2018-04-02T13:51:18+03:00

Москвичи переплачивают за услуги ЖКХ миллиарды рублей

Кто греет руки на наших батареях и горячей воде [обсуждение]
Поделиться:
Комментарии: comments40
Изменить размер текста:

На днях крупное столичное агентство недвижимости огорчило подсчетами: за последние десять лет москвичи стали в 10 раз больше платить за услуги ЖКХ. Риэлторы объясняют: дело не в инфляции и не в росте цен на энергоносители. Дело - в монополии. Мол, было бы у нас больше поставщиков услуг, и платить пришлось бы меньше. Но эксперты в области ЖКХ возражают: при любом раскладе нам пришлось бы переплачивать. Что мы, увы, сейчас и делаем. Так откуда же берутся цифры в наших платежках? «МЫ ЗАБЫЛИ ПРО ЛЬГОТЫ» «У нас в квартире прописаны пять человек, - пишет в своем интернет-дневнике блогер из Москвы kittenolya. - Из них четыре льготника. Но в ЕИРЦ (единый информационно-расчетный центр. - Прим. ред.) почему-то делали скидку только на одного из них. Мы переплачивали совершенно дикую сумму. Поехала с разборками в ЕИРЦ. - Упс, - сказали мне там. - А у нас программа так считает... - Упс, - говорю я. - Вы попали, ребята, на склочницу и крохоборку. Готовьте ваши калькуляторы. Теперь вместо 4,5 тысячи рублей за двушку из 42 квадратов я плачу 1,5 тысячи! Так еще и деньги мне обещали компенсировать». Похожих примеров в Москве десятки. Жительница района Люблино Галина Кочетова пытается восстановить собственную льготу на оплату коммунальных услуг, которая однажды вдруг «пропала». В итоге за два года пенсионерка переплатила 13 тысяч рублей. - Я сам, эксперт в области ЖКХ, недавно попал в похожую передрягу, - рассказывает член президиума некоммерческого партнерства «Управдом», специалист в области экономики и бухгалтерии ТСЖ и Управляющих организаций многоквартирных домов Илья Фельдман. - У меня вдруг исчезла льгота, которую начисляли мне годами. В ЕИРЦ я так и не смог добиться внятного ответа, почему это случилось. В итоге я попросту перестал платить. Впрочем, эксперты объясняют: ошибки ЕИРЦ происходят нечасто. Причина - обычный человеческий фактор (работники могут просто ошибиться и набить в компьютере не ту цифру) или банальный непрофессионализм (неправильно посчитали). Хотя все эти неточности почему-то никогда не случаются в нашу пользу. При любой ошибке платить приходится больше положенного... В самом же ЕИРЦ города Москвы корреспонденту «КП» официально заявили, что готовы рассмотреть любую жалобу. Вот только номера «горячей линии», куда можно эту самую жалобу адресовать, в ЕИРЦ... не существует (куда еще можно пожаловаться, см. ниже).

Судя по завышенным расценкам, в домах живут гулливеры...

Судя по завышенным расценкам, в домах живут гулливеры...

РАСЧЕТЫ ПОСТАВЩИКОВ: «ЗАПЛАТИТЕ ЗА ПОДОГРЕВ» - С начала этого года я получаю платежки, в которых появилась новая строка: «подогрев воды», - рассказывает москвичка Галина Яблокова. - Причем сама вода не стала горячее, тратила я ее, как и прежде, но платить за нее пришлось по новой схеме. Галина полезла за деньгами. Так же сделали и тысячи других москвичей, получивших похожие счета. Только платили мы, оказывается, зря. Да не просто платили, а переплачивали, причем сотни тысяч рублей в месяц! - В 2011 году компания МОЭК почему-то стала по-другому считать деньги за горячую воду, - рассказал «Комсомолке» начальник управления ФАС Москвы Владимир Ефимов. - Компания начала выставлять отдельно плату за холодную воду и отдельно за количество энергии, которое ушло на ее подогрев. По логике ничего страшного. Казалось, счета за свои услуги МОЭК просто разбила на две строчки. Но все вышло не так... - Я не знаю точно, как именно в МОЭК стали считать, но, на мой взгляд, просто некорректно, - говорит Ефимов. - Общая сумма за холодную воду и ее подогрев выходила значительно больше установленного правительством тарифа. Хотя этот тариф и так должен покрывать все расходы компании на подогрев. Цифры поражают: по данным столичной ФАС, ежемесячно МОЭК требовала с каждого дома от 50 до 150 тысяч рублей сверх тарифа и сверх того, сколько воды реально использовали! - Мы уже выдали МОЭК предписание, чтобы компания прекратила считать потраченную воду таким образом, - заявляет Ефимов. - Разбирательства дошли до федеральных властей, которые уже признали неправоту МОЭК. Но энергетики пытаются отстоять свою точку зрения в судах. Суды затягиваются, и нам по-прежнему приходится переплачивать. МОШЕННИЧЕСТВА УПРАВЛЕНЦЕВ: МИЛЛИОНЫ НА ТЕПЛЕ... Однако куда чаще нас разводят управляющие компании (УК). Самый прибыльный способ - счета за отопление. Всем известно: в подвалах домов стоят теплосчетчики, которые показывают, сколько тепла использовали жильцы. Полученная за год сумма делится на все квартиры в доме, и каждый платит за тепло в зависимости от площади своего жилья. Это теория. Практика веселее. - Тарифы за тепло, установленные в столице, рассчитаны на очень холодные зимы, которых у нас, как правило, не бывает, - говорит Игорь Шемякин, cоветник заместителя председателя экспертного совета по ЖКХ при Комитете Госдумы ФС РФ по строительству и земельным отношениям. - То есть сам тариф заложен с запасом. Да, с этого года мы должны платить не по числу квадратных метров, а из расчета затраченных гигакалорий. Но, увы, на новую систему расчета перешли не все дома в Москве. К примеру, в домах на улице Марьинский Парк плату за тепло до сих пор начисляют по старинке. В любом случае в течение года с каждого дома собирается определенная сумма лишних денег за тепло, которые поставщик этой услуги обязан вернуть управляющим компаниям. А деньги, к слову, приличные. - Например, пару лет назад в нашей высотке за год набежало 4,5 миллиона лишних рублей! - рассказал «КП» житель дома на Нахимовском проспекте Леонид Кушнир. - Но наша прежняя управляющая компания не вернула нам ни копейки. Впрочем, даже в небольших домах эта сумма существенная - до 500 тысяч рублей за год. Так куда же они деваются? - Если в доме честное ТСЖ, то минимальный контроль за этими деньгами есть, - продолжает Игорь Шемякин. - Председатель, если он не дурак или не подлец, приглашает представителя тепловой компании и вместе с ним на 1 января фиксирует показания счетчика. Когда наступает следующее 1 января, показания снова фиксируются. И затем лишние деньги ТСЖ тратит в счет уменьшения дальнейших платежей либо на благоустройство дома. Но если в доме нет ТСЖ, то проследить, куда уходят наши кровные, практически нереально. Многие москвичи даже не догадываются, что лишние деньги вообще существуют. ...ВОДЕ... Еще одна денежная строка платежек - счета за холодную и горячую воду. Если в вашей квартире стоят водосчетчики, все в норме: вы платите лишь за свои потраченные литры. Вот только у 60 процентов горожан этих приборов нет. Этим и пользуются ушлые управленцы. - У моей матери, которая живет в районе Бибирево, соседка поставила счетчик и заплатила по нему всего 18 рублей за воду, - рассказывает Дмитрий Бородин, член экспертного совета Совета Федерации ФС РФ по ЖКХ и жилищной политике. - Моей матери, такой же пенсионерке, которая тратит и всегда тратила столько же воды, сколько ее соседка, вдруг пришел счет в 800 рублей! Спрашивается, откуда эта цифра? По идее всю воду, которую слил дом, раскидывают на жильцов, не поставивших счетчики. Но откуда мы знаем, сколько воды дом реально использовал? - Мы часто сталкиваемся со случаями, когда цифры управляющие компании берут вообще с потолка, - говорит Бородин. - Да, вам могут сказать, что, мол, в соседней квартире живут 25 таджиков, которые и слили всю воду. Но живут ли они там? В моем доме их точно нет. Моей матери никто не объяснил, каким образом она израсходовала воду на 800 рублей, выверки не делали, отчетов ДЕЗ не предоставляла. Ей просто тихо всунули в счет эту цифру, надеясь, что она не станет разбираться. И так делают со всеми. Эксперты рассказывают: оказывается, у коммунальщиков есть даже негласное понятие - «предельно терпимая» сумма. Это та цифра, которую человек готов выложить за какую-либо услугу ЖКХ (скажем, за воду или отопление) и не идти разбираться. Так вот, учитывая доходы москвичей, в столице эта цифра выросла до 1000 рублей. Сколько же денег зарабатывают управляющие компании на одной только воде? - В моем доме 288 квартир, из них 200 без счетчиков, - достает калькулятор Дмитрий Бородин. - Если учесть, что, к примеру, 700 рублей лишних каждому вставляют в счет в месяц - возьмем счет моей матери на 800 рублей и предположим, что на 100 из них она реально использовала воды. Выходит, 1 миллион 400 тысяч рублей с дома управляющая компания кладет себе в карман (умножаем 700 рублей на 200 квартир). В Бибиреве 160 домов управляется ДЕЗ. Умножаем на 1 миллион 400 тысяч и получаем 224 миллиона рублей. Эта сумма может оседать в карманах управляющих компаний только нашего района. Во всей Москве - это миллиарды. И все это бесконтрольно... ...И РЕМОНТЕ «Содержание и ремонт жилого помещения» - еще один лакомый кусочек пирога. В него заложены работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома - например, подвала, чердака, подъезда, крыши, инженерных коммуникаций, а также дворов. Работ так много, что проследить за ними сложно. Чем с удовольствием и пользуются ушлые управленцы. - Как-то моя жена, будучи председателем ТСЖ нашего дома, пошла в управляющую компанию и попросила составить смету на покраску подъездов, - рассказывает Игорь Шемякин. - Ей выкатили счет в 150 тысяч рублей на ремонт каждого подъезда. Непосильная сумма для нашего ТСЖ. Тогда жена подошла к местным строителям и просто договорилась сделать ремонт в пять раз дешевле! Получилось быстро и качественно. Дело в том, что управляющая компания запросто может завышать реальную стоимость одних работ, а про другие «забывать» вовсе. Вспомните, вы давно видели ремонтников в своем подъезде? А слесаря? А электрика? Вообще не видели? А ведь эти спецы должны регулярно наведываться к нам в гости, чтобы проверить электропроводку, подкрасить облупившиеся стены или заменить неработающие датчики перед наступлением холодов. - Конечно, управляющая компания должна отчитываться перед жильцами о своей деятельности, но ничто не мешает ей штамповать сметы, в которые она включает любые работы, - говорит Игорь Шемякин. - То есть в плане отчетности к УК не подкопаешься. А на практике она может заказывать работы приезжим мигрантам за копейки. Полученная разница могла бы пойти на благоустройство дома, но идет в чьи-то карманы.

Деньги горожан утекают в черную дыру.

Деньги горожан утекают в черную дыру.

ПОКА ХОТИМ, БУДЕМ ПЕРЕПЛАЧИВАТЬ - Этими и другими способами управляющие компании уводят триллионы рублей в год наших платежей, - говорит Дмитрий Бородин. Где же выход? Эксперты сходятся в одном: пока мы хотим, будем переплачивать. Другого не дано - после 2005 года, когда в силу вступил новый жилкодекс, мы сами стали отвечать за свои квартиры и контролировать тех, кто управляет ими. Ведь договор с этими компаниями мы заключали сами, а если не заключали, значит, когда-то наплевали на это. Ведь многим из нас по большому счету до фонаря, кто и как управляет нашими домами. И кладет ли этот кто-то себе в карман по 20 - 50 рублей с каждого нашего платежа, не очень-то и важно. Да проще заплатить, чем бегать потом по кабинетам, требуя возврата этих денег. А что в итоге набегают миллионы, не очень-то и хочется считать. - Поэтому от нашей активности зависит очень многое, - говорит Владимир Ефимов. - Во-первых, если вы недовольны управлением в своем доме, то можете выбрать ту компанию, которая вас устроит. Также только вы можете определить, что именно нужно сделать в вашем доме: чинить крышу, менять трубы или ремонтировать подъезд. Наконец, нужно более внимательно отнестись к договору между собственниками и управляющей компанией. Стоит прописать, что платить УК нужно только после проведения ею, например, ремонта или вывоза мусора. Да, примеров действенного управления жильем немного, но они есть. Скажем, в некоторых домах на Ленинградском проспекте и на Смоленском бульваре жители вообще не платят «коммуналку». Счета за свет, газ и воду покрывает прибыль от сдаваемых в аренду общедомовых помещений. Жить в чистом, убранном доме и не переплачивать в принципе можно. Другой вопрос, что управлять жильем в идеале должны профессионалы, у которых есть опыт работы, обученные бухгалтеры и контакты с проверенными подрядчиками. Но таких-то компаний на рынке пока немного. Правда, столичные власти уже третий год подряд обещают увеличивать их число, но реальных мер, увы, маловато... Так что пока нам остается одно - хотя бы узнать название нашей управляющей компании и список услуг, которые она обязана проводить в доме. НА ЗАМЕТКУ Где мы еще зря оставляем деньги? 1. Лишние услуги. Часто управляющие компании требуют с жильцов деньги за то, что они вообще не должны оплачивать. Примеры «креатива» встречаются самые разные. В доме на Нахимовском проспекте прежняя УК требовала по три тысячи в месяц со всех жильцов за пользование грузовым лифтом. За подобные услуги мы платить не обязаны. Если ваши управленцы тоже мудрят с тарифами, жалуйтесь в управу района либо меняйте их на общем собрании собственников. 2. Плата за содержание жилья. Часто в новых домах компания-застройщик сама создает ТСЖ и устанавливает плату за содержание дома. Эти тарифы порой в разы превышают установленные столичными властями. Так, в одном доме на Ленинском проспекте жильцы платили по 90 рублей за квадратный метр, а в доме на проспекте Вернадского - 62 рубля за метр при норме 10,8 рубля за квадрат (для квартир выше первого этажа)! Если это происходит в вашем доме, жалуйтесь в ФАС. 3. Радиоточка и ТВ-антенна. Многие из нас не пользуются этими услугами, хотя раз в месяц платим за них по 45 рублей. Чтобы не переплачивать, вам нужно отключить ненужное радио. КСТАТИ Требуйте отчета! - В сентябре прошлого года российское правительство выпустило постановление № 731, на основании которого вы теперь смело можете требовать отчета от своих управленцев, - говорит специалист по жилищному законодательству, депутат Государственной Думы РФ Галина Хованская. - В этом документе говорится, что теперь любой жилец, даже если он не зарегистрирован в квартире, может письменно обратиться в управляющую компанию дома и получить отчет о ее деятельности. Вам должны ответить в течение двух дней. Вот что вы имеете право знать о своей УК: - что это за компания, ее данные и реквизиты; - основные показатели финансово-хозяйственной ее деятельности; - сведения о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в доме; - порядок и условия оказания услуг; - сведения о стоимости работ; - сведения о ценах и тарифах на коммунальные ресурсы. С информацией обо всех управляющих компаниях также можно ознакомиться на сайтах столичного Департамента ЖКХ: www.dgkh.ru, ГУ «Центр реформы в ЖКХ»: www.center-kgh.ru и ГУ «Городской центр жилищных субсидий»: www.pumd.ru. ОФИЦИАЛЬНО Андрей ЦЫБИН, глава Департамента ЖКХ Москвы: «Меняйте управляющую компанию» - Сейчас в Москве подготовлена целая программа, в которой четко прописаны меры по решению проблем в сфере ЖКХ. Одна из главных задач - борьба с нелегальными ТСЖ, которые мы пытаемся расформировать. Кроме того, мы планируем создать реальный рынок управляющих организаций. Ведь чем больше их будет, тем больше конкуренции между ними появится. То есть компании будут бороться за собственника, предлагая ему как можно более качественные услуги. Если УК не выполняет условий договора управления домом, собственники на общем собрании могут в одностороннем порядке расторгнуть с ней договор и выбрать другую компанию. ЖАЛУЙТЕСЬ Если вас не устраивает работа своей управляющей компании и вы никак не можете от нее избавиться, обращайтесь с официальным запросом в столичный Департамент ЖКХ по адресу: г. Москва, Богоявленский переулок, д. 6, стр. 2, либо оставьте свое сообщение на автоответчике столичной ГУ «Инженерная служба» по телефону (495) 660-06-31. Вам обязаны ответить в течение 30 дней. А вы с какими чудачествами в сфере ЖКХ сталкивались?

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также