ткань, которая монтировалась на павильон. На месте все подгонялось.

Белорусский павильон на всемирной выставке в Китае обернули гигантскими полотнами, на которых изображены работы Римашевского

Белорусский павильон на всемирной выставке в Китае обернули гигантскими полотнами, на которых изображены работы Римашевского

- А что это за ткань?

- Понятия не имею. Мне тоже интересно было бы увидеть своими глазами, пощупать ее. Но мне только присылали из Шанхая доработки: у человека оказался преувеличенно большой нос или листва смотрится пятнами. Я переделывал, опять все отснимали, оцифровывали, пересылали. Так и работали. Но в итоге мне кажется, получилось ничего - такой веселый павильон, который отличается от других. Конечно, если бы сидеть на месте, можно было бы и людей побольше нарисовать, что-то мельче сделать. Но на таком расстоянии, не видя реальных размеров, сложно угадать.

ВСЕ ЗДАНИЯ НА ПОЛОТНЕ РЕАЛЬНЫЕ

- Удивительно, что чиновники не побоялись такого «несерьезного» жанра.

- Как говорят, не было бы счастья, да несчастье помогло. Пошли по пути наименьшего сопротивления и взяли стандартный павильон, ведь, я так понимаю, строить оригинальный у Беларуси денег нет. Поэтому решили сделать его художественным и обернули полотном. Опыта такого ни у кого не было, но все получилось.

Меня никто не сковывал. Если бы стали что-нибудь командовать, какую-то идеологию подключать, я бы не стал работать. Были совсем маленькие пожелания. В моих работах иногда встречаются какие-то пьяницы, милиционеры, которые их усмиряют. Я ведь с юмором смотрю на это. В Шанхае таких персонажей нет. Ну, еще по мелочам - на площади Победы название иностранного магазина сменили на «Беларускае адзенне».

Кстати, те листы, на которых я рисовал, до сих пор у меня дома стоят. Я их только связал, чтобы не упали на собаку и кошку.

- А если организовать выставку и показать в Минске шанхайский павильон?

- Эти работы принадлежат государству. Жду, когда их заберут. В принципе, их можно соединить и выставить. Но этим кто-то должен заняться.

- Интересно, а что станет с самим полотном, которое накрывало павильон?

- Понятия не имею. Его-то и выставить негде. Вон у нас уже гобелен века Кищенко был. И где он? Жалко конечно, что его просто свернут. Но хуже было бы, если бы рисовал прямо на стене, и это пришлось уничтожать.

- Гонорар вы получили пропорциональный размерам полотна?

- В любом случае, в Беларуси я бы никогда столько за месяц не заработал. Я сделал работу, она мне нравится.

- Вы не боитесь, что человек, увидевший белорусский павильон в Шанхае, приедет в Беларусь и не увидит здесь такой страны?

- Художник же имеет право на фантазию. Я рисую так, как вижу.

- Но все, что вы нарисовали, все дома, храмы, магазины можно найти в реальном Минске?

- Практически все. Может быть, пару домов я выдумал. Возможно, они были раньше. Я ведь помню со своих студенческих лет, как выглядела Немига. А так есть все - и Дом правительства, и шпиль, и Красный костел…

Игорь РИМАШЕВСКИЙ, оформивший белорусский павильон на всемирной выставке в Китае, дал интервью «КП»

Игорь РИМАШЕВСКИЙ, оформивший белорусский павильон на всемирной выставке в Китае, дал интервью «КП»

СКАЗОЧНЫЙ РЕАЛИЗМ

- Как вы свой стиль определяете? Это наив?

- Никак не определяю, все говорят, что это наив. Наверное, ближе к наиву. Еще сравнивают с Пиросмани, Генераличем. Однажды я услышал такое определение - сказочный реализм. Мне понравилось.

- Как вы к нему пришли? Ведь в наших художественных вузах учат академическому искусству.

- На диплом в художественном училище я резал по штукатурке декоративную ерунду. А в институте (сегодня - Академия искусств) делал витражи для библиотеки Ленина. Но все время тяготел к декоративности, в живописи хотел все упрощать. В училище у нас был прекрасный педагог Марковец, он нас с женой подсадил на белорусские «дываны». После этого любовь к народному искусству постепенно привела к сегодняшнему стилю. Все пришло само собой.

Но я занимаюсь не только живописью. Расписываем с женой и кувшины, зеркала, доски. Даже дома. Летом расписывали три дома на озере Свирь, там наши друзья живут - цветы, тыквы…

- Представляю, какая сказка получилась! Но чаще, наверное, ваши работы покупают иностранцы?

- Не сказал бы. Конечно, по финансовым возможностям белорусам не тягаться ни с европейцами, ни даже с россиянами. Но процентов 40 работ остается в Беларуси. А что касается иностранцев, есть несколько человек, которые уже собрали целые коллекции наших работ. В мире достаточно много любителей наивного искусства.

- Можно в Беларуси прокормиться искусством?

- Я же кормлюсь, значит, можно. Но таких людей мало. Арт-рынок наш действительно убог. Потому художники или преподают, или где-то еще работают. У меня преподавать не получилось, зря только время потратил.

- На заказ пишете?

- Пишу, конечно. Кому Минск нравится, кому коты наши. Бывает, заказывают такие сюжеты! Одна дама хотела сделать подарок и принесла фотографию парня. Но кроме его портрета нужно было запечатлеть все, что он любит: кататься на коньках, играть в теннис, прыгать с парашютом, у него зеленый БМВ, он ходит в церковь, у него жена, двое детей… И все это нужно было вместить.

- Вместили?

- Да, и заказчица была в восторге. Такие работы тоже интересны, когда задача ставится и тебе нужно ее решить.

ДОСЬЕ «КП»

Игорь Римашевский родился в Минске. Окончил Минское художественное училище, Академию искусств в 1987 году. Выставляется с 1982 года. Картины находятся в Национальном художественном музее, в Художественном фонде республики Беларусь, в галереях Германии, Швейцарии, в частных коллекциях в Англии, Австралии, Австрии, Дании, Германии, Литвы, Голландии, Франции, Испании, Израиля, России, Швейцарии, Польши, Турции, Италии, Японии, Украины.