Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Происшествия21 июня 2011 10:37

Эксперт по авиационной безопасности о трагедии под Петрозаводском: "О виновниках еще рано говорить"

Валентин Дудин считает, что среди факторов, которые привели к этой трагедии, не только возможная ошибка экипажа

Пассажирский самолет Ту-134 авиакомпании «РусЭйр», летевший из Москвы в Петрозаводск, совершил в ночь на вторник, 21 июня, жесткую посадку на автотрассу возле поселка Бесовец, не долетев до аэропорта. При этом разрушился фюзеляж - позже его фрагменты нашли в 2 км от взлетно-посадочной полосы аэропорта. При ударе о землю Ту-134 загорелся, но пожарные быстро потушили пламя.

В результате катастрофы погибли 44 человека.

Военный обозреватель Виктор Баранец в эфире радио "Комсомольская правда" попросил прокомментировать ситуацию эксперта по авиационной безопасности Валентина Дудина

В. Баранец:

- Почему выпустили самолет, если видимость была ниже минимальной? Ниже недопустимой даже?

Валентин Иванович Дудин:

- Это нужно выяснять у тех людей, которые приняли данное решение. Дело в том, что сейчас в авиации, особенно в нашей гражданской, укрепилось такое негативное явление, что командуют ею и в целом, и в отдельных случаях люди, не имеющие летного опыта.

В. Баранец:

- Посылали самолет. У меня такое ощущение, что им наплевать было на погоду, им надо бабло было заработать очередное. Какая там погода, а может, экипаж был в этом заинтересован. Но создается впечатление, люди ведь знали, что это смертельный риск, и все равно полетели. И нам сейчас говорят: подождем черных ящиков. Какого черта ждать черных ящиков, если говорят, что есть открытые разговоры диспетчерской службы с экипажем. Вы берите сейчас магнитофоны и поднимайте, где экипаж предупреждают: ребята, мы в «молоке», мы на нуле сидим. И все равно полетели?

Валентин Иванович Дудин:

- Докладываю. Очень часто звучит и на вашей активной радиостанции, и по другим, что у нас летчик, командир экипажа принимает решение на посадку.

- Так нам говорили сегодня те, кто имеет непосредственное отношение к авиации. Сами летчики.

Валентин Иванович Дудин:

- Это совершенная юридическая неправда. На то и есть диспетчеры, метеорологи, руководители полетов на аэродроме, чтобы решить, можно ли безопасно принимать самолет, даже если командир экипажа сообщил, что он будет садиться.

Александр Федоров, командир экипажа

Александр Федоров, командир экипажа

В. Баранец:

- С Качиньским же земля предупреждала, что погода хреновая, уходите на запасной аэродром. А он все равно решился.

- Есть указания, есть законы, а есть реальность. Реальность такова, что создается ощущение, что окончательное решение в нынешних условиях принимает именно пилот.

Валентин Иванович Дудин:

- Дело в том, что если это был бы самолет-истребитель, пусть принимает решение один летчик, который на нем. Но когда у него за спиной несколько десятков пассажиров, то это мысль абсолютно неправильная. Именно в комплексе должно решаться – принимать его или отправить на ближайший посадочный пункт. Если бы у нас появился радиообмен между диспетчером посадки и экипажем, это элементарно прояснилось бы. Мы чуточку опережаем это дело. Но здесь понятно, что о виновниках еще рано говорить, фактором, которые привели к этой трагедии, является не только экипаж.

В. Баранец:

- У нас один принципиально важный вопрос. Растолкуйте. Самолет Ту-134 оборудован такой аппаратурой, которая позволила бы ему сесть вслепую, даже если бы не было этих огней на взлетно-посадочной полосе?

Валентин Иванович Дудин:

- Это зависит от конкретного экземпляра самолета. Потому что их у нас не один десяток еще.

В. Баранец:

- Этим самолетам в этой компании почти всем под тридцать лет.

Валентин Иванович Дудин:

- За это время они, конечно, дооборудовались многие. Автоматическая посадка на автопилоте не свойственна для этого типа самолета.

В. Баранец:

- Говорят: садиться по приборам.

Валентин Иванович Дудин:

- Это все равно, когда летчик видит показания стрелок – курса и глиссады. Это главные стрелки, они перекрещиваются на его приборе. Вертикальная стрелка показывает, как он идет право-лево, а горизонтальная стрелка показывает, как он идет относительно глиссады – выше, ниже или правильно. Если нет большого сноса ветрового или болтанки, то при нормальной работе этих стрелок он вполне может снизиться до высоты, скажем. 10-20 метров, с которой он может уйти, дав полный газ, форсаж, если видит, что не получился заход у него, он может уйти. Здесь что-то было, наверное, не только в летчиках.

- Объясните мне, ведь у каждого есть инстинкт самосохранения. Что помешало летчикам уйти на запасной аэродром, на второй круг хотя бы? Почему надо рисковать? Они насмотрелись на героических летчиков, которые недавно в тайге самолет посадили и Героев России получили?

Валентин Иванович Дудин:

- Вряд ли они думали о них. Вряд ли. У них, конечно, мысли были сосредоточены только на удачной посадке этой. Дело в том, что сейчас во многих авиакомпаниях летчиками командуют, еще раз повторяю, люди, не имеющие ни летного образования, ни летного опыта. И поэтому они жмут на пилотов: ах, вот ушел на запасной аэродром – это ведь значит им оплачивать.

- Это лишнее топливо израсходованное.

Валентин Иванович Дудин:

- И они аккуратненько так подводят к этому делу. А иногда не совсем аккуратно. И есть такие моменты, у меня много товарищей и в гражданской, и в военной авиации летающих, когда ему аккуратно говорят наедине: ну, раз ты такой осторожный, тогда будешь ждать, когда твоя очередь придет. То есть ни заграничные хорошие полеты, ни полеты по стране. А у летчиков сейчас такая жизнь, как у всех. О каком-то бабле и думать не приходится. Дай бог получить более-менее приличную зарплату. Потому что они, конечно, холостяки не все.

В. Баранец:

- Валентин Иванович, мы подбираемся к одной из версий. А не заставил ли экипаж сразу с первого захода идти на посадку недостаток горючего?

Валентин Иванович Дудин:

- Вряд ли. С таким предельно малым остатком он прибыл на этот аэродром. Если не ошибаюсь, он называется «Бесовец». Я садился на нем несколько раз во время службы своей на севере. Вполне приличный аэродром. Тем более, что с течением времени там системы посадки не ухудшались, а улучшались.

В. Баранец

- Но почему он не ушел? Сейчас говорят, что диспетчер сказал: заходите на второй круг. И он не послушался его. И его оттащило вправо, он крылом начал тарабанить линии ЛЭП и завалился. Почему он не послушался диспетчера?

Валентин Иванович Дудин:

- Потому что командир экипажа оценил обстановку так, что он сможет.

В. Баранец:

- Это смоленский вариант получается?

Валентин Иванович Дудин:

- Как сказать? Смоленский вариант отличается тем, что там давление было …

В. Баранец:

- В спину пилота командующий ВВС давил там, чуть ли не пистолет приставлял.

Валентин Иванович Дудин:

- Был под градусом некоторым.

- Финальный вопрос. Отмотаем несколько часов до катастрофы. А именно – вылет из аэропорта «Домодедово», когда лайнер неожиданно был заменен. Я хотел бы напомнить, что всего на борту самолета было 52 человека, включая экипаж. Ту-134 вмещает 90. Одна из версий, почему заменили самолет -нерентабельно «Боинг-747» гонять полупустым.

Валентин Иванович Дудин:

- Безусловно. Это как раз поддерживает высказанную ранее мною мысль, что если раньше в нашей гражданской авиации какие были принципы? Первое - безопасность. Второе – регулярность. Третье – эффективность, чтобы она себя оправдывала. А сейчас об этих трех компонентах давно не вспоминают. Сейчас на первом месте прибыль.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Больше всего шансов выжить в хвосте самолета

Петр Степанович Дейнекин Герой России, заслуженный летчик, профессор, генерал армии, главнокомандующий ВВС России 1992-1998 годах

- Гадать нельзя, когда будут расшифрованы средства объективного контроля (черные ящики) станут ясны причины падения Ту -134 и гибели людей. Выжившим 8 пассажирам, которые сидели в середине салона, у крыла, в котором находилось топливо чрезвычайно повезло. Закономерность крушения современных самолетов такова, что все кто сидят впереди и в середине салона, как правило, не выживают. Это жесткая конструкция, которую пилоты называют урной с прахом. Больше шансов выжить при столкновении с землей у пассажиров, которые сидят в хвосте самолета. Он меньше всего подвергается перегрузкам при встрече с землей. При ударе его конструкция поглощает удар, деформируется, как гармонь, что смягчает столкновение. Именно потому, в хвосте самолета и устанавливаются самописцы, которые смогут раскрыть занавесу этой страшной трагедии.

Записал Александр БОЙКО