2018-02-21T22:59:16+03:00

Ирина Богданович: «Сегодня даже пенсионеры хотят общаться через Интернет»

В студии «Радио «Комсомольская правда» в Екатеринбурге» министр информационных технологий и связи Ирина Богданович. Вместе с радиослушателями с министром общались ведущие Инна Боева, Павел Филиппов и журналист Владимир Андреев [аудио]
Изменить размер текста:

- Ирина Александровна, вашему Министерству исполнился один год, поздравляем…

- Спасибо за поздравление. В феврале прошлого года зарегистрировали юридическое лицо с названием «Министерство информационных технологий и связи Свердловской области». Перед вновь образованной структурой поставили задачу - реализовать проект «Электронное правительство». За год мы создали хорошую команду, сконцентрировали усилия на тех городах области, где в качестве пилотного внедряется проект электронных государственных и муниципальных услуг…

- Как работается без вашего первого заместителя Андрея Зайцева, самого молодого замминистра, которого забрали в армию?

- Честно скажу, Андрея нам не хватает. Ждем его возвращения. Вот собираемся навестить его в воинской части…

- Вы недавно вернулись из Каменска-Уральского. Насколько успешно там продвигается электронная запись к врачам?

- Там пока еще отрабатывается электронная услуга «Запись на прием к врачу». Уже сейчас мама из Каменска-Уральского, не выходя из дома, через компьютер по Интернету может узнать, попадет ли на прием ее ребенок. Наибольший интерес у тех, кто посещает детские поликлиники и женские консультации. Сразу выявилась проблема: человек записался через Интернет, приходит в больницу, а там ему надо выстоять живую очередь в регистратуру за талоном. Теряется смысл электронной записи как удобной услуги. Мы немного доработали систему, теперь гражданин сам распечатывает талон на прием и, минуя регистратуру, идет к врачу. Есть и другая сторона вопроса. Допустим, пациент приходит записаться к отоларингологу. Ему говорят: талончиков нет. Человек уходит, а в регистратуре никак не отразили, что приходил человек, нуждался в конкретном враче. Надо, чтобы каждый визит фиксировался, и тогда станет ясно, к кому ходят меньше, а к кому очередь.

- Ну а врачам эта морока с электронной очередью не усложнит жизнь?

- Наоборот. Интересно, что сами врачи в первую очередь ждут этих перемен, так как большая доля их рабочего времени уходит на писанину, на оформление. Им давно надоела рутинная бумажная работа, а электроника высвободит время на их прямую работу. В идеале история болезни появляется на экране у врача в тот момент, когда к нему в кабинет заходит пациент. Все изменения в компьютер врач заносит по ходу нового визита. Проблема в том, что не у каждого врача на столе есть компьютер. Но это поправимо. Мы стоим в самом начале автоматизации комплекса всех лечебно-профилактических учреждений. Сейчас уже примерно 15 процентов из них работают в этой системе.

- На официальном сайте администрации Екатеринбурга предлагают записаться к врачу в режиме онлайн. Честно заполнил все, что требовалось, Ф.И.О., когда ввел номер полиса, мне говорят: такого полиса нет в базе данных.

- Я говорю о другом. В Екатеринбурге своя система электронного сервиса и своя система авторизации - способ, каким гражданина идентифицируют. Ну а тот пакет электронных услуг, что создается под эгидой Министерства, уже прошел фазу интеграции с личным кабинетом единого государственного портала госуслуг, там есть механизм регистрации, получения так называемого логино-пароля, и с этим паролем можно получить доступ к услугам на федеральном уровне. Они действуют уже второй год, и уже можно получить российский паспорт, загранпаспорт, узнать о своих неуплаченных штрафах и налогах и так далее. Со временем Екатеринбург и другие города области перейдут на унифицированную систему госуслуг.

Звонок в студию:

- Здравствуйте, меня зовут Ирина Степановна, я из Екатеринбурга. Хотела попасть в поликлинику, позвонила через Call-центр администрации по единому телефону 204-76-76. Девушки объяснили, что «ваша поликлиника» к нам не подключена. Спрашиваю, а в микрохирургию можно? Нет, говорят, тоже нельзя. Так какой смысл вывешивать все эти «единые» телефоны?

- Повторюсь, это сложности переходного периода. Дело в том, что мы как раз и добиваемся унификации, чтобы все: и муниципальные организации, и ведомственные, и бизнес - заключили соглашение об информационном взаимодействии. Пока часть поликлиник вовлечены в эту систему, часть нет.

Звонок в студию:

- Меня зовут Максим Румянцев, Екатеринбург. Эти технологии рассчитаны, видимо, на молодое поколение. А как вы собираетесь с пенсионерами вопрос решить? Они ведь в компьютерах ничего не понимают, для них это непостижимо. И второй вопрос. Электронную запись в ту же женскую консультацию можно сделать, не выходя из дома? Верится с трудом, даже когда записываешься в регистратуре лично, видишь, как сидят эти пожилые женщины за компьютером и надолго зависают над клавиатурой. Мучаются же, видно. А что касается использования электронной записи, чтобы выявить недостаток конкретных врачей, - это ж ведь и без Интернета вычисляется, когда видишь, как люди по два часа сидят в очереди с детьми. А врачей не хватает, потому что им мало платят и они уходят.

Министр информационных технологий и связи Ирина Богданович на утреннем эфире в студии "Радио КП" в Екатеринбурге

00:00
00:00

- Согласна, что все эти технологии пока лучше воспринимаются молодыми, и в женские консультации, и в детские поликлиники обращаются, естественно, молодые мамочки. Но ведь пожилые люди тоже не находятся в вакууме. Есть дети, внуки. Они могут помочь бабушке, не затрачивая времени на путешествия в собес, скажем, подать заявление на субсидию на транспортные расходы или компенсацию услуг ЖКХ.

Мы используем механизм Личного кабинета Единого портала госуслуг, приглашаем, заходите. Получите регистрацию, свой личный номер (снилс) - этот же номер есть на зеленых карточках, которые выдает Пенсионный фонд. По почте приходит не пароль, а ссылка, по которой вы должны произвести определенные действия на едином портале госуслуг, и только тогда активизируется ваша учетная запись. Затем вы вводите со своего экрана пароль и начинается процедура верификации: идет проверка вашего электронного адреса, приходит СМС на ваш мобильный телефон (это тоже ссылка - комбинация символов, которые нужно ввести), затем проверяются ваши данные на соответствие данных Пенсионного фонда, снилс, ИНН, налоговая. Не буду вдаваться в подробности, специалисты смогут вам помочь.

- Кроме Каменска-Уральского, какие еще электронные новшества внедряет Министерство, в каких городах?

- В Реже проходила апробацию электронная услуга в сфере Минсоцзащиты. Речь о предоставлении субсидий на транспорте. В Реже оказалась наиболее продвинутая конфигурация ведомственной информационной системы. На ее основе возник сервис: человек пишет заявление на субсидию, а потом не отходя от домашнего компьютера следит, когда реально произошло перечисление средств на счет по этой субсидии. Потенциальных клиентов этой услуги в Режевском округе более 5000 человек. Большая часть из них уже подали заявление на субсидию, и им хочется следить за перечислением средств. Другая часть клиентов Минсоцзащиты будет догонять их, причем заявление на субсидию они могут сделать уже через Сеть, не выходя из дома. Причем, если человек уже побывал в отделении соцзащиты лично и есть учетная запись его документов, то ему уже не понадобится во второй раз обивать пороги в соцзащите. Он уже будет действовать через Сеть.

- Так и представляется какой-нибудь пенсионер из Режа, только что забивший козла в домино в скверике, а потом дома за компьютером ревизующий счета по субсидиям на муниципальный автобус. А вообще, сколько человек в этом городе имеют компьютеры?

- Как ни странно, компьютеров в семьях сейчас много. И не только в Реже, к примеру, недавно я побывала в Шалях, там знаете какая проблема? У многих есть компьютеры (спасибо детям, внукам), но люди не могут подключиться к Интернету. Самый высокий процент компьютеризации, естественно, в Екатеринбурге - в квартирах примерно у 50 процентов населения есть такая техника, в городах области, конечно, меньше. Без решения этой задачи - массовой компьютеризации, повиснет задача массовой телекоммуникации области, а соответственно, и предоставления государственных услуг.

Но если вы подумали, что правительство Свердловской области собирается насильно загонять стариков и пожилых людей в мир Интернета, то это далеко не так. Во-первых, процесс достаточно развернут во времени, а во-вторых, люди пожилого возраста, сохранившие даже с выходом на пенсию творческую активность, стремятся научиться работать с Сетью. Интернет может предоставить им не только шанс «не скучать», но и возможность общаться со своими сверстниками, с детьми, живущими в других городах. Наконец, открывать новые пути для заработка, творческой жизни. Ходить по магазинам, выбирать и заказывать товары подешевле. В качестве «пилота» мы предложили пожилым людям в Асбесте, Лесном и Заречном бесплатный телекоммуникационный пакет: а) доступ в Сеть, б) компьютер, в) программное обеспечение. Интерес к этому оказался большой. В Заречном проводили пилотный запуск программы «Доступная информация». Люди в возрасте за 65 лет через Skypeвовсю общались со своими детьми, живущими сегодня в Подмосковье, в Канаде.

- Это все звучит красиво, однако, если у людей, стремящихся попасть в Сеть, нет башковитых внуков, которые смогут все объяснить, как им быть?

- В развитие программы «Доступная информация» появляются обучающие центры на базе библиотек. Фактически мы сейчас создаем новую философию той же сельской или поселковой библиотеки. Во многих таких точках есть доступ в Интернет. Есть договоренность с представителями Microsoft, есть грант на оплату библиотечного персонала библиотек, занимающегося обучением людей в глубинке. В Кушве, в Лесном, например, библиотекари по своей инициативе и бесплатно обучают своих читателей навыкам работы в Сети. Их инициатива удачно наложилась на ту форму доступности информации, которую предложили мы. И это новый уровень, новая философия библиотек как центров выхода в Сеть, к единому порталу услуг. (Едва ли не первыми в Екатеринбурге такими центрами выступили Американский информационный центр в библиотеке Главы города на Мамина-Сибиряка, в библиотеке Белинского, и сейчас можно записаться в очередь на выход во Всемирную Паутину, - прим. авт.)

Звонок в студию:

- Здравствуйте, я Игорь из Новоалексеевки. Ирина Александровна, я, можно сказать, из пригорода Екатеринбурга, из Новоалексеевки. Это 30 км от Екатеринбурга, 10 - от Первоуральска. В нашем селе Интернета как такового нет. А я - активный пользователь Сети, но только 3gменя не устраивает. У нас в поселке наберется 200, от силы 300 активных пользователей, но разве провайдеры захотят работать с таким количеством людей?

- Да, Интернет как таковой сейчас дотянулся практически до самых отдаленных территорий области. Проблема в скорости и ширине канала. И здесь мы должны заинтересовать ведущих операторов в том, что у них могут появиться новые и содержательные порталы и ощутимый трафик даже в отделенных городках области. Круг замыкается: будет больше активных пользователей Сети - операторы увеличат скорость и полосность. Устранение проблемы с такими селами, как ваше, Игорь, может быть связано с техническими решениями, удешевлением технологий. Да, через спутник будет пока дорого, волоконная оптика тоже дорого. Но технологии не стоят на месте.

ИСТОЧНИК KP.RU

Еще больше материалов по теме: «Радио "КП" в Екатеринбурге (92, 3 FM)»

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных