Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Политика7 марта 2011 22:00

Александр Лукашенко: «Вы решили, что это вредно для США, и закрыли мне въезд. Что это за демократия такая?»

В интервью американской газете «Вашингтон Пост» белорусский президент рассказал о ситуации в Беларуси и расспросил журналиста о политике США [видео]

Интервью у первых лиц всегда берут лучшие, самые профессиональные журналисты. Но на интервью к Александру Лукашенко от газеты “Вашингтон пост” приехала женщина, выдающаяся даже на фоне звед мировой журналистики. 67-летняя Элизабет Моррис Грэхем “Лалли” Веймаут- старший редактор “Вашингтон пост”. Более того, она дочь основателей газеты, и медиа-империю “Вашингтон пост”, которая включает в себя и “Ньюсуик”, который миссис Веймаут возглавляла долгие года. Кстати, Лалли - это неофициальное имя миссис Веймаут, но она предпочитает называть себя именно так, и все интервью, в том числе с Александром Лукашенко, подписывает «Лалли Веймаут».

Миссис Веймаут специализируется на интервью с главами государств и правительств, политиками высшего и высокого звена. Например, в этом году на саммите в Давосе она беседовала с президентом Украины Виктором Януковичем.

В Минск миссис Веймаут прилетела в самые холода и во время интервью была явно простужена, это было слышно по голосу. Кроме того, Лалли Веймаут явно мерзла, на нескольких кадрах интервью было видно, что на кресле у нее лежит теплое рыже-бежевое одеяло, а потом и вовсе показали, как миссис Веймаут сидит, полузавернутая в одеяло, с чашкой горячего чая в руках. Еще бы, интервью длилось три часа! Даже Александр Лукашенко пил чай. Кстати, у ног американки стояли две большие черные сумки - видимо, миссис Веймаут приехала в Беларусь совсем ненадолго и нужные вещи предпочитала держать под рукой.

Миссис Веймаут специализируется на интервью с главами государств.

Миссис Веймаут специализируется на интервью с главами государств.

В силу характера, жизненного опыта и профессиональной настойчивости американки интервью иногда превращалось в дискуссию, а иногда походило и на перепалку.

- Что касается посольства США, вы выгнали посла США из Беларуси... - начинает миссис Веймаут.

- Ну а вы выгнали нашего посла из Америки, ну и что? - парирует президент.

- Вы нашего выгнали первым! - тут же отвечает Лалли Веймаут.

- А зачем нам посол, который организовывает акции «пятой колонны»? Элизабет, предназначение посла - улучшать отношения между государствами, а не нагнетать.

- Вы действительно думаете, что посол США организовывал?..

- Элизабет, я не думаю, я президент страны и я знаю это. И потом, кто вам мешает присылать своего посла в Беларусь? И зачем в Беларуси американский посол, если вы не хотите сотрудничать? Чем он будет тут заниматься? Деньги привозить пятой колонне? Нам это не надо. Если вы хотите с нами сотрудничать как демократическая Америка, как империя мировая, давайте садиться за стол и сотрудничать.

В интервью, конечно, много говорили о Соединенных Штатах.

- Вы были когда-нибудь в США? - спросила Лалли Веймаут.

- Конечно. Очень много раз был, наверное, раз пять. В основном на международных конференциях. А однажды я прилетел в вашу страну и побывал в разных точках с востока на запад. А потом вы решили, что это вредно для США, и закрыли мне въезд в Соединенные Штаты Америки. Элизабет, но я - не враг США. И к «Аль-Каиде» не принадлежу. Что это за демократия такая, что вы выстраиваете железные занавесы? - задал риторический вопрос Александр Лукашенко.

И вообще за время интервью, кажется, белорусский президент задал американской журналистке едва ли не больше вопросов, чем она ему.

ШЕСТЬ ВОПРОСОВ, КОТОРЫЕ ЛУКАШЕНКО ЗАДАЛ АМЕРИКАНСКОЙ ЖУРНАЛИСТКЕ

1. Об американской демократии

А.Л. - Скажите мне, пожалуйста, уважаемая представитель демократии, зачем вы (США. - Ред.) разрушили Ирак? Это международное преступление. Почему вы за это не отвечаете? О какой после этого можно говорить демократии, если убиты тысячи не только иракских граждан и других, но погибли тысячи американцев. А у них дети, семьи… А что творится сейчас в Ираке, в Афганистане, где главную скрипку играет "демократическая" страна? А как вы отреагировали на то, что вашу коллегу журналистку изнасиловали прямо на площади в Каире?

Э.В. - Это страшно, но это совершили египетские граждане.

А.Л. - Но вы их по плечу хлопаете. Это ваши друзья! Почему вы не заняли жесткую позицию? (…) Вы боитесь, потому что вы видите там свои интересы. И вам надо устанавливать отношения с теми, кто сегодня в Египте и в других арабских странах после революции придет к власти. И глубоко наплевать на то, что там изнасиловали вашу коллегу - гражданку США. Вот ваша демократия и правда... А если бы это случилось в Беларуси, вы бы уже нас размазали по всей планете. Может быть, и войска бы ввели или крылатые ракеты сюда послали для того, чтобы демократию какую-то навязать. Вот, Элизабет, американская демократия - двуликая, может, трехликая.

2. О судах по делу 19 декабря

А.Л. - Я вам хочу задать, возможно, риторический вопрос. Как бы ваш президент поступил и службы безопасности, если бы недовольное меньшинство, а их было около трех тысяч, прорвалось к Белому дому и начало его громить, пытаясь захватить?

Э.В. - Я не думаю, что в США спецслужбы стали бы людей сажать в тюрьму на 15 лет. Если бы они действительно пытались силой прорваться в Белый дом, если бы они били окна и наносили повреждения правительственным зданиям, то власти бы предотвратили такие события, то люди были бы задержаны. Но ни в коем случае люди не стали бы подвергаться тюремному заключению на 15 лет. Неужели вы действительно собираетесь посадить на столь долгий срок?

А.Л. - У вас что, есть информация, что у нас кого-то посадили на 15 лет?

Э.В. - Нет, но я читала, что на прошлой неделе кого-то посадили на 4 года за то, что он помогал… И что сроки могут достигать 15 лет.

А.Л. - Наверное, могут. Таков закон. А у вас есть и пожизненное заключение, за подобные деяния, и исключительная мера наказания - смертная казнь. Но мы ж за это вас не критикуем. Такой у вас закон!

3. О тюрьме Гуантанамо

А.Л. - Зачем вы на базе Гуантанамо без суда и следствия держите тысячи заключенных? Отпустите их!

Э.В. - Это не то же самое. Это люди, которые пытались взорвать Всемирный торговый центр.

А.Л. - Откуда вы знаете, что они пытались взорвать? Это только суд должен сказать.

Э.В. - Потому что я в Нью-Йорке живу.

А.Л. - Вот вам написали в газетах, и вы верите. Но в демократическом государстве только суд может сделать такое заключение. И даже не журналист, даже такого высокого уровня, как вы. Какая же это демократия? Вы обещали закрыть эту базу как анахронизм прошлого. Почему не закрыли?

Э.В. - Вы думаете, что мы должны закрыть ее?

А.Л. - Немедленно надо закрыть. Потому что это, как вы сказали в мой адрес, плохой сигнал международному сообществу.

Э.В. - Многие люди согласились бы с вами.

А.Л. - Видите, сколько фактов я вам назвал недемократичности вашего режима! Шутка.

4. О президентских полномочиях

Э.В. - Будете ли вы рассматривать возможность амнистирования или помилования тех людей, которые были арестованы той ночью 19 декабря?

А.Л. -Это мое право.

Э.В. - Вы используете это право?

А.Л. - Когда придет время, я вам об этом скажу. Сейчас нет такой необходимости. Сейчас все те, где доказано, что они ломали и били государственное учреждение, их дела находятся в суде. И только суд имеет право рассмотреть эти дела. Так же, как и в США. Представьте, что в США Обама сейчас бы ввязался в судебный процесс. Ему не быть больше президентом на второй срок. А почему вы меня толкаете к тому, чтобы я ввязывался или вмешивался в дела правосудия?

5. О Джулиане Ассанже и «Викиликс»

Э.В. - Если бы вы приехали в Америку, вы были бы шокированы, даже наша газета, которая нам принадлежит, мы не контролируем содержание того, что пишут репортеры…

А.Л. - Здравствуйте, приехали. Вы это делаете другими методами! И все у вас контролируется. Что ж вы затеяли возню с «Викиликсом» этим… Ассанжем? Вы же демократы. Зачем вы хотите посадить человека за решетку? Он опубликовал факты, то, что ему стало известным. Что он неправду написал? Где неправда? Правда. Вам это не нравится. Вы начали кампанию травли этого человека, чтобы экстрагировать в США и, как я читал в ваших газетах, приговорить его к смертной казни.

Э.В. - Это не мы, а правительство США делает.

А.Л. - Ну вот видите. А вы меня упрекаете. Так вы разберитесь со своим правительством, а потом со мной.

6. О санкциях и запретах

А.Л. - Зачем вы моим сыновьям запретили въезд в Америку? Они не бандиты, к «Аль-Каиде» не принадлежат.

Э.В. - Потому что санкции существуют.

А.Л. - Ну а зачем вы моих детей наказали? Ну, меня накажите, причем здесь дети? Зачем вы десяткам невинным, непричастным ни к выборам, ни к 19 декабря, невинным людям закрыли въезд? Зачем? Не знаете... А у нас есть такие вопросы к правительству Америки. (…) Почему вы нарушили наши договоренности 1994 года, когда мы без всяких условий передали ядерное оружие тому, кому вы хотели?! Вы обещали, что никогда не примените к нам экономические санкции. Почему вы их применяете? Кто вам будет после этого верить? Ваш президент подписал это соглашение. Почему вы применяете к нам экономические санкции?

Э.В. - Я не знаю, но мне кажется, есть очень простой выход из этой ситуации… Почему бы вашему правительству и правительству США не собраться вместе, не обсудить эти вопросы, освободить людей, которые задержаны…

А.Л. - Вот прекрасная идея, так и передайте через «Вашингтон Пост» свою, Элизабет Веймаут, точку зрения. Что двум правительствам надо сесть за стол и договориться, а не выстраивать железные занавесы.

Цитаты из эфира Первого национального телеканала.