Москва

Станет ли комфортнее в столичном метро?

Московские власти планируют снизить шум, духоту и толчею в подземке за 24 миллиарда рублей

С каждым днем ездить в метро все труднее. В вагонах и на платформах шумно, тесно и душно. В метрополитене признают: пересадочные станции перегружены в 1,5 - 2 раза, а поезда переполнены на 20 - 40 процентов. И вот мэрия наконец решила навести порядок под землей. Уже составлен проект плана по повышению качества, надежности и безопасности перевозок пассажиров на Московском метрополитене в 2011 - 2013 годах. По предварительным прикидкам, на его выполнение потребуется не менее 24 миллиардов рублей. В ближайшее время этот документ намерено утвердить городское правительство. «Комсомолка» изучила планы властей и выяснила, на что конкретно пойдут деньги. ПОКУПКА И КАПРЕМОНТ ПОЕЗДОВ Первым и самым дорогим пунктом в документе значится замена поездов в метро. Вместо нынешних устаревших составов москвичей повезут поезда типа «Русич» с новыми системами торможения, климатическими установками в салонах и кабинах. Эти поезда при торможении выделяют меньше тепла, чем старые модели. В итоге на станциях заметно легче дышится. До 2013 года планируется закупить 50 таких поездов для трех линий - Кольцевой, Калининской и Арбатско-Покровской. Сумма: 18 миллиардов рублей - по шесть миллиардов каждый год. Как указано в документе, все за счет собственных инвестиций метрополитена. Цель: станет меньше внеплановых ремонтов поездов, а значит, не придется увеличивать интервалы в движении. Кроме того, комфортной станет примерно треть всех составов. ЗАМЕНА ЭСКАЛАТОРОВ С РЕКОНСТРУКЦИЕЙ ВЕСТИБЮЛЕЙ СТАНЦИЙ Эскалаторы в метро ремонтируют круглый год. Из-за этого, бывает, даже закрывают станции на несколько дней. По планам властей, в ближайшие три года в метро обновят 31 эскалатор. В 2011 году - пять на станции «Парк культуры» Кольцевой линии и три - в «Медведково». В 2012-м - три на «ВДНХ» и шесть на станции «Красные ворота». В 2013-м - по три эскалатора на станциях «Бабушкинская», «Бауманская» и «Проспект Мира» Кольцевой линии, четыре на «Марксистской» и один на «Новогиреево». Одновременно будут отремонтированы вестибюли всех этих станций. Сумма: 5,25 миллиарда рублей. Цель: станции будут работать более надежно, без внезапных поломок эскалаторов. Должны исчезнуть давка и пробки на станциях. УСТАНОВКА КОНДИЦИОНЕРОВ Во время аномальной жары этим летом метрополитен уверял москвичей, что установка кондиционеров в подземке невозможна. Но оказывается, климат-системы все-таки появятся - в кабинах машинистов. Правда, пока только на трех линиях - Калужско-Рижской (67 поездов), Сокольнической (55 поездов) и Замоскворецкой (76 поездов). Сумма: 79,2 миллиона рублей за три года. Одновременно более 1,2 миллиарда рублей выделят на реконструкцию вентиляции на станциях. Цель: комфорт для машинистов и пассажиров. В ТЕМУ Больше станций и парковок! Но больше всего москвичей волнует, продолжат ли столичные власти строительство метро. В плане по повышению качества работы метрополитена ранее озвученные новые линии и станции указаны отдельным приложением. Сколько денег на них будет выделено и за счет какого бюджета, пока не уточняется. Известно, что три новые станции появятся на действующих линиях: на Кольцевой - «Суворовская», на Таганско-Краснопресненской - «Спартак», на Замоскворецкой - «Технопарк» (см. схему). Их строительство начнется с 2011 года. В списке появилась также станция «Лесопарковая» между станциями «Третьяковская» и «Волхонка». Жителям Жулебина власти обещают построить не только станцию «Жулебино», но и в перспективе следующую за ней станцию «Улица Генерала Кузнецова». Помимо этого, ветку легкого метро длиной 25 километров планируется протянуть в Зеленоград от станции «Пятницкая» Арбатско-Покровской линии. Открытие «Пятницкой» намечено в 2012 году на пересечении Митинской улицы и Пятницкого шоссе. Вдобавок мэрия собирается массово строить перехватывающие паркинги около конечных станций метро, и в первую очередь в районах Новокосино, Кожухово и Жулебино. Но и это еще не все. Чтобы снизить очереди в кассы, к 2013 году на станциях дополнительно установят 500 автоматов по продаже билетов. На трех станциях - «Новокузнецкая», «Красные ворота» и «Библиотека имени Ленина» - проведут реконструкцию с реставрацией. На эти цели выделят 900 миллионов рублей. А в 2012 году запланирована реконструкция Киевского метромоста. Проект и работы обойдутся в 106 миллионов рублей.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА Михаил БЛИНКИН, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства: «Эти планы вполне реальны» - Закономерно, что в Московском метрополитене сделали именно такую раскладку расходов на повышение качества перевозок. Обычно подобные планы основаны на серьезных инженерных расчетах. Видно, что многие важные темы проработаны. Например, эскалаторы стареют, и существует программа их ремонта. Поезда тоже требуют модернизации. Считаю, эти планы вполне реальны. ЗВОНОК В МЭРИЮ «Надеемся, деньги найдутся» - Мы надеемся, что предложенный план будет утвержден и выполнен, - отметили в столичном Департаменте транспорта и связи. - Сейчас продолжается работа правительства Москвы и России по принятию решения о переходе с 2012 года на паритетное финансирование (то есть ровно пополам. - Прим. авт.) развития столичного метрополитена из средств городского и федерального бюджетов. КУДА ОБРАЩАТЬСЯ С жалобами и замечаниями на работу подземки можно звонить на круглосуточную «горячую линию» метрополитена - (499) 787-25-86. Здесь же можно узнать всю необходимую информацию о работе метро.