Москва

Почему тысячи москвичей каждый месяц переплачивают за «коммуналку»?

Можно ли вывести мошенников на чистую воду и как с ними бороться

В четверг, 28 апреля, в «Комсомолку» приехали руководители столичного департамента жилищно-коммунального хоязйства (ЖКХ) и управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Москвы, чтобы обсудить тему нарушений в области ЖКХ и рассказать, как можно бороться с мошенниками.

- По закону плата за содержание и ремонт жилья, а также перечень услуг, которые входят в эту строку в платежном документе, определяется на общем собрании собственников, - заявил начальник управления ФАС Москвы Владимир Ефимов. - Но на практике, увы, дела обстоят по-другому. Часто собрания собственников вообще не проводятся.

Отсюда вытекает море проблем. В ФАС поступает множество жалоб на то, как управляющая компания дома взимает завышенные платежи с жителей. Если этот дом новый, нужно обращаться в антимонопольную службу - ФАС будет обвинять управляющую компанию в навязывании невыгодных условий содержания жилья.

Примеры «креатива» управленцев встречаются самые разные. Например, в доме на Мичуринском проспекте управляющая компания (УК) умудрялась брать с жильцов нового дома плату за подъем строительных материалов и даже плату за проход в дом - горожане должны были покупать пропуска в собственные квартиры! Чиновники уверяют: подобные навязанные услуги являются нарушением со стороны УК, и с ними нужно и можно бороться.

Другая беда - непосредственно выбор управляющей компании, который должны производить сами собственники квартир. По мониторингам ФАС Москвы, абсолютное большинство москвичей такого выбора не сделало. Увы, многие горожане до сих пор не в курсе, кто же управляет их жильем. Кстати, «КП» не раз писала о том, как много в Москве создано липовых ТСЖ и как они наживаются на горожанах.

- Скорее всего, общие собрания собственников часто проходили непрозрачно, - пояснил Ефимов. - Тем не менее мы вместе с департаментом ЖКХ провели «ревизию», и уже больше половины собственников жилья в Москве заключили договоры с управляющими компаниями. Эти договоры очень важны, ведь именно в них прописывается перечень услуг, которые обязана оказывать управляющая компания.

Выходит, не имея такого договора, разбираться с завышенными платежами будет гораздо сложнее.

Глава столичного департамента жилищно-коммунального хозяйства Андрей Цыбин

Глава столичного департамента жилищно-коммунального хозяйства Андрей Цыбин

Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

- Сейчас в Москве работает целая программа, в которой прописаны меры по решению всех этих проблем в сфере ЖКХ, - добавил глава столичного департамента ЖКХ Андрей Цыбин. - Один из вопросов - борьба с нелегальными ТСЖ, которые мы пытаемся их расформировать.

Вдобавок коммунальщики планируют создать реальный рынок управляющих организаций. Ведь чем больше их будет, тем больше конкуренции между ними появится. То есть управленцы будут бороться за собственника.,предлагая ему как можно более качественные услуги.

- Управляющие компании обязаны информировать жителей о том, что они должны сделать, - заявил Цыбин. - Тогда и сами жители смогут контролировать тех, кто управляет их жильем. Сейчас такая информация постепенно появляется на сайте департаментана сайте департамента.

А сотрудники ФАС начали проверку деятельности управляющих компаний. В Федеральной антимонопольной службе планируют даже создать специальную «напоминалку», в которой будет прописан перечень обязательных услуг, которые должна предоставлять каждая управляющая компания. Кроме того, на сайте управления ФАС Москвы вскоре появится информация, которая поможет разобраться, как выявить нечестную УК и как защититься от того беспредела, который он творит.

- Но и от самих граждан, от их активности зависит очень многое, - говорит Владимир Ефимов. - Во-первых, если вы недовольны управлением в своем доме, то вы сами можете выбрать ту компанию, которая вас устроит. Также только вы можете определить, что именно нужно сделать в вашем доме: чинить ли крышу или ремонтировать подъезд. Наконец, нужно более внимательно отнестись к договору между собственниками и управляющей компанией. Стоит включить в него механизм приемки выполненных работ. Проще говоря, платить УК нужно только после проведения ею, например, ремонта или вывоза мусора. Принцип прост: если УК плохо выполняет свои обязанности, жильцы не платят. Но все это нужно прописать в договоре. Если работы граждан со своей УК не будет, то, как бы мы ни старались решить проблемы нарушений в сфере ЖКХ, особого толка не будет.

Кроме того, в каждом округе Москвы создана конфликтная комиссия, которая решает проблемы между горожанами и управленцами. Телефоны комиссий можно узнать в своей префектуре либо в департаменте ЖКХ Москвы. Чиновники объясняют: любое обращение горожан должно быть рассмотрено в кратчайшие сроки.