2018-02-21T23:55:07+03:00

На столичных судах мухлюют со спасательными средствами

В навигацию прошлого года было зафиксировано около 1400 нарушений
Поделиться:
Комментарии: comments9
Изменить размер текста:

После трагедии в Татарстане встал законный вопрос: не опасно ли плавать по Москве-реке? Хватает ли на судах спасательных жилетов, кругов? Звоню в одну из компаний, которая организует праздники на прогулочном катерке «Водоход»:

- Вы тут предлагаете фуршет на 90 человек. Это максимум?

- Да.

- Прекрасно. Но у нас корпоратив, будет человек 100, возможно - 110. Возьмете?

- Конечно-конечно! Когда вам удобно?

В таком же ключе отвечали и в других компаниях. Платите деньги, и вместо, например, 100 пассажиров можно загрузить 120!

- Это грубейшее нарушение. Судно не может брать на борт большее количество пассажиров, чем то, что указано в регистрационных документах, - возмущается замначальника Центрального управления государственного речного надзора Александр Малышков. - Ведь количество спассредств - например, спасжилетов и плотов - рассчитано на определенное количество пассажиров. Если что-то случится, спассредств может просто не хватить.

Но перегруз - полбеды. По Москве-реке ходят раритеты, которым уже бы пора в музей.

- Самые новые суда - 1985 - 1990 годов постройки, - сетует Александр Иванович. - А большая часть флота сошла с верфей и вовсе в 1970-е годы. Есть экземпляры, которым уже полвека!

Впрочем, все суда каждый год обязаны проходить техническое освидетельствование. Без него на реку выходить нельзя. Однако иногда выходят. Чаще всего это богатые «частники», купившие прогулочные катера ради выездов на природу. Они, как поясняют инспектора, порой просто не в курсе, что судно должно регулярно проходить техосмотр.

Но и те, которые перевозят пассажиров, имеют кучу нарушений. Главное - превышение скорости.

- На Москве-реке не разрешается разгоняться быстрее 15 км/час, но некоторые разгоняются, - пояснил Александр Иванович. - А ведь движение очень интенсивное! Даже если судно идет 20 км/час и возникает опасная ситуация - например, угроза столкновения с другим катером, - избежать его очень проблематично. Ведь вода - не асфальт, тормозной путь куда больше!

А еще компании, катающие пассажиров, мудрят со спассредствами. Зная, что скоро придет проверочная комиссия, они, не имея своих, берут плоты и жилеты на другом судне! А потом отдают обратно. Что случись - как спасать пассажиров? Нередко инспектора выясняют, что спассредства не освидетельствованы. А это значит: нет никакой гарантии, что, например, надувной плот не дырявый, а жилет не утонет вместе с пассажиром. Причем, по закону, за неосвидетельствованные спассредства положен смешной штраф в... 1 - 1,5 тысячи рублей.

Были и вовсе вопиющие случаи. На Москве-реке ловили пьяных капитанов (штраф - 2 тысячи рублей) и нередко обнаруживали на прогулочных катерах некомплект экипажа.

- То матросов не хватает, то мотористов, то штурманов, - пояснил Александр Малышков. - Владельцы судов экономят, в итоге штурман может стоять не одну, а две вахты. А если он уснет?!

Теплоходам на Москве-реке разрешено разгоняться до 15 километров в час. Но капитаны нередко превышают скорость. Фото: Олег РУКАВИЦЫН

Теплоходам на Москве-реке разрешено разгоняться до 15 километров в час. Но капитаны нередко превышают скорость.Фото: Олег РУКАВИЦЫН

На теплоходе «Федор Ушаков», например, в прошлом году нашли кучу опасных «промахов» - перегруз, некомплект экипажа и спасательных средств. Всего в навигацию прошлого года на судах было зафиксировано около 1400 нарушений. В управлении речного надзора уверены: на самом деле их намного больше. Просто выявить удается не все: инспекторов не хватает. На зарплате в 14 - 17 тысяч рублей люди долго не удерживаются.

Пока столицу от больших аварий на воде спасают не только немногочисленные инспектора, но и гуманные природные условия. Москва-река - неширокая, разгуляться волнам негде. Но если два прогулочных катера столкнутся, избежать жертв будет трудно.

ВОПРОС - РЕБРОМ!

Сколько катался на речных трамвайчиках, ни разу не слышал, чтобы пассажирам объясняли, где искать спасательный жилет и как им пользоваться.

- Наши речные трамвайчики - общественный транспорт. Пассажиры постоянно заходят и выходят, и у экипажа просто физически нет возможности проводить какие-то инструктажи. Ведь в автобусе, например, этого не делается, - пояснила «Комсомолке» Юлия Ефремова, пресс-секретарь Столичной судоходной компании. - Но на каждом судне есть доска с информацией, как себя на борту вести. К тому же каждому пассажиру положен спасательный жилет, и они всегда на борту есть. Имеются также спасательные плоты. В случае возникновения опасности экипаж обязан быстро обеспечить пассажиров средствами спасения.

Никита МИРОНОВ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

Речные трамвайчики: Никому не страшно

Мы решили проверить, насколько безопасно плавать по Москве-реке

Утро понедельника. Набережная Москвы-реки. Главная палуба речного трамвайчика медленно заполняется пассажирами, больше половины из них - дети. На судне в ожидании отправления коротаем время в кафе под тентами. Замечаем привязанные к борту спасательные круги. Их всего шесть, и совсем не видно жилетов. Поискав, находим их в специальных отсеках по бокам судна, но некоторые из них заперты.

- А вы слышали, что недавно на Волге судно затонуло и погибли люди? - показываем одному из членов экипажа понедельничную «Комсомолку». - Нам страшно. Можно надеть спасательные жилеты прямо сейчас? Они же у вас есть...

- Ну вы сравнили! - усмехается речной «волк». - На Волге ширина два километра, а в Москве-реке - от силы 200 метров. А жилеты положено надевать только при опасности.

- А если кто-нибудь случайно упадет в воду? - не унимаемся мы.

- Тогда бросим ему спасательный круг!

В этот момент на палубе по радио как раз передают новости о катастрофе на Волге и количестве погибших. Но пассажиры не обращают внимания - делают памятные фото и возятся с детьми. На вопрос: «Не боитесь ли плавать после случившегося?» - многие отдыхающие улыбаются: мол, до берега близко, доплыть легко.

- А почему не проводите инструктаж о том, как вести себя на воде? - интересуемся у Вячеслава, помощника капитана.

- Этим должен заниматься специальный человек, - махнул тот рукой в сторону, так и не объяснив, кто этот «специальный» человек и где он ходит.

- Если что-то случится, он один успеет всем все объяснить?

- Конечно! - невозмутимо отвечает Вячеслав.

- А сколько человек вмещает судно?

- 110, - сообщает Вячеслав. И тут же добавляет: - А спасательных жилетов 150!

Анна ГОЛОВЛЕВА, Анна БУРЯЧОК

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также