Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Политика1 июля 2011 22:00

Глава МИД Сербии Вук Еремич: Мы не собираемся вступать в НАТО

Глава внешнеполитического ведомства Сербии дал интервью спецкорам «КП» Александру Коцу и Дмитрию Стешину [эксклюзив]

Спецкоры «КП» Александр Коц и Дмитрий Стешин встретились с главой МИД Сербии Вуком Еремичем.

- Сразу после ареста генерала Младича многие эксперты как в Сербии, так и в Европе стали говорить, что убран последний барьер для вступления в ЕС. Вы согласны с такой трактовкой?

- Отнюдь не все препятствия устранены. Процесс вступления в ЕС достаточно комплексный и технически сложный. Выполнение всех критериев, необходимых для вхождения в ЕС это процесс, занимающий длительное время. Что касается политических преград - думаю, многое будет зависеть от политических обстоятельств, возникающих вокруг самого Евросоюза. Экономический кризис в ЕС вызывает у некоторых его членов все меньше энтузиазма относительно расширения Союза. Поэтому мы можем ожидать ужесточения критериев приема в ЕС.

- Урегулирование отношений с Косово – один из главных условий для вступления в ЕС. Какие варианты вы здесь видите? На довольно высоком уровне уже звучат предложения раздела Косово.

- Наша позиция по Косово принципиальна, тверда и основана на конституции Сербии и на международном праве, включающем в себя мнение ООН и резолюцию СБ ООН 1244. Мы готовы к переговорам о будущем статусе Косово, но рамки переговоров, основаны в первую очередь на конституции Сербии, решениях Сербского парламента и международном праве. Такие инструкции имеют наши переговорщики.

- В чем суть переговоров между Приштиной и Белградом?

- В данный момент рассматривается ряд технических вопросов, решение которых должно облегчить жизнь людям, живущим на территории Косово и Метохии. Это вопросы свободы передвижения, проблемы телекоммуникаций, торговли, энергетики. Для каждой из этих проблем Сербия подготовила список возможных решений, которые ни в юридическом, ни в политическом смысле не противоречат нашей конституционной позиции по вопросу Косово.

И в данный момент общаемся с представителями Приштины так, чтобы достичь решения, не противоречащего нашей позиции, которая подразумевает, что Косово составная часть Республики Сербии. В последнее время некоторые сербские политики озвучили собственные точки зрения. Между тем, они заявили, что это их собственные мнения, может быть мнения их политических партий, но правительство Сербии имеет одну переговорную платформу.

- Какое влияние имеет Белград на анклавы, где компактно проживают сербы?

- Мы заботимся о гражданах Сербии живущих на территории Косово. Безусловно, наиболее тяжелая ситуация сложилась в анклавах на юге Косово. Мы стараемся помочь им всеми способами - финансово, экономически, посылаем стройматериалы, учебники. Они имеют те же права, что и остальные граждане Сербии вне зависимости от того, в какой части Республики Сербии они находятся, хотя коммуникации с ними сейчас достаточно сложны. Мы приветствуем поддержку России, которая гуманитарно помогает нашим гражданам в Косово. Мы и ранее очень тесно сотрудничали с Россией в этом вопросе, уверен, это сотрудничество продолжится и в дальнейшем.

- Сегодня в Белграде заканчивается в Белграде конференция НАТО. Перед этим проходила встреча ОДКБ. Все же, какая у Сербии политика безопасности страны? Она ближе к НАТО или ОДКБ?

- Политика безопасности Сербии основана в первую очередь на позиции военного нейтралитета. Сербия не является членом и не собирается становится членом ни одного из существующих оборонительных союзов. Наша политика - политика нейтралитета. И это та политика, благодаря которой действующее правительство имеет огромную поддержку общественного мнения в Сербии.

"Мы заботимся  о гражданах Сербии живущих на территории Косово."

"Мы заботимся о гражданах Сербии живущих на территории Косово."

Так как большинство граждан в Сербии поддерживает эту политику правительства, у нас нет намерения ее менять. Мы тесно сотрудничаем со всеми государствами и не делим их на одних и других. А та конференция, что состоялась в Белграде, не была конференцией только НАТО, это была гораздо более широкая конференция, в ней участвовали военные из России, Австрии, Финляндии и многих других государств.

- Но все таки если говорить о настроениях в обществе в Сербии по опросам - 80 процентов против вступления в НАТО вам не кажется...

- Гораздо больше 80 процентов…

- …вам не кажется, что подобные конференции бьют по имиджу правящей партии? Прокатилась волна протестов.

- Протесты не были массовыми. Они были скорее эмоциональны. Это результат того, что у нас есть такой исторический опыт с НАТО, который абсолютно неприятен. И этот исторический опыт с НАТО как раз и обеспечивает результат, когда свыше 80 процентов граждан Сербии выступают против идеи сотрудничества с этим Альянсом. Повторюсь, это не была конференция НАТО, так как мы не состоим в этом Альянсе и не планируем в него вступать, а конференция по безопасности, где присутствовали представители многих государств, не входящих в НАТО, включая и РФ.

- Скоро состоится встреча Бориса Тадича и президента России Медведева. Каким вы видите сотрудничество Сербии и России, что ждете от этих встреч?

- Это будет государственный визит президента Сербии в Россию, ответ на визит президента Медведева в Сербию в октябре 2009 года. Тогда мы отметили 65 годовщину совместного освобождения Белграда нашей и Красной армиями.

Мы рассчитываем, что два президента подпишут договор о стратегическом партнерстве Сербии и России, этот договор согласован внешнеполитическими ведомствами обеих стран. Ожидаем, что будут подписаны и многие другие договоры между правительствами, в которых речь идет о сотрудничестве в сфере разных областей.

Надеемся, что этот визит состоится в начале осени, сейчас согласовываем дату, которая бы отвечала интересам обеих сторон. И это будет возможность подтвердить близость наших отношений и еще раз показать общее отношение ко всем тем темам, которые у нас являются общими, договориться о тех проектах, в которых мы будем сотрудничать в будущем.

Продолжение читайте на следующей неделе