Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°

Теплоход не дотянул до спасительной мели всего 40 метров

Специалисты выяснили, что капитан «Булгарии», возможно, пытался спасти корабль, направив его на мелководье

«Бургарию» почти полностью подняли. Вчера мы это увидели сами. Белые палубы - такими они были 10 июля - сейчас мерзкого серого цвета. Там, где еще две недели назад прогуливались отдыхающие, отправившиеся в круиз, теперь ходят следователи. Заглядывают в капитанскую рубку: на стене висят большие часы, которые остановились уже под водой... Телеграф выжат на полный ход.

- Судя по всему, капитан намеренно отклонился от маршрута, понимая, что судно гибнет, - объяснил начальник Приволжского регионального центра МЧС России Игорь Паньшин. - До мели ему не хватило всего 40 метров. Я уверен: если бы он встал на мель, такой трагедии не случилось!

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

Никаких пробоин на корпусе нет, только в некоторых местах вмятины - от того, что теплоход пережали «металлическими полотенцами» во время поднятия. А вот стекла иллюминаторов, через которые водолазы изучали помещения, разбиты...

Теплоход не дотянул до спасительной мели всего 40 метров

Теплоход не дотянул до спасительной мели всего 40 метров

«Булгарию» отбуксировали на мелководье в прошлую субботу. Как объяснил руководитель оперативного штаба по подъему судна, замминистра транспорта России Виктор Олерский, это было сделано в первую очередь для безопасности водолазов - продолжать работать с висящим на тросах 700-тонном корабле очень рискованно.

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

Теплоход тащили в сопровождении 12 кораблей - впереди шло путейское судно, за ним сами краны с «Булгарией», затем толкачи, буксиры и водолазное судно. Для такого «кортежа» пришлось даже остановить ход других кораблей. Всем местным рыбакам накануне запретили выходить на лодках, по береговой линии патрулировали полицейские катера.

«Булгарию» поставили на мель, когда солнце уже зашло за горизонт, на это ушло почти восемь часов. Всю ночь специалисты заваривали иллюминаторы. Им важно попасть в машинное отделение (возможно, там остались тела), чтобы откачать воду и поднять судно еще выше. Хотя оно поднято на семь метров и видны все палубы. Однако дверь в это отделение сильно повреждена. Почему такое произошло - предстоит выяснить следствию.

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

Там, где сейчас стоит теплоход, глубина всего три метра - он у всех на виду. Пассажиры и экипажи проходящих мимо судов фотографируют его, стараются захватить в кадр выцветшую надпись - «Булгария». Это страшное слово теперь навсегда будет у нас созвучно со словом «трагедия», унесшая жизни 120 человек. Именно такую цифру официально озвучили вчера (на момент подписания номера).

- В воскресенье нашли тела еще шестерых пассажиров, из них четырех женщин обнаружили на шлюпочной, средней палубах и в душевой, - рассказал Игорь Паньшин. - Все они были возле правого борта, на котором лежал теплоход. Двое других найденных - мужчины. Еще двоих ищут водолазы, авиация и добровольцы.

В ближайшие дни судно отбуксируют в док, где к его изучению приступят следователи. Дальнейшая судьба корабля уже решена - министр транспорта России Игорь Левитин заявил на месте трагедии, что после выяснения всех причин катастрофы «Булгарию» утилизируют:

- Такой памятник никому не нужен.

КСТАТИ

Виновным в трагедии грозит до 10 лет

Субарендатору «Булгарии» Светлане Инякиной и эксперту Камского филиала Российского речного регистра Якову Ивашову предъявили обвинение по статье «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности..., повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц» (до 10 лет лишения свободы).

- На перевозку пассажиров не было лицензии, а разрешение на вождение теплохода выдавалось по подложным документам, - сообщила пресс-служба СК России. Между тем за Якова Ивашова вступились 40 пермских речников, выложивших в Интернет открытое письмо: «Судно было технически исправным, что его администрацией, собственником и арендатором не опровергалось... Как специалист высокого уровня, Ивашов не мог произвести осмотр судна необъективно, тем более в корыстных целях».

Елена ВАВИЛОВА, Лика ИСАЕВА («КП»-Казань»), Вероника РАНГУЛОВА («КП»-Пермь»)

Вот так выглядела комната отдыха водолазов.

Вот так выглядела комната отдыха водолазов.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

«Булгарию» подняли со дна

В минувшие выходные завершилась операция по подъему теплохода, который стал кладбищем для 119 человек

«Булгария» затонула 10 июля в Куйбышевском водохранилище. Спустя две недели корабль-убийцу удалось поднять со дна реки. В операции участвовали в общей сложности 905 человек, из них 47 водолазов. С момента гибели теплохода «Адмирал Нахимов» более 20 лет назад катастроф такого масштаба на пассажирском флоте не было. Работать водолазам приходилось в экстремальных условиях без всякой надежды на спасение людей. И тем тяжелее была эта ноша!

Видимость в воде была менее одного метра, а внутри судна - практически нулевая. Фонари под водой не помогали. Когда спасатели ломами и топорами вскрывали двери и иллюминаторы кают, перед ними возникал подводный хаос из стульев, простыней, тел...

При первом осмотре поднятого со дна кораб-ля видимых повреждений обнаружено не было. «Булгарию» отбуксировали на мель, и там эксперты продолжат более детальное изучение судна, чтобы определить причину катастрофы.

На сегодняшний день найдено 119 тел, из них 28 - дети. Еще три человека числятся пропавшими без вести. Пока их не найдут, поисковые операции будут продолжены.

Владимир ВЕЛЕНГУРИН. Фото автора и МЧС.

В поисковой операции принимали участие 47 водолазов.

В поисковой операции принимали участие 47 водолазов.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Глава МЧС Сергей Шойгу и министр транспорта Игорь Левитин на месте руководили поисковыми работами.

Глава МЧС Сергей Шойгу и министр транспорта Игорь Левитин на месте руководили поисковыми работами.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

В память о жертвах трагедии зажгли сотни свечей.

В память о жертвах трагедии зажгли сотни свечей.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Со времен «Адмирала Нахимова» спасателям не приходилось работать в таких экстремальных условиях.

Со времен «Адмирала Нахимова» спасателям не приходилось работать в таких экстремальных условиях.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

СМОТРИТЕ ФОТОРЕПОРТАЖ