Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество14 декабря 2010 12:14

Химкинский лес вырубят под компромисс

Правительственная комиссия утвердила первоначальный проект автомагистрали Москва — Санкт-Петербург [аудио]
Источник:kp.ru

Маленький, но гордый Химкинский лес похоже все-таки не избавят от трассы Москва — Санкт-Петербург. Правительственная комиссия во вторник, 14 декабря, утвердила первоначальный проект автомагистрали, с которым так долго и, кстати, небезуспешно боролись экологи. Впрочем, правительство постаралось «подсластить» решение, пойдя на компромиссы.

Как заявил вице-премьер Сергей Иванов, от строительства этой дороги все равно никуда не деться, «из-за ужаса и кошмара, который творится на действующем участке трассы — жители Химок и Зеленограда стоят в бесконечных пробках».

Поэтому «химкинский» участок трассы будет построен до конца 2013 года. («При альтернативном варианте строительства — был бы 2017», — заметил министр транспорта Игорь Левитин.) По словам Левитина, при действующем проекте сносу будут подлежать два частных дома, при альтернативном пришлось бы снести 34. Кроме того, в выбранном варианте будет вырублено 100 гектаров лесонасаждений, альтернативный вариант предусматривал вырубку 90 га. Стоимость строительства — 51 млрд рублей. В выбранном варианте будет несколько съездов — на Московской кольцевой дороге, на четвертое и на третье транспортное кольцо.

Правительство согласилось внести в проект изменения. Например, химкинская трасса на протяжении «лесных» 8 километров не будет осквернена «дорожной инфраструктурой», то есть ларьками, заправками и прочей выгодной, но не экологичной мишурой. Выплаты по компенсациям в связи с экологическим ущербом при строительстве трассы Москва — Санкт-Петербург будут увеличены с 3 до 4 миллиардов рублей.

Более того, дорога будет огорожена шумозащитными щитами, дабы не беспокоить фауну Химкинского леса

«Будет только дорога, — пообещал вице-премьер Иванов. — Прямой, как стрела, участок дороги, и вдоль этого участка на протяжение восьми километров везде будут поставлены шумозащитные экраны, а также прорыты под дорогой места миграции представителей животного мира».

Как это ни парадоксально звучит, но после вырубки Химкинскому лесу дадут статус особо охраняемой территории. Закроют 50 несанкционированных свалок мусора и даже высадят вместо утраченных 100 гектаров леса — 500.

И видимо, чтобы окончательно успокоить общественное мнение — за спиленные деревья заплатят... строители. Причем беспрецедентно много.

«По ныне действующему варианту предполагались компенсационные выплаты за экологический ущерб от строительства в 3 миллиарда рублей, — сообщил вице-премьер, — но сегодня было принято решение увеличить эту сумму ущерба, связанного с вырубкой леса, до 4 миллиардов». По словам Сергея Иванова, такой экологической строгости в российской истории еще не было.

Впрочем, решение комиссии правительства неокончательно. Его еще должен одобрить президент, который как известно, приостановил строительство еще в августе, в разгар акций протеста экологов. Впрочем, по словам пресс-секретаря Медведева Натальи Тимаковой, проект строительства трассы вышел на ту стадию, когда остановить его практически невозможно.

Причем ответственность за это президент возложил на правительство экс-мэра Юрия Лужкова. «Изначально на выбор трассы повлияла неконструктивная позиция прежних московских властей, так как один из альтернативных проектов не был реализован из-за бизнес-проектов структур, близких к московскому правительству», - заявила Наталья Тимакова. Но главный урок для власти, по мнению президента, - необходимость диалога с обществом.

«Президент считает, что работа с общественными организациями, гражданским обществом, экологическими организациями была поставлена плохо, — сообщила Тимакова. — Глава государства считает, что пример с Химкинским лесом должен быть уроком того, что такой диалог необходим».

Напомним, что скандал разгорелся вокруг строительства трассы еще 4 года назад. Защитники Химкинского леса настаивали на необходимости изменить проект трассы и проложить ее в обход леса. По мнению сторонников проекта, изменение маршрута слишком затратно и может привести к сносу жилых домов. Противостояние двух лагерей доходило до откровенных стычек. За это время в Химках были покалечены и даже убиты экологические активисты и журналисты. Уже месяц на больничной койке находится защитник леса Константин Фетисов. Собраны около 30 тысяч подписей в защиту Химкинского леса, проведены сотни акций протеста. В ситуацию вмешался президент Дмитрий Медведев, который летом этого года своим решением на время приостановил строительство спорного участка трассы Москва — Санкт-Петербург.

Защитники леса даже теперь сдаваться не собираются. Они готовятся выйти на очередную акцию протеста 31 декабря. Их собрание пройдет на Триумфальной площади.

Проект будущей трассы Москва - Санкт-Петербург

Проект будущей трассы Москва - Санкт-Петербург

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА Сергей Кельбах, первый зам. председателя правления госкомпании «Автодор»: Грузовики должны уйти из города - Лучше проложить трассу через лес, чтобы убрать с территории города Химки автодорогу со 130 тысячами автомобилей в сутки. Причем большая часть из них - процентов 60 - дизельные фуры, которые выбрасывают в окружающую среду огромное количество отравляющих веществ. Наверное, уместнее в этой ситуации позаботиться о людях, чем о деревьях. Я сам выезжал в Химки не раз, я знаю мнение жителей - грузовики должны уйти из города. Помимо загрязнения, есть и другая проблема. Из-за нескончаемого потока машин даже перейти через дорогу крайне сложно. Зачастую и светофорное движение не помогает. Хочу отметить также: ширина полосы, которая пройдет через лес, - 100 метров. Никаких шести километров, о которых говорят защитники, нет.