Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Звезды8 июня 2011 17:43

Создатель «Винни-Пуха» Федор Хитрук: «Советские аниматоры разве что не молились на Уолта Диснея»

10 июня «Союзмультфильму» исполняется 75 лет. Накануне юбилея студии «Комсомолка» поговорила с одним из ее патриархов
Источник:kp.ru

Федора Хитрука, как и большинство других советских мультипликаторов, широкая публика не знает в лицо. Зато его работы хоть раз видел без сомнения каждый житель нашей страны Именно он создал на «Союзмультфильме» «Каникулы Бонифация», «Винни-Пух и все, все, все», «Двенадцать месяцев», «Снежную королеву». Незадолго до юбилея крупнейшей анимационной студии нашей страны Федор Савельевич ответил на вопросы корреспондента «КП»

«РАЗОЧАРОВАНИЕ ОТ СТУДИИ БЫЛО УЖАСНЫМ»

- Вы же «Союзмультфильм» застали, можно сказать, во младенчестве?

- Точно. Студию по приказу Сталина организовали в 1936 году, а я пришел в 1937. И прежде чем прийти долго сомневался — а нужна ли мне анимация? Я тогда толком не очень понимал, кем хочу стать — то ли артистом, то ли художником. И вот, значит, прихожу я в здание на Кудринской площади, где тогда находилась студия, и говорю: «Хочу работать мультипликатором!». А меня с порога заворачивают — мол, не нужны нам мультипликаторы, своих хватает. Я потом еще пару раз приходил с тем же результатом... Это я уже из чувства противоречия.

- Но в итоге все хорошо закончилось.

- До сих пор страшно вспоминать, как меня взяли на "Союзмультфильм". Спустя несколько месяцев после того, как мне в последний раз сказали, что в моих услугах не нуждаются, появилось объявление: В «Союздетмультфильм» (тогда студия называлась именно так) на конкурсной основе набирают аниматоров. Ну я и помчался со всех ног на Кудринскую площадь. Прихожу, а там уже сидят человек 25-30, и главное — все такие взрослые, солидные, не чета мне, тщедушному 20-летнему мальчишке. Ну, думаю, дело плохо. Тем не менее все из того же чувства противоречия принимаюсь рисовать. Для начала нарисовал раскадровку басни Крылова «Мартышка и очки», обезьяны у меня почему-то всегда хорошо получались. Закончил очень быстро, смотрю по сторонам. А пришедшие на конкурс взрослые люди сидят и с вдумчивым видом строят композицию, расчерчивают рамки для рисунков. Тут я и вовсе сник — куда мне до них? С горя начал рисовать раскадровку второй басни - «Волк на псарне». Нарисовал и ее, а все остальные продолжали сидеть и выстраивать композицию. Вид у меня стал совсем несчастный. И экзаменатор, заметив это, отправил меня домой. «Мы по почте вам сообщим о своем решении» - сказал он мне на прощание. Конечно, я не думал, что мне о чем-то сообщат. Но спустя несколько недель к моему полному изумлению я был приглашен.

- Совпали ожидания от работы на «Союзмультфильме» от реальности?

- Все было совсем не так, как я ожидал. Я-то думал, что приду на студию и окажусь в царстве софитов и юпитеров, что по студии будут бродить богемные женщины и серьезные мужчины в очках и разноцветных свитерах. А обстановка на студии была больше похожа на ту, что царит в обычной конторе. Наша 41-я комната вообще напоминала канцелярию. Это потом я понял, что на всех анимационных студиях все устроено примерно одинаково, но тогда разочарование было ужасным, (Смеется)

«ГАДКИЙ УТЕНОК» ДО СИХ ПОР СНИТСЯ МНЕ В СТРАШНЫХ СНАХ»

- Первые шаги советской анимации — это же полное подражание фильмам Уолта Диснея?

- Конечно, на Диснея мы разве что не молились.Он изобрел абсолютно новую технологию съемок анимационных фильмов, которая уже тогда имела существенные огрехи, но была передовой. На самом деле, мы смотрели всех — и французов, и немцев. Но диснеевские «Белоснежка» и «Пиноккио» производили грандиозное впечатление, Конечно, нам хотелось сделать не хуже.

- Не хуже получилось сразу?

- Что вы, мы с собственными работами так воевали! До сих с ужасом вспоминаю, как мне доверили рисовать сцену из «Гадкого утенка». Сцена — проще некуда. Там утенок сначала кладет салфетку на стол, затем срывает ее, а под ней оказывается щенок. Хронометраж — не больше 10 секунд, нормальному аниматору работы на пару дней. Я ее вымучивал больше двух месяцев. То у меня утенок получался на разных рисунках разных размеров, то еще что-нибудь. Было еще два фактора, которые страшно мешали — во-первых, я был ужасно мнительным, а, во-вторых, я сидел рядом с общим телефоном. И каждый, кто подходил поговорить по телефону, волей-неволей смотрел на то, что я рисую. И каждый раз после такого взгляда очередной рисунок оказывался в мусорной корзине. В конце концов, этот злосчастный утенок начал приходить ко мне в ночных кошмарах. Врагу такого не пожелал бы

- Советская анимация довольно быстро стала успешной индустрией. Уже после Великой Отечественной она быстро превратилась в конвейерное производство. За счет чего удалось этого достичь?

- Ничего не происходит без целенаправленной работы. «Союзмультфильм» опекали, для него отбирали лучшие кадры, о художниках заботились. Одним словом, создали сносные условия, чтобы потом можно было успешно продавать созданные мультфильмы. Ну и не надо забывать, что нас не особенно трогала цензура. Были какие-то нелепые моменты, когда настойчиво просили изменить слишком пессимистиичный финал, но это так, по мелочи. В целом, мракобесия не было, мы были относительно свободны. А еще мы постоянно учились — западные мультфильмы смотрели в промышленных количествах.

- Тем не менее вы умудрились не посмотреть диснеевского «Винни-Пуха» до того, как сделали знаменитого своего.

- И до сих пор очень этому рад! Понимаете, у меня противоречивые чувства по отношению к американскому «Винни-Пуху». Он мне не очень нравится, но если бы я его посмотрел до того, как начал делать свой мультфильм, то не факт, что я вообще взялся бы за него. Потому что никогда не хотел за кем-то повторять. С моим «Винни-Пухом», кстати, забавная история произошла. Мы приехали в Америку на студию «Дисней» показать тогдашнему ее главному режиссеру Вулли Райтерману наши картины. А Вулли, если помните, как раз и создал диснеевсккого «Винни-Пуха». Так вот, мы показали ему какое-то невероятное количество фильмов, а после сидели, курили кубинские сигары и обсуждали увиденное. И тут Райтерман вдруг признается мне: «Знаешь, а ведь твой «Винни-Пух нравится мне гораздо больше, чем собственный». С одной стороны, неловко хвастаться, но с другой — такой похвалой я до сих пор горжусь.

«У НАШЕЙ АНИМАЦИИ ЕСТЬ ДУША»

- Чем все-таки отечественная анимация отличается от всех остальных?

- Не буду оригинален — душой. Когда смотришь наш мультфильм, понимаешь, что помимо таланта художник вложил в него частичку себя.

- А что, никто больше на свете душу не вкладывает?

- Я этого не говорил. Конечно, есть и хорошие зарубежные мультфильмы с душой. Но чаще все-таки любуешься техникой. Вот, скажем «Шрэк» - один из лучших мультфильмов последнего десятилетия. Я смотрел и восхищался — настолько там все идеально. Но я и ловил себя на мысли, что мне совсем не хочется сопереживать происходящему на экране. Хотя раньше я соепереживал шедеврам раннего Диснея, в которых также была душа.

- Разговоры об отечественной анимации и душе так или иначе сводятся к нынешнему состоянию «Союзмультфильма», у которого, может, есть душа, но толком нет тела. Новых успешных мультфильмов студия ведь практически не производит.

- Сегодня все дело в деньгах. Их нет. Анимационные фильмы у нас делают либо авторы-подвижники вроде Норштейна и Хржановского-старшего, либо те, кто изначально ставит себе задачу продать продукт на телевидение и не обременяют себя серьезными художественными задачами. Но я оптимист, и уверен, что при такой хорошей базе, какая есть в нашей стране, рано или поздно начнется новый подъем отечественной анимации. Надо только чуть-чуть подождать.

Личное дело

Федор Савельевич Хитрук

Народный артист России (1996). Родился 1 мая 1917 года в Твери. В 1932-1933 годах учился в Штутгартском художественно-ремесленном училище. В 1934-36 гг продолжил получать образование в Художественно техникуме в Москве. С 1937 по 1984 годы работал в «Союзмультфильме». Сначала занимал должность художника-мультипликатора, затем стал режиссером. Создатель более 50 анимационных картин. Лауреат Госпремии СССР и кинофестивалей в Каннах и Венеции.