2018-02-21T23:54:46+03:00

Пермяк Илья Шушков, который работал мотористом на утонувшей «Булгарии»: "Мы хватали людей и бросали их за борт, а потом выпрыгнули сами"

Спасшийся парень до сих пор находится в шоке, а для другого спасшегося пермяка, 20-летнего электромеханика Василия Байрашева, это был первый рейс после окончания Речного училища. Еще один пермяк, Владимир Назаров, числится пропавшим без вести [фото]
Поделиться:
Комментарии: comments39
Изменить размер текста:

Как минимум три члена экипажа на теплоходе «Булгария», что затонул в Татарстане на месте слияния Камы и Волги (читайте все подробности этой трагедии), были из Перми – помощник моториста Илья Шушков, электромеханик Василий Байрашев и второй штурман Владимир Назаров. Первых двоих спасли, а Назаров числится пропавшим без вести.

26-летний пермяк Илья Шушков работал на судне помощником моториста. Мы дозвонились до сестры Ильи Алены, которая узнала о страшной новости по телевизору.

- Сегодня утром (в понедельник, 11 июля. - Ред.) я включила телевизор и услышала, что теплоход затонул, сначала не расслышала, что да где, а потом сказали «Булгария», - рассказывает сестра Ильи Шушкова Алена. - Я сразу набрала номер брата, телефон отключен. У меня паника, набираю, набираю - не отвечает. А через некоторое время звонит телефон, номер не местный, у меня чуть сердце не остановилось. Незнакомый мужчина, сказал, что сейчас Илье даст трубку. Первое что я услышала: «Алена, я живой, все нормально», а голос у него дрожит. Я его расспрашиваю как да что, а он какой-то потерянный, слышу, что люди рядом с ним подсказывают ему, что мне отвечать.

... как и 20-летний Василий Байрашев.

... как и 20-летний Василий Байрашев.

Илья рассказал сестре, что все произошло просто за считанные секунды. Как раз была его вахта, он и еще несколько ребят были в трюме. По словам Ильи, стало происходить что-то непонятное, пароход начел крениться, они побежали наверх.

- Брат рассказал, что он и другие члены экипажа хватили людей и бросали их за борт, а потом выпрыгнули сами, - продолжает Алена. - Он сказал, что до сих пор не понимает, как это произошло. В воде находился очень долго.

- А как Илья оказался на «Булгарии»?

- До этого он служил на авианесущем крейсере "Адмирал Кузнецов". Этой весной он искал работу, и ему предложили поработать на «Булгарии».

- Где сейчас Илья?

- Их разместили в каких-то номерах в гостинице, они отдыхают, но пока разъезжаться никому не разрешают. Я обещала позвонить ему вечером, у него же ни вещей ни денег, ничего нет, как добираться до дома будет? Но главное, что жив!

"Булгария" в Перми 5 июля.

"Булгария" в Перми 5 июля.

Также мы дозвонились и до сестры Василия Байрашева - Марины. Вот что она рассказала:

- Я сама мало что знаю. С Васей сейчас никак не связаться - телефон утонул. Это был первый рейс брата на этом теплоходе. Он сам позвонил маме, когда его спасли. Сказал, что с ним все в порядке. Мы к этому моменту еще даже не слышали про то, что теплоход затонул. Так что, можно сказать, серьезно испугаться не успели. Но сейчас переживаем: как он там, как будет добираться из Казани домой….

Владимира Назарова пока не нашли.

Владимира Назарова пока не нашли.

- Это была первая навигация Васи на этом теплоходе, - рассказала нам сестра Байрашева Марина. - Когда он туда устроился, говорил, что теплоход - просто корыто.

Речное училище Василий окончил только в этом году. Педагоги хвалят его как способного ученика.

- Василий очень хорошо учился. В его группе было 22 человека, и он заметно выделялся, - поделился с нами начальник электромеханического отдела Пермского речного училища Анатолий Бурков. - Шустрый и очень способный парень! Он поступил к нам в 2008 году, в 2011-м закончил училище, сдал экзамены на «отлично» и получил специальность техника-электромеханика. А в прошлом году очень успешно прошел практику на теплоходе «Тарас Бульба».

Теплоход "Булгария" в Перми за несколько дней до трагедии.

Теплоход "Булгария" в Перми за несколько дней до трагедии.

Еще один пермяк - Владимир Назаров - числится среди пропавших без вести.

Владимир Иванович давно на пенсии, ему 75 лет, но он до сих работает в Волжско-камском судоходном обществе капитаном дизельэлектрохода «Советский Союз».

С 11 июня Назаров взял отпуск без содержания и отправился на злополучный пароход «Булгария» вторым штурманом - он иногда подрабатывал.

Жену Владимир Иванович похоронил пять лет назад. Его единственный сын вместе с женой сейчас находится в Казани. Мы поговорили с близкой подругой семьи Назаровых Алевтиной Набиуллиной.

- На «Булгарии» Владимир Иванович уже не первый год. Плавал на нем и в прошлом, и в позапрошлом году. Все было в поряде, - переживает за друга Алевтина Михайловна.

Как раз в тот момент, когда мы беседовали, на мобильный Алевтины Михайловны позвонил сын Назарова - Константин.

- Среди погибших отца не нашли, - сказал он. - Понимаем, что надежды мало, но, несмотря ни на что мы продолжаем надеется.

Владимир Назаров в 2010 году.

Владимир Назаров в 2010 году.

Тем временем, на форумах и в социальных сетях пермяки активно обсуждают последний визит теплохода "Булгария" в Пермь. Незадолго до трагедии, "Булгария" совершала круиз по маршруту Казань - Пермь - Казань. И 5 июля прибыла в Пермь, где простояла несколько часов перед тем, как отправиться в обратный путь.

Так, на "Речном форуме" пользователь Антон Тюрин пишет:

"Булгария пришла в Пермь с опозданием в 5 часов, шли на одной машине, с жутким креном на левый борт, бедные туристы, ходил по ней с подобным креном в затоне, очень неудобно... При подходе левым бортом, отдали левый якорь!!! причем с помощью волшебной кувалды, с удара так с пятого... Состояние у судно крайнее, команда не лучше, судно просто грязное! Провожал его из затона в 2010 году, судно было в хорошем состоянии, за навигацию 2010 его ушатали, а новый арендатор топливо залил и поехали..."

Другие свидетели прибытия судна в Пермь в соцсетях замечают, что у "Булгарии" был сильный крен на правый борт, а на обратном пути теплоход несколько часов простоял в Воткинском водохранилище из-за заглохшего двигателя.

Как сообщили в Приволжской транспортной прокуратуре, собственником затонувшей «Булгарии» является ОАО «СК Камское речное пароходство» (г. Пермь). Все руководство компании находится сейчас на месте трагедии, в Казани.

Но, как выяснилось, пароходство передало судно в субаренду казанской компании - ООО «Агроречтур» - примерно год назад. Как объяснили в ФГУ "Камводпуть", в так случаях арендатор набирает для работы новый экипаж, хотя на судне в момент катастрофы среди членов экипажа было несколько пермяков.

Выплывших детей сразу передавали врачам и психологам.

Выплывших детей сразу передавали врачам и психологам.

На месте, где утонула «Булгария», работают и спасатели из соседних с Татарстаном регионов.

- Задачу отправить к месту трагедии пермских водолазов нам пока не ставили, - сообщили «КП» в Пермской городской службе спасения. – Но вероятность, что в ближайшие дни, к поисково-спасательным работам привлекут и нас, есть. Мы готовы выехать в любой момент.

О том, как работают спасатели в подобных ситуациях, рассказал заместитель директора по оперативной работе городской службы спасения, спасатель международного уровня Павел Хлызов:

- К сожалению, вероятность того, что людей, которые в данный момент числятся пропавшими без вести, удастся найти живыми, очень мала. Только если на затонувшем теплоходе остались пустоты или воздушные пузыри, где могли укрыться пассажиры «Булгарии». Сколько будут вестись поисковые работы – зависит в том числе и от того, где оказались люди в момент катастрофы – внутри судна или попали в открытое водное пространство. Как ни странно, вторая ситуация менее сложная: водолазы будут работать ниже по течению. Мне пока не понятно, как будет организована работа по извлечению тех, кто находится внутри теплохода. Либо его надо поднимать со дна, либо вырезать отверстия для передвижения спасателей. Стоит отметить, что работать придется в темноте, ориентируясь в массе помещений и кориодоров. Риск для водолазов очень большой. Еще момент: как затонула «Булгария», проще, если пошла ко дну, не накренившись в сторону.

В понедельник мы пытались поговорить хоть с кем-то: собственником теплохода (пермская судоходная компания) или с представителями филиала Российского речного регистра, которые выдавали свидетельство о готовности судна к эксплуатации. Но…

В офисе Камского пароходства, что на улице Советской, перед нами встал охранник:

- Никого нет, ни руководства, ни специалистов. Все уехали в Казань, к месту ЧП.

- Но мы звонили, нам отвечали…

Мне велено отвечать, что никаких комментариев для прессы никто давать не будет.

А вот в офисе речного регистра вчера было многолюдно: в коридорах мы встретили несколько сотрудников Пермской транспортной прокуратуры. Шла выемка документов.

- Начальник в Казани, а с замом работают следователи, - ответили нам в приемной.

- Проверять будут всех - деятельность собственника теплохода, его арендатора, если компания находится в Перми, а также речного регистра - на законность выдачи свидетельств о готовности судна к эксплуатации, - сообщили в Уральской транспортной прокуратуре. - К вам уже выехали два наших специалиста.

Спасательная операция на Волге.

Спасательная операция на Волге.

КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Директор туристического агентства «Охотник» Рафис Валеев: «Самым новым круизным теплоходам уже далеко за 30 лет»

Пермяки любят речные круизы, тем более теплоходы отправляются прямо из Перми. Каково состояние теплоходов и кто их проверяет?

Об этом мы говорили с Рафисом Валеевым, директором пермского турагентства «Охотник», которое уже 19 лет организует круизы из Перми на теплоходах «Федор Гладков» и «Николай Васильевич Гоголь» - в Чайковский, Елабугу, Нижнекамск, Казань, Астархань, Ростов-на-Дону, Москву и Санкт-Петербург.

- Все круизные теплоходы в нашей стране относительно старые, - рассказал он. - Самым новым из них далеко за 30 лет, большинству - в районе 50 лет. Но ни один теплоход не выйдет на маршрут без освидетельствований. Их два вида. В начале каждого сезона ФГУ «Российский Речной Регистр» проводит дефектацию (проверяется не только внешний вид, но и степень износа) корпусов и определение технического состояния судна. А раз в пять лет каждое судно проходит очередное освидетельствование - гораздо более серьезное, с обязательным подъемом в слив или док. Во время него проверяют движительно-рулевой комплекс, проводят углубленную дефектацию корпуса и всех механизмов.

- Проверяют ли теплоходы на безопасность?

- Обязательно! Во время освидетельствования проверяют, достаточно ли спасательных средств - как индивидуальных (жилетов), так и общих (плотов, шлюпок). Смотрят, в каком они состоянии. Это принципиальный момент. Кроме того, всех пассажиров в обязательном порядке страхуют, туроператор, экипаж и сам теплоход - тоже застрахованы.

- Сколько человек отправляется в путешествие на теплоходе из Перми?

- Ежегодно - более ста круизов по Каме, Волге, Дону... Таким образом каждое лето отдыхает около 23 - 25 тысяч человек. Стоимость путевки - от 4 до 80 тысяч рублей.

- Сколько всего в Перми круизных суден?

- Где-то 16 - 18. Но далеко не все они эксплуатируются в Перми. В массе своей теплоходы сдаются в аренду - как с экипажами, так и без них.

- Когда произошла авиакатастрофа с самолетом «ТУ-134», заговорили о запрете полетов таких машин. Не собираются ли в связи с трагедией в Казани отменять какие-то круизы?

- Было официальное заявление от Ростуризма о том, что в связи с этой трагедией оснований для отмены круизов нет. И путевки продаются в прежнем режиме - люди не отказываются от своих планов.

Заместитель директора пермской туристической компании «Экспресс-Тур» Александр НЕШАТАЕВ:

«Под строительство теплоходов даже невозможно взять кредит»

Возраст теплоходов далек от юного, а средств на обновление нет - в этом видит главную проблему круизного туризма сегодня и Александр Нешатаев, заместитель директора туркомпании «Экспресс-Тур», что организует поездки на теплоходе «Родная Русь» из Перми в Астрахань, Волгоград, Ярославль и Чайковский.

- Получить кредит на строительство нового теплохода невозможно, - отметил Александр. - Банки не выдают деньги на эти цели, а специальных программ, как, например, ипотека, не существует. Наша компания строит теплоход. Мы хотели запустить его в нынешнюю навигацию, но не получилось: вложили 90 миллионов, но не можем найти еще 60. Хотя если сейчас начать потихоньку обновлять парк, то лет через десять в стране забудут о 50-летних теплоходах.

СУДЬБЫ

Девочка спасла родителей, надев на них жилеты

- Мы поехали отдохнуть с мужем и дочкой Юлей, - рыдая, рассказывала Наталья Макарова, сойдя с трапа спасшей их «Арабеллы». - Когда теплоход начал тонуть, мы все были в каюте.

- Дверь была открыта. Мимо пробежал матрос и крикнул: «Пи...ц, тонем», - в эту же секунду теплоход начал переворачиваться, мы упали, а дверь каюты захлопнулась, - говорит ее муж Николай Макаров. - Дочка как раз рассматривала спасательные жилеты. Протянула их тут же нам: «Мама, папа, надевайте!»

Читать далее.

У выжившей сотрудницы теплохода «Булгария» утонули 4-летний сын и мама

Уже несколько лет подряд 23-летняя Алина Каримова устраивалась с началом туристического сезона на теплоходы - посуду мыть, стиркой заниматься. На руках - 4-летний сынишка Эмиль, денег вечно не хватало.

Обычно Алина в круизы брала в напарницы маму. А в роковую поездку в Болгар Каримовы отправились всей семьей. (Как выясняется, такая история - вовсе не исключение. И члены экипажа, и другие сотрудники действительно брали с собой семьи - кто просто хотел отдохнуть, а кто и подрабатывал. Именно из-за таких неучтенных пассажиров и случилась путаница в первые часы трагедии. - Ред.).

Читать далее.

ВАЖНО!

В связи с катастрофой судна «Булгария» открыто несколько «горячих линий». Родственники пострадавших, все, кто не знает о судьбе своих близких и знакомых, а также те, кому, возможно, что-то известно о спасенных пассажирах «Булгарии», могут звонить по телефонам:

Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан - (843) 222-8161;

регионального МЧС - (843) 227-4656;

Ростуризма в Москве - (495) 607-3477.

ИСТОЧНИК KP.RU

Еще больше материалов по теме: «На Волге затонул пассажирский теплоход»

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных