Звезды

Александр Сокуров выиграл «Золотого льва» в Венеции

Его фильм «Фауст» стал однозначным лидером конкурсной программы

Уже первая реакция международной прессы - восхищенное недоумение на грани замешательства - говорила о том, что у сокуровского «фэнтези» по мотивам «Фауста» очень большие шансы на главный приз. Подобного кино высокой авторской пробы и ручной выделки практически больше не делают. Полностью снятая на языке Гете картина Сокурова, несомненно, стояла особняком по отношению к другим фильмам венецианского конкурса, выглядевшего сногсшибательно только на бумаге: по факту прозрений и потрясений на фестивале было немного. А «Фауст» был именно таковым и выглядел куском цельной породы, которую в мире уже разучились добывать.

Вручая приз Александру Сокурову, американский режиссер Даррен Аронофски («Рестлер», «Черный лебедь»), сказал, что члены возглавляемого им жюри ни секунды не спорили о том, кто должен стать обладателем «Золотого льва»: «На всех нас, людей из разных концов мира, этот уникальный фильм произвел одинаково неизгладимое впечатление».

В своей ответной речи Александр Сокуров поблагодарил жюри и свою интернациональную съемочную группу, рассказал залу Палаццо дель Чинема об ужасной авиакатастрофе под Ярославлем, но, конечно, не мог скрыть своего счастья. «Я счастлив, что живу в Европе и что мы понимаем друг друга», - сказал режиссер, считающийся на Западе единственным наследником Андрея Тарковского. Венецианский «Золотой лев», как ни странно, стал для него первой наградой такого значения. Напомню, что за всю историю старейшего в мире Венецианского фестиваля отечественные кинематографисты всего в четвертый раз удостаиваются на нем высших почестей: в 1962 году "Золотого льва" выиграл фильм Андрея Тарковского "Иваново детство", в 1991-м - "Урга" Никиты Михалкова, в 2003-м - "Возвращение" Андрея Звягинцева. Лента Никиты Михалкова «12» в 2007 году была награждена специальным «львом», которого в этом году даже не присуждали.

Сокуров: «Я счастлив, что живу в Европе и что мы понимаем друг друга

Сокуров: «Я счастлив, что живу в Европе и что мы понимаем друг друга

Фото: АП

Сильнее «Фауста» Гете

Войти в картину непросто: она открывается сценой вскрытия трупа доктором Фаустом (Йоханнес Цайлер) и размышлениями о смерти, лишенной у Сокурова всякой таинственности. Далее следует серия бытовых жанровых сцен, невероятно густо и плотно рисующих жизнь немецкого городка стародавних времен («рисующих» - не просто фразеологический оборот: картина, несущая на себе печать уникального изобразительного почерка Сокурова, с нездешней живописностью снята французом Бруно Дельбоннелом - автором изображения «Амели» и одного из «Гарри Поттеров»).

Не сразу в кругу многочисленных персонажей фона (среди них пышная старуха в исполнении знаменитой Ханны Шигуллы, присевшая помочиться у здания церкви) вырисовывается фигура Мефистофеля (мим Антон Адасинский). Зловещим демоном его не назовешь: это престарелый фрик со словно слепленным из теста телом и крохотной, как свинячий хвостик, пипиской, растущей из толстой задницы (далее).

Мефистофель (слева) и Фауст — главные герои новой фрески Александра Сокурова

Мефистофель (слева) и Фауст — главные герои новой фрески Александра Сокурова

«Простая жизнь» без «Стыда»

Приза за лучшую режиссуру удостоился китаец Сай Шанжун за драму «Люди гор, люди моря» (People Mountain People Sea), рисующую беспросветный ужас существования современных жителей Поднебесной и показанную в качестве фильма-сюрприза.

Спецприз жюри достался нелучшему фильму итальянца Эмануэле Криалезе «Терраферма» (Terraferma) — тоже проблемному, только на сей раз об острове Лампедуза, на котором стало не продохнуть от мигрантов.

«Кубок Вольпи» за лучшую мужскую роль справедливо отхватил молодой британский актер Майкл Фассбендер, снявшийся в одном из лучших фильмов фестиваля - «Стыде» (Shame) Стива Маккуина, жесткой (если не считать сопливого финала) драме о важном месте разврата в жизни обычного современного человека, зацикленного на беспорядочном сексе и порнографии. В «Стыде» актер, знакомый массовой аудитории по роли Магнето в блокбастере «Люди Икс: Первый класс», восхитительно продемонстрировал не только свои актерские, но и мужские достоинства, о которых особо радикальные женщины-кинокритики даже сложили самодеятельные стихи.

Симметричный «женский» приз достался пожилой гонконгской актрисе Дини Йип за роль в картине «Простая жизнь» (A Simple Life) режиссера, чью фамилию я всегда предпочитаю писать в английской транскрипции, чтобы избежать упреков в матерщине, — Энн Hui. В центре фильма — трогательная история домработницы, неожиданно поменявшейся ролями со своим работодателем: после того, как ее разбил инсульт, он стал ей таким же верным помощником, каким она была его семье все долгое время ее беззаветной службы.

«Озеллу» за лучшую операторскую работу получил Робби Райн — она и вправду лучшее, что есть в очередной экранизации «Грозового перевала» Андреа Арнольд — крайне претенциозной и выспренней.

«Озеллы» за лучший сценарий удостоился модный грек Йоргос Лантимос («Клык») за интересно придуманную абсурдистскую драму «Альпы» об организации медработников, предлагающих родственникам умерших пациентов необычные услуги — сначала бесплатно, а потом за отдельное вознаграждение исполнять роли их сыновей и дочерей, чтобы таким образом облегчить им груз потери.

Фильмы самых знаменитых режиссеров — Кроненберга, Поланского, Фридкина — остались вообще без сладкого.