Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Экономика16 ноября 2011 22:00

Платили коммунальщикам в России, а оказалось - жуликам на Кипре

Деньги за свет, газ и тепло вместо российских компаний оседают в офшорах [Знаете подобные истории? Расскажите автору!]
Источник:kp.ru

«КП» продолжает серию материалов, посвященных российской «коммуналке» (вчера мы рассказали о том, как чиновники от ЖКХ быстро и сказочно богатеют). Во втором выпуске речь пойдет об управляющих компаниях - частных конторах, которые пришли на смену старым привычным жэкам и ДЕЗ. Вроде бы мы сами должны их нанять, должны им платить, а они взамен - содержать наши дома в порядке и чистоте и исправно платить от нашего имени за воду и свет. Но в последнее время все чаще получается, что жители платят компаниям свои кровные, а потом еще и остаются должны.

«БУДЕТ ВАМ ВОДА, ТОЛЬКО ОТВАЛИТЕ!»

Наш городок в пятидесяти километрах от Москвы можно было бы считать лучшим местом для жизни: за окном сосны, до озера Сенеж пять минут, воздух чистый. Можно было бы, если бы не одно «но» - местная коммунальная контора с патриотическим названием «Россиянка».

- У вас вода горячая есть? - поймала меня как-то вечером у подъезда соседка. - У нас ржавчина из крана течет!

Из нашего крана тоже лилась какая-то бурая жидкость. К вечеру проблема исчезла вместе с горячей водой. Через пару дней выяснилось, что воды нет у всего городка, и народ бросился звонить в местную котельную.

- Вы за нее когда платили? - ответили там. - Нам денег не дают, а с чего мы вам ее греть-то должны?

Ошарашенные таким поворотом событий жители отправились искать злостных должников. Сверили квитанции во всем доме, нашли двоих - один не заплатил две тысячи, второй - три с половиной. Созвонились с соседями из других домов - ровно та же история. Ну не могли же в самом деле из-за таких «копеек» воду отключить! Попытались выяснить в местном департаменте ЖКХ, но и там ждал феерический облом.

- Горячей воды нет? Откуда я знаю, звоните в котельную, - отрезала нелюбезная дама.

Так продолжалось два месяца, и в конце концов люди поперли на баррикады - устроили митинг с требованием хотя бы объяснить, куда делась вода. Представитель того самого департамента пугливо жался в угол, но потом пробормотал извиняющимся тоном:

- Водичку недельки через три точно дадим.

Толпа отозвалась протяжным горестным вздохом. Когда мужичонка понял, что бить его не будут, осмелел и рассказал, в чем же, собственно, дело. Жители исправно платили, а управляющая компания отправляла рублики вовсе не тем, кто поил и обогревал городок, а куда-то то ли на Кипр, то ли на Виргинские острова. Когда афера вскрылась, руководство «Россиянки» развело руками, дескать, ошибочка вышла, и пообещало все вернуть.

Через неделю воду и правда дали - котельная получила свои деньги.

АТАКА КЛОНОВ

История с нечаянной «ошибочкой» коммунальщиков, которую вовремя исправили, - редкое исключение из правил. В Барнауле, например, из-за таких же липовых долгов дома в холода остались без отопления. В общей сложности барнаульцы задолжали энергетикам почти 1 млрд. рублей, причем большинство жильцов оказались без вины виноватыми - платят, а деньги не доходят.

- Фактически население предоставляет порядка 90 - 95% платежей, - говорит глава Федеральной службы по финансовому мониторингу Юрий Чиханчин. - Эти средства в настоящее время из-за отсутствия контроля уходят за рубеж.

Утащить деньги в офшор попыталась и жилищная компания «Родной Барнаул», и в 2009 году она создала свой клон - БГУК «Родной Барнаул». Через какое-то время ее руководитель Николай Острецов отказался от общей системы коммунальных платежей, которая работает в городе, и перешел на новые, собственные, квитанции. «Правильные» квитанции сделали синего цвета - чтобы не перепутали. Все, что платили «Родному Барнаулу», оседало на счетах компании-клона.

Как уверяло руководство, двойник должен был стать лишь оператором, через которого деньги шли поставщикам. Но те получали от «Родного» или копейки, или ни копейки вовсе.

А вот компания «Мой дом» из того же города провернула другой финт. В августе поставщик тепла - Барнаульская гор-электросеть стала требовать у фирмы свои законные деньги за энергию. Но из «Моего дома» мигом выскочила новая компашка - «Аваст-коллект», которой и перешли по наследству все долги жителей и неоплаченные счета от поставщиков. Горэлектросеть обратилась в суд, часть долгов удалось стрясти, но и только - договора с новой фирмой нет, а значит, и повлиять на нее невозможно.

- «Аваст-коллект» - это лжепредприятие! - говорят в горэлектросети. - Оно не оказывает коммунальных услуг, не ведет хозяйственную деятельность и фактически создано для «захоронения долгов» компании «Мой дом»!

Что бы там ни решили захоронить шустрые бизнесмены, получилось у них хорошо - до правды поставщики до сих пор не могут докопаться даже через суд.

ДЕНЬГИ УЕХАЛИ В «РУСЛИФТЕ»

Изворотливый ум коммунальных воришек придумывает иногда такие многоходовки, что Остап Бендер позеленел бы от зависти. Например, недавно в Новокузнецке жители обнаружили, что их обслуживают аж 26 водоканалов! Первый считает, второй анализирует, третий чинит, четвертый чистит ботинки первым трем... За каждым из них следит отдельный директор, работу которого оплачивают жители, причем легально. Не схема - конфетка!

А история из Архангельска вообще напоминает похождения булгаковского квартирного проныры: управляющая компания «Наш дом - Архангельск» умудрилась разделиться на 87 (!) мелких компашек и повесить на жителей должок размером около 600 млн. рублей. К слову, на ремонт всех коммунальных сетей города нужно 480 млн. После таких фокусов жулики хотели перевести контору в Санкт-Петербург, но прокуратура вовремя прижала им хвост.

Все эти кульбиты вороватые коммунальщики проворачивают с помощью фирм-однодневок. Суть работы проста как апельсин: создается компания, которая получает хороший заказ (чаще всего за откат), делает работу кое-как для отвода глаз или не делает вообще, а потом исчезает с деньгами.

- Фирмы-однодневки стали использоваться очень активно, - говорит Юрий Чиханчин. - Они позволяют дробить суммы, устраивать сложные финансовые схемы. Как правило, деньги обналичивают либо переводят непосредственно в офшоры. Ежеквартально объем сомнительных операций составляет около 10 млрд. рублей.

Классический вариант «однодневной» схемы сыграл в Краснодаре, где менять лифты поручили некоему ООО НПО «РусЛифт». Создали компанию, как потом оказалось, за два месяца до торгов, слили многомиллионный заказ, спецы отчитались по бумагам и тут же пропали. Сунулась милиция проверять, а вместо новеньких кабин пылятся старые с заплатками. По адресу конторы - жилой дом, и в московском «РусЛифте» о кубанских коллегах слыхом не слыхивали. А вопрос замены лифтов так и остался открытым.

ТОЛЬКО ФАКТЫ

Так нас обманывают управляющие компании

Фантазия у желающих поживиться за счет «коммуналки» огромна, но есть три типичные схемы, которые чаще всего используют мошенники.

Схема № 1 «Свой расчетный счет»

Платежи населения за коммунальные услуги, как правило, проходят через вычислительные или расчетно-кассовые центры. Но есть компании, которые отказываются от их услуг и используют свой расчетный счет. Нередко после этого ресурсоснабжающие организации перестают получать деньги граждан - они волшебным образом «зависают» на счетах УК.

Схема № 2 «Двойные квитанции»

При переходе дома из одной жилищной организации в другую компании не могут договориться, и каждая продолжает слать свои платежки. Возникает путаница, в которой увести деньги проще простого.

Схема № 3 «Фирмы-двойники»

Компания создает своего двойника с идентичным или очень похожим названием, присылает свои квитанции и начинает собирать деньги с жителей. В лучшем случае в тарифы включают дополнительный сбор, в худшем деньги через сеть подставных фирм уходят в офшорные зоны.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

«Требуйте перерасчета»

- Управляющая компания выбирается жителями, и спросить с нее могут только они, - напоминает Владимир Ефимов, начальник Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве. - Поэтому к выбору компании надо относиться внимательно. Контролировать начисление платежей и тарифы на коммунальные услуги гражданам сложно, но у всех есть возможность посчитать, сколько в месяц спустили воды, сожгли энергии, сколько тепла поступило в квартиру. Наличие счетчиков это позволяет. Хотя у нас во многих городах, к сожалению, еще осуществляется расчет по нормативам, а это средняя температура по больнице. Тратим мы куда меньше и потому переплачиваем.

Жители должны научиться контролировать свою управляющую компанию: определить, сколько раз нужно убирать подъезд, двор, красить перила, и оплачивать по факту, требовать отчета за работы. Мы же не платим за продукт в магазине, не получив его! А в ЖКХ платим деньги каждый месяц и не понимаем, за что. Нужно устраивать общие собрания жильцов и требовать отчета - куда и на что потратили деньги, что сделали, а что нет. И если что-то не устраивает, требовать перерасчета.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Не все конторы одинаково бесполезны

Огульно обвинять бизнесменов было бы неправильно. По словам высокопоставленного эксперта из Министерства регионального развития, курирующего ЖКХ, нечистых на руку управляющих компаний в общей массе около 7%.

- Раньше их было меньше, но, когда коммунальный рынок отпустили, многие попытались воспользоваться лазейками в законах, - говорит чиновник.

С ним соглашается и директор аудиторской компании «Жилкомаудит» Ирина Маликова:

- Вы наверняка хотите от меня услышать, что управляющие компании все жулики и воры. Увы, я вам этого сказать не могу.

По мнению Маликовой, тень на честных управленцев бросили как раз те самые 7%, которые решили сорвать легкие деньги.

- Обманывают жильцов те конторы, которые не собираются работать на рынке, - уверена аналитик. - Они приходят к жильцам и говорят: мы возьмем на рубль дешевле, выбирайте нас - и люди соглашаются. Компания год поработала и ушла вместе с деньгами. Поэтому я призываю людей хорошо все разузнать о компании, прежде чем доверять ей управление своим домом. Кстати, в некоторых ситуациях на мошенничество бизнесменов толкают чиновники - прямым текстом требуют взятку, иначе грозятся не дать работать.

Как власти намерены бороться с воровством в ЖКХ, читайте в следующем номере «КП».

Знаете подобные истории? Расскажите автору на сайте!