Премия Рунета-2020
Новосибирск
+3°
Boom metrics
Звезды29 сентября 2011 14:15

Сегодня в российский прокат выходит "Елена" новосибирца Андрея Звягинцева

Накануне режиссер презентовал фильм в нашем городе и рассказал о своей ленте [трейлер]
Источник:kp.ru

Сегодня в российский прокат выходит "Елена" Андрея Звягинцева. Лента оказалась весьма титулованной - не так давно она получила приз жюри конкурсной программы "Особый взгляд" на последнем Каннском кинофестивале. Вместе с Россией 40 стран, включая Испанию, США и Новую Зеландию, готовы показать фильм в своих кинотеатрах. Но новосибирцы первыми увидели новую ленту Звягинцева в кинотеатре. Ранее фильм демонстрировали только на кинофестивалях международного уровня. Более того, на премьеру приезжал и сам режиссер. Он рассказывал журналистам и публике о своем фильме почти час, хотя изначально общение было запланировано на 20 минут.

- Новосибирский кинотеатр всегда первым показывает наши новые фильмы - такая традиция сложилась, - говорит режиссер. - Потому что здесь моя родина, тут я родился и прожил лучшие годы жизни.

Публика апплодировала, стоя

Когда закончился фильм, зрители аплодировали, стоя. В кино каждый может узнать себя. Вернее, ту свою сущность, которую мы тщательно скрываем и которая часто просится наружу. Это рабская преданность своим слабостям и неумение с ними бороться. И самый страшный итог таких мучений – беспомощно-амебное существование. Главная героиня Елена Анатольевна каждое утро исправно смотрит передачу "Малахов +", в обед – "Контрольную закупку", а на ужин – "Давай поженимся!". В перерывах успевая делать уборку и разговаривать с мужем о планах на день. И ездить к непутевому сыну, чтобы помочь "отмазать" внука от армии.

- Наш творческий коллектив, который стоит по ту сторону камеры, пребывал в нейтралитете, не ставил акценты ни на одном герое, - рассказал Андрей Звягинцев. – Мы предлагаем зрителю вместе с нами посмотреть на событие. Как говорил Владимир Набоков: «Фантазия бесценна именно потому, что она бесцельна». Каждый сам вправе самостоятельно разобраться с тем, что увидел.

Сценарий фильма изначально писался для английского зрителя. Один из главных героев Владимир был Ричардом, Екатерина – Кэтрин. А Елена называлась Хеленой. История должна была сниматься в Великобритании.

- Все, что вы видите на экране, слово в слово было в английском сценарии, - говорит Андрей. - В нем не изменилось ничего, кроме имен. После ссоры главных героев в сценарии было только две реплики: «Я знаю, что ты знаешь. Твоя аккуратность безупречна». И конец фильма. Это аскетичный европейский стиль. Но в России такой стиль не может работать. Поэтому пришлось дописать концовку, интересную нашему зрителю.

- Как вы думаете, в Новосибирске фильм примут как-то особенно?

- Да ничем восприятие не будет отличаться от Екатеринбурга, Владивостока или Москвы. Может быть, в Новосибирске сработает элемент землячества. Бонус мне такой, - смеется Андрей. – Зритель скажет: «Ну, свой же! Нормально, сойдет». "Ток-шоу вгоняют в страшную депрессию"

По мнению режиссера, типажи героев фильма абсолютно узнаваемы. Люди из нашей повседневной жизни – все эти Тани и Сережи. Которые могут родить детей, но не знают, как их обеспечить. Которым интересно выпить пива, но совсем не интересно, где мать берет спасительные деньги. Люди, равные всем телешоу, которые идут по телевизору. Но в фильме интересно то, что фразы из таких «мыльных передач» подобраны в соответствии с ситуацией в кадре. Когда в самом финале Елена со своими детьми и внуками пьет чаек, провернув все грязные дела, и смотрит передачу «Давай поженимся!», с экрана телевизора звучит совершенно подходящая моменту фраза: "Суета сует, пустота пустот у вас в головах".

- Была проделана большая серьезная работа даже не в смысле объема, а в смысле потраченных душевных сил, - рассказал, тяжело вздохнув, автор сценария Олег Негин. - Чтобы выбрать самые интересные реплики, пришлось отсмотреть много подобного материала в течение двух-трех недель. А потом месяца два-три лечиться серьезными препаратами. Это не смешно. В больших дозах такие передачи вгоняют в очень страшную депрессию. Я сочувствую людям, которые их смотрят, и рекомендую выбросить телевизор.

- Ваш фильм создавался для узкого круга ценителей хорошего кино или для жюри Каннского фестиваля?

- Если человек занимается искусством, то все, что он делает – только для себя, - говорит Звягинцев. - В том смысле, что когда вещь сделана с любовью, исходя из собственных представлений о прекрасном, только тогда она может кому-то понравиться. Когда режиссер говорит, что снимает фильм для зрителя, он либо лукавит, либо не понимает, что делает.

- Над чем вы сейчас работаете?

- Над собой работаю. У нас с Олегом Негиным давно уже лежат в столе как минимум три сценария. Один проект хотим сделать англоязычным. Возможно, это будет фильм со звездой мирового масштаба. Потому что достаточно взять в картину такого актера, как внимание к ней увеличивается в десятки раз. Это очень важно для нашего проекта, потому что он радикальный. В течение полутора-двух часов несколько человек в комнате просто разговаривают на отвлеченные темы. Параллельно ищем финансирование истории о Великой Отечественной войне, о которой мечтаем уже четыре года. Хотим снять фильм о «негерое» - простом маленьком человечке, который выживает в нечеловеческих условиях.

Из досье "КП"

Андрей Звягинцев - актер, сценарист, режиссер. Один из немногих современных российских режиссеров, признанных на мировом уровне. Родился 6 февраля 1964 года в Новосибирске. В 1984-ом окончил Новосибирское театральное училище, в 90-ом актерский факультет ГИТИСа.

Его первый полнометражный фильм "Возвращение" (2003) попал в основной конкурс Венецианского кинофестиваля. Лента получила сразу двух "Золотых львов" (за "Лучший фильм" и "Лучший режиссерский дебют"), а также премию Европейской киноакадемии "Феликс" (в категории "Европейское открытие года"), не считая российских премий.

Следующая картина - "Изгнание", где Звягинцев выступил еще и сценаристом, представляла Россию в основном конкурсе 60-го Каннского кинофестиваля 2007 года, по итогам которого получила приз "За лучшую мужскую роль".