Премия Рунета-2020
Новосибирск
+7°
Boom metrics
Общество11 июля 2011 11:05

У Новосибирска был свой «Титаник»…

Катастрофа теплохода «Булгария» вызвала в памяти крупнейшее кораблекрушение, случившееся на Оби 90 лет назад

В минувшие выходные в России произошла трагедия, шокировавшая всю страну. На Волге затонул теплоход «Булгария», на борту которого было более 160 человек. Сейчас счет погибших в этой страшной катастрофе уже идет на десятки… На Оби таких трагедий не случалось уже очень давно, но был в истории Новосибирска случай, затмевающий даже нынешнюю катастрофу на Волге. Случилось это 90 лет назад…

В тот весенний день, 8 мая 1921 года, пароход «Совнарком» отправился в круиз по Оби из Барнаула до Томска. Пароход заложен был еще в конце XIX века, при постройке был назван «Кормилец», а затем ходил под именем «Братья Мельниковы». После революции он стал называться «Совнарком», и это название стало для него последним…

- Мимо нашего города, который тогда еще назывался Новониколаевском, «Совнарком» проплывал в ночь с 9 на 10 мая, - рассказали «Комсомолке» в Музее города Новосибирска. - На борту было, по разным данным, от 225 до 400 пассажиров, а трюмы забиты под завязку зерном - порядка 14 тысяч пудов. В 1.30 корабль приблизился к железнодорожному мосту через Обь…

Что случилось дальше - не ясно до сих пор. Одна версия гласит, что предупреждающие огни на мосту не горели, ночь при этом была туманной. Согласно другой версии, огни горели - но только те, что предназначены для железнодорожников. А капитан принял их за навигационные и направил судно на свет... Штурвальный увидел мост в последний момент, но пространства для маневра уже не было. «Совнарком» врезался серединой корпуса в четвертую опору моста, разломился напополам и всего за 5 минут затонул в 500 метрах ниже моста по течению.

Спасательные работы начались практически сразу же, но многих пассажиров погубило переохлаждение. Сколько было погибших в этой катастрофе, до сих пор не известно - официальных данных о крушении не сохранилось. Известно лишь, что спаслись менее 100 человек, а количество жертв может составлять от 100 с лишним до 300 человек. Обломки, в особенности сам корпус «Совнаркома», не могли поднять со дна очень долго, окончательно удалось это сделать только в 1984 году. Сам пароход со временем прозвали «Сибирским «Титаником».

Больше на Оби не случалось подобных катастроф, однако были два ЧП, которые стоит выделить особо. На пароходах «Дзержинский» и «Коллективист» в 1943 и 1952 годах соответственно вспыхнул пожар в моторном отделении. Паника, малое количество спасательных жилетов и общая неорганизованность при спасении сделали свое черное дело - погибли десятки пассажиров…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Новосибирские теплоходы, возможно, ждут скорые проверки.

Новосибирские теплоходы, возможно, ждут скорые проверки.

Фото: Андрей ГРЕБНЕВ

Как это было

Своим рассказом о кораблекрушении «Совнаркома», изобилующим интересными подробностями, с нами поделился Алексей Игнатович, отработавший 20 лет на командных должностях в Новосибирском речном порту.

«Итак. 9 мая 1921 года, пристань Бердск. Пароход "Совнарком" встал на ночёвку, чтобы утром продолжить рейс до Томска. Ночью на палубу поднялась группа вооружённых людей и потребовала от капитана немедленного продолжения рейса. В противном случае пообещали выбросить его за борт и рулить пароходом самостоятельно - "чай, не сложнее. чем кобылой!" Действуя в состоянии крайней необходимости капитан развел пары и отвалил от причала... Спящие пассажиры даже не заметили этого – ведь паровая машина не дизель, и работает почти бесшумно... От Бердска до Новониколаевска дошли без особых проблем. Но железнодорожный мост через Обь... оказался неосвещен (1921 год, только что Александра Васильевича Колчака выгнали, какие там огни на мосту...). После столкновения с мостом пароход ушёл на дно - метрах в 300-та ниже моста, прямо на судовом ходу. Спящие люди не успели даже проснуться, а те, кто был на верхней палубе, просто замерзли в воде. Капитан выплыл, был арестован и впоследствии ОПРАВДАН!!! А ведь это 1921 год, когда чуть что – и сразу к стенке! Правда, психологический удар для капитана всё-таки был очень серьёзный, и на флоте он больше не работал.

Первый раз "Совнарком" потревожили в 1942 или 1943 году - с него срезали котел, который после 20 лет пребывания в воде прекрасно работал в котельной Затона. Затем, до середины 1970-х годов он никому не мешал. После начала интенсивной добычи песка из русла Оби в черте города уровень воды "просел" и корабль стал мешать судоходству, его огородили буями. Приходилось выполнять сложный манёвр непосредственно перед заходом под мост, но не у всех это получалось - и корабль на дне "цепляли", и мост задевали... В 1984 году корабль решили поднять - но не как исторический объект, а как препятствие судоходству. Элементарно, экскаватор плавучий шарил ковшиком по дну и выхватывал, что в ковшик попадало... В музее Речного училища есть вещи с корабля. Вот интересный факт - сам видел!!! В ковшик попал мешок с мукой. который при подъёме переломился пополам - корочка сантиметров пять по контуру, а внутри - нормальная МУКА – и это через 63 года пребывания на дне!!! Русло очистили, протралили, ограждающие буи убрали… Вот и все...».