Пассажирский самолет Ту-134 авиакомпании «РусЭйр», летевший из Москвы в Петрозаводск, совершил в ночь на вторник, 21 июня, жесткую посадку на автотрассу возле поселка Бесовец, не долетев до аэропорта. При этом разрушился фюзеляж - позже его фрагменты нашли в 2 км от взлетно-посадочной полосы аэропорта. При ударе о землю Ту-134 загорелся, но пожарные быстро потушили пламя.
В результате катастрофы погибли 44 человека.
Военный обозреватель Виктор Баранец в эфире радио "Комсомольская правда" попросил прокомментировать ситуацию эксперта по авиационной безопасности Валентина Дудина
В. Баранец:
- Почему выпустили самолет, если видимость была ниже минимальной? Ниже недопустимой даже?
Валентин Иванович Дудин:
- Это нужно выяснять у тех людей, которые приняли данное решение. Дело в том, что сейчас в авиации, особенно в нашей гражданской, укрепилось такое негативное явление, что командуют ею и в целом, и в отдельных случаях люди, не имеющие летного опыта.
В. Баранец:
- Посылали самолет. У меня такое ощущение, что им наплевать было на погоду, им надо бабло было заработать очередное. Какая там погода, а может, экипаж был в этом заинтересован. Но создается впечатление, люди ведь знали, что это смертельный риск, и все равно полетели. И нам сейчас говорят: подождем черных ящиков. Какого черта ждать черных ящиков, если говорят, что есть открытые разговоры диспетчерской службы с экипажем. Вы берите сейчас магнитофоны и поднимайте, где экипаж предупреждают: ребята, мы в «молоке», мы на нуле сидим. И все равно полетели?
Валентин Иванович Дудин:
- Докладываю. Очень часто звучит и на вашей активной радиостанции, и по другим, что у нас летчик, командир экипажа принимает решение на посадку.
- Так нам говорили сегодня те, кто имеет непосредственное отношение к авиации. Сами летчики.
Валентин Иванович Дудин:
- Это совершенная юридическая неправда. На то и есть диспетчеры, метеорологи, руководители полетов на аэродроме, чтобы решить, можно ли безопасно принимать самолет, даже если командир экипажа сообщил, что он будет садиться.
Александр Федоров, командир экипажа
В. Баранец:
- С Качиньским же земля предупреждала, что погода хреновая, уходите на запасной аэродром. А он все равно решился.
- Есть указания, есть законы, а есть реальность. Реальность такова, что создается ощущение, что окончательное решение в нынешних условиях принимает именно пилот.
Валентин Иванович Дудин:
- Дело в том, что если это был бы самолет-истребитель, пусть принимает решение один летчик, который на нем. Но когда у него за спиной несколько десятков пассажиров, то это мысль абсолютно неправильная. Именно в комплексе должно решаться – принимать его или отправить на ближайший посадочный пункт. Если бы у нас появился радиообмен между диспетчером посадки и экипажем, это элементарно прояснилось бы. Мы чуточку опережаем это дело. Но здесь понятно, что о виновниках еще рано говорить, фактором, которые привели к этой трагедии, является не только экипаж.
В. Баранец:
- У нас один принципиально важный вопрос. Растолкуйте. Самолет Ту-134 оборудован такой аппаратурой, которая позволила бы ему сесть вслепую, даже если бы не было этих огней на взлетно-посадочной полосе?
Валентин Иванович Дудин:
- Это зависит от конкретного экземпляра самолета. Потому что их у нас не один десяток еще.
В. Баранец:
- Этим самолетам в этой компании почти всем под тридцать лет.
Валентин Иванович Дудин:
- За это время они, конечно, дооборудовались многие. Автоматическая посадка на автопилоте не свойственна для этого типа самолета.
В. Баранец:
- Говорят: садиться по приборам.
Валентин Иванович Дудин:
- Это все равно, когда летчик видит показания стрелок – курса и глиссады. Это главные стрелки, они перекрещиваются на его приборе. Вертикальная стрелка показывает, как он идет право-лево, а горизонтальная стрелка показывает, как он идет относительно глиссады – выше, ниже или правильно. Если нет большого сноса ветрового или болтанки, то при нормальной работе этих стрелок он вполне может снизиться до высоты, скажем. 10-20 метров, с которой он может уйти, дав полный газ, форсаж, если видит, что не получился заход у него, он может уйти. Здесь что-то было, наверное, не только в летчиках.
- Объясните мне, ведь у каждого есть инстинкт самосохранения. Что помешало летчикам уйти на запасной аэродром, на второй круг хотя бы? Почему надо рисковать? Они насмотрелись на героических летчиков, которые недавно в тайге самолет посадили и Героев России получили?
Валентин Иванович Дудин:
- Вряд ли они думали о них. Вряд ли. У них, конечно, мысли были сосредоточены только на удачной посадке этой. Дело в том, что сейчас во многих авиакомпаниях летчиками командуют, еще раз повторяю, люди, не имеющие ни летного образования, ни летного опыта. И поэтому они жмут на пилотов: ах, вот ушел на запасной аэродром – это ведь значит им оплачивать.
- Это лишнее топливо израсходованное.
Валентин Иванович Дудин:
- И они аккуратненько так подводят к этому делу. А иногда не совсем аккуратно. И есть такие моменты, у меня много товарищей и в гражданской, и в военной авиации летающих, когда ему аккуратно говорят наедине: ну, раз ты такой осторожный, тогда будешь ждать, когда твоя очередь придет. То есть ни заграничные хорошие полеты, ни полеты по стране. А у летчиков сейчас такая жизнь, как у всех. О каком-то бабле и думать не приходится. Дай бог получить более-менее приличную зарплату. Потому что они, конечно, холостяки не все.
В. Баранец:
- Валентин Иванович, мы подбираемся к одной из версий. А не заставил ли экипаж сразу с первого захода идти на посадку недостаток горючего?
Валентин Иванович Дудин:
- Вряд ли. С таким предельно малым остатком он прибыл на этот аэродром. Если не ошибаюсь, он называется «Бесовец». Я садился на нем несколько раз во время службы своей на севере. Вполне приличный аэродром. Тем более, что с течением времени там системы посадки не ухудшались, а улучшались.
В. Баранец
- Но почему он не ушел? Сейчас говорят, что диспетчер сказал: заходите на второй круг. И он не послушался его. И его оттащило вправо, он крылом начал тарабанить линии ЛЭП и завалился. Почему он не послушался диспетчера?
Валентин Иванович Дудин:
- Потому что командир экипажа оценил обстановку так, что он сможет.
В. Баранец:
- Это смоленский вариант получается?
Валентин Иванович Дудин:
- Как сказать? Смоленский вариант отличается тем, что там давление было …
В. Баранец:
- В спину пилота командующий ВВС давил там, чуть ли не пистолет приставлял.
Валентин Иванович Дудин:
- Был под градусом некоторым.
- Финальный вопрос. Отмотаем несколько часов до катастрофы. А именно – вылет из аэропорта «Домодедово», когда лайнер неожиданно был заменен. Я хотел бы напомнить, что всего на борту самолета было 52 человека, включая экипаж. Ту-134 вмещает 90. Одна из версий, почему заменили самолет -нерентабельно «Боинг-747» гонять полупустым.
Валентин Иванович Дудин:
- Безусловно. Это как раз поддерживает высказанную ранее мною мысль, что если раньше в нашей гражданской авиации какие были принципы? Первое - безопасность. Второе – регулярность. Третье – эффективность, чтобы она себя оправдывала. А сейчас об этих трех компонентах давно не вспоминают. Сейчас на первом месте прибыль.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Больше всего шансов выжить в хвосте самолета
Петр Степанович Дейнекин Герой России, заслуженный летчик, профессор, генерал армии, главнокомандующий ВВС России 1992-1998 годах
- Гадать нельзя, когда будут расшифрованы средства объективного контроля (черные ящики) станут ясны причины падения Ту -134 и гибели людей. Выжившим 8 пассажирам, которые сидели в середине салона, у крыла, в котором находилось топливо чрезвычайно повезло. Закономерность крушения современных самолетов такова, что все кто сидят впереди и в середине салона, как правило, не выживают. Это жесткая конструкция, которую пилоты называют урной с прахом. Больше шансов выжить при столкновении с землей у пассажиров, которые сидят в хвосте самолета. Он меньше всего подвергается перегрузкам при встрече с землей. При ударе его конструкция поглощает удар, деформируется, как гармонь, что смягчает столкновение. Именно потому, в хвосте самолета и устанавливаются самописцы, которые смогут раскрыть занавесу этой страшной трагедии.
Записал Александр БОЙКО