Премия Рунета-2020
Иркутск
-3°
Boom metrics
Общество24 ноября 2011 22:00

Правовой нигилизм водителей: Почему в Иркутске на дорогах происходит беспредел и как с этим бороться?

Эксперты обсудили острую для города проблему за круглым столом в пресс-центре «Комсомольской правды» [видео]

Ежегодно в России в автокатастрофах гибнет около 30 тысяч человек! Только представьте себе - эта цифра равна численности населения небольшого города. Печальная статистика нас шокировала, именно поэтому накануне Всемирного дня памяти жертв ДТП в пресс-центре «Комсомолки» мы провели круглый стол на тему «Культура вождения в Иркутске».

Почему на наших дорогах идет настоящая война и можно ли изменить ситуацию, мы рассуждали с нашими экспертами: начальником ГИБДД УВД по Иркутску Вячеславом Жилкиным, юристом Виктором Григоровым, директором Иркутского центра высшего водительского мастерства Сергеем Степановым, директором автошколы «Автомобилист» Геннадием Кабановым, президентом GT-клуба Алексеем Белоусовым и представительницей клуба «Байкалавтоледи» Альбиной Тарасенко.

Телезрители и читатели «Комсомольской правды» тоже принимали участие в нашей дискуссии. Во время беседы мы принимали в студии их телефонные звонки.

ВОСПИТАТЬ АВТОМОБИЛИСТОВ ПОМОГУТ ШТРАФЫ

Ирина Жеглова, ведущая:

- Уважаемые гости, добрый день. Давайте вместе попробуем нарисовать портрет среднестатистического иркутского водителя. Бытует мнение, что наши автомобилисты отличаются от тех, кто, например, живет в средней полосе России. И отличие это характеризует нас не с самой лучшей стороны - хамство, наплевательское отношение друг к другу, игнорирование правил…

Алексей Белоусов, президент GT клуба.

Алексей Белоусов, президент GT клуба.

Алексей Белоусов:

- Я бы не сказал, что иркутские водители отличаются цинизмом. Есть откровенные хамы, есть «блондинки», но есть и нормальные автомобилисты. Был период, когда мы пытались на всех автофорумах из уст в уста передавать знаки благодарности – моргнуть аравийкой и так далее. И как-то, знаете, это прижилось в Иркутске. Согласитесь, приятно, есть посыл самому вести себя так.

Ирина Жеглова:

- Алексей, вы бывали во многих городах на автосоревнованиях. Как там обстоят дела с взаимоотношениями на дороге?

Алексей Белоусов:

- В Красноярске намного приятнее ездить: лишний раз пропускают. Когда меня пригласили на этот круглый стол, я начал обращать внимание на то, что происходит в Иркутске. Позавчера была показательная ситуация. Девушка на красном «Опеле» едет и разговаривает по телефону, на ЦПКиО пытается повернуть налево вниз, а там запрещено. Видимо она понимает это в последний момент и, даже не включая поворотника, начинает грубо перестраиваться вправо, в результате просто вырезает меня из потока. Я сигналю, она никак не реагирует. Вот такие моменты приводят к плачевным результатам. Если бы я заметил ее чуть позже, то мы бы могли познакомиться поближе (улыбается).

Геннадий Кабанов:

- Эту девушку на красном «Опеле», видимо, и я встретил в тот день. Я в Первомайский ехал, а она решила под путепроводом развернуться… Поток машин огромный, а девушка как крутанет вправо, мне пришлось почти на бордюр выехать, чтобы избежать ДТП. Я посигналил, а она мне, извините, взрослому человеку с седой бородой, палец в окошко показывает.

Альбина Тарасенко:

- Мы все равноправные участники движения. Подход должен быть ко всем одинаков, хотя женщин я выделяю в потоке: заметалась, дернулась, может неадекватно себя повести. Хамок мало, конечно, но встречаются. Иногда пишут на форумах: «Как хочу, так и езжу. Мне плевать! Не буду в крайнем правом ехать»…

Сергей Степанов:

- Да таких вот водителей уже поздно культуре учить! Надо глубже смотреть. Этику прививать нужно с детского сада. Во взрослом возрасте уже трудно что-то исправить. Преодолеть этот беспредел нам помогут только штрафы.

ВСЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗ-ЗА ТРАНСПОРТНЫХ РАЗВЯЗОК

Ирина Жеглова:

- Виктор Павлович, как вы считаете, это у нас менталитет такой? И плюс полное отсутствие всякой культуры…

Виктор Григоров, юрист.

Виктор Григоров, юрист.

Виктор Григоров:

- Мне кажется, это неправильный взгляд. Иркутские водители ничем не отличаются от московских, красноярских или новосибирских. Те же самые руки, ноги и те же самые автомобили на четырех колесах. Если взять уже упомянутый Красноярск, то, поездив по этому городу, вы увидите внятные дороги и развязки. А попросите невозмутимого красноярца проехать по Иркутску… Да через 15 минут он станет диким существом, ведь у нас на магистралях полных хаос, я имею ввиду, в отношении организации движения.

Ирина Жеглова:

- То есть вы считаете, что вся проблема в транспортных развязках, а таким дерзким поведением водители высказывают социальный протест?

Виктор Григоров:

- Напомню сюжет известного американского фильма. Законопослушный, доброжелательный семьянин был доведен до такого состояния, что взялся за оружие и начала нарушать закон. Любого человека можно довести до крайности, создав ему определенные условия. То, что иркутские водители вынуждены подрезать, обгонять, вызвано ужасной организацией движения. Доезжая сегодня на работу за 30 минут, у нас нет гарантии, что завтра на этот же путь мы не потратим три часа. Это не протест со стороны водителей, а негативная реакция человеческого организма на те условия, которые созданы вокруг.

Ирина Жеглова:

- Вячеслав Валерьевич, вам слово. В ближайшем будущем у нас планируется изменение дорожной схемы, которая, честно признаться, осталась еще на уровне 70-х годов прошлого века?

Вячеслав Жикин:

- Я должен согласиться с участниками круглого стола. Действительно, на сегодняшний день прирост транспорта, зарегистрированного только в Иркутске, очень значителен. Ежегодно он составляет более 10 тысяч автомобилей.

Ирина Жеглова:

- Получается какой-то замкнутый круг. Что же с этим делать?

Вячеслав Жилкин:

- Надо строить дороги! Магистрали узкие, парковочных мест практически нет. Водители вынуждены бросать свои машины на проезжей части, занимая полностью полосу движения, а порой и две. Развязки практически исчерпали свою пропускную способность.

Ирина Жеглова, корреспондент газеты "Комсомольская правда".

Ирина Жеглова, корреспондент газеты "Комсомольская правда".

Ирина Жеглова:

- Ситуация со строительством дорог у нас напряженная - это отдельная тема круглого стола. Мы сейчас говорим о культуре, о том, как изменить отношение водителей друг к другу. Вот у вас на улице Тимирязева возле батальона всегда какой-то транспортный коллапс происходит. Почему?

Вячеслав Жилкин:

- Как водитель я автомобилистов понимаю, а вот как сотрудник ГИБДД – нет. Я не паркуюсь на проезжей части, лучше найду место подальше, но правила не нарушу. Возле одного из университетов сделали большую стоянку. Нет же, студенты ставят свои машины на автобусной остановке, тем самым затрудняя движение. А всего-то 20 метров нужно пройти от парковки до вуза. Ведь все же здоровые!

Виктор Григоров:

- Да, согласен. И хочу добавить, в центре у нас строятся большие магазины, а мест под парковки рядом с ними нет. Некоторые по незнанию в этом дорожном хаосе обвиняют сотрудников ГАИ, но это неверно. Они только контролируют то, что уже есть.

Геннадий Кабанов:

- Я кое в чем согласен с Алексеем Белоусовым. У нас в Иркутске просто правовой нигилизм у водителей. Если нет на дороге инспектора, то происходит беспредел. Ни одна автошкола не учит ездить на красный свет светофора. А у нас ездят – пешеходам по ногам!

ЭТИКЕ ВОЖДЕНИЯ ДОЛЖНЫ УЧИТЬ В АВТОШКОЛАХ

Читатель «КП»:

- Здравствуйте! Меня зовут Игорь. Вопрос касается не культуры вождения, а допуска к рулю. Жена отучилась в автошколе, недавно сдавала экзамены: теорию, вождение на полигоне ей зачли, а вот по городу поездить не успела. Рабочий день у принимающих экзамены закончился. Ей сказали: мол, приходите через месяц – 14 декабря! Объяснили это тем, что не хватает инспекторов-экзаменаторов. Вот мы и не знаем, кому свое возмущение высказать: экзаменаторам или в автошколе, которая говорит, что проблема возникала не раз.

Геннадий Кабанов:

- Ваша жена точно обучалась в автошколе или у нее была самоподготовка?

Читатель «КП»:

- В автошколе…

Геннадий Кабанов, директор автошколы "Автомобилист".

Геннадий Кабанов, директор автошколы "Автомобилист".

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Кабанов:

- Ситуация знакома. Ваша жена к халтурщикам попала! У нас в Иркутске создана Байкальская ассоциация автошкол. Буквально вчера мы разбирали эту проблему. В октябре в МЭО ГИБДД сдавали по самоподготовке 402 человека, в ноябре – 318. Это люди, которые нигде не учились или готовились у так называемых репетиторов. Естественно, принять такое количество человек за один день невозможно, нужно задействовать целый батальон. Именно поэтому ваша жена не попала в число счастливчиков и не получила водительское удостоверение. Для Иркутска это проблема. В прошлом году в России по самоподготовке сдали 42 тысячи человек, при этом в Приангарье - чуть ли не 10 тысяч.

Читатель «КП»:

- Как посоветуете теперь поступить?

Геннадий Кабанов:

- Идти в нормальную автошколу. За каждой закреплены определенные дни, мы предоставляем на экзамен группу не более 30 человек.

Ирина Жеглова:

- Спасибо, Геннадий Викторович, за ответ. Мы закончили наше обсуждение на том, что на красный свет ездить не учат. У меня встречный вопрос: этике вождения тоже ведь не учат? Я сама недавно получила водительское удостоверение, но ни лекций на эту тему, ни практических занятий не было.

Геннадий Кабанов:

- Учат! В хорошей автошколе есть и психолог, и медик, преподаватели и по устройству автомобиля, и по основам законодательства в сфере дорожного движения. Нельзя, чтобы один педагог, какой-нибудь Иван Иванович, рассказывал обо всем понемногу. Что касается нашего менталитета - согласен. Пять лет тому назад на дорогах России погибло 37 тысяч человек, а за 5 лет войны в Афганистане жертв было почти в три раза меньше. Административные штрафы стали меняться, а вместе с ними и статистика: за 10 месяцев этого года погибло 22 тысячи человек. Все-таки идет тенденция к снижению, и это радует.

«НОВИЧКИ» СТАЛИ ЧАЩЕ ПОПАДАТЬ В ДТП

Ирина Жеглова:

- Сергей Викторович. Уже не раз прозвучали характеристики – плохая и хорошая автошкола. Часто ли вам приходится исправлять ошибки своих коллег?

Сергей Степанов, директор Иркутского центра высшего водительского мастерства.

Сергей Степанов, директор Иркутского центра высшего водительского мастерства.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Сергей Степанов:

- Да практически всегда. Многие клиенты приходит уже с водительским удостоверением, а управлять машиной не умеют. Выбор автошколы надо делать не по принципу – рядом с домом она или нет. Нужно или отзывы почитать на форумах, или проконсультироваться. Рынок сегодня достаточно большой.

Ирина Жеглова:

- А как бороться с недобросовестными педагогами?

Сергей Степанов:

- Думаю, правильно было бы поднять планку принятия квалификационных экзаменов в ГАИ. Если планка станет выше, то автошколы вынуждены будут готовить своих выпускников лучше. Два года назад был круглый стол в «Комсомолке» на тему «Увеличение часов вождения в программах автошкол». Поднимался вопрос: повысится ли качество подготовки водителей? Я с этим не согласился и буквально был один против всех. Перед сегодняшней встречей посмотрел статистику. Так вот, количество водителей со стажем до двух лет, попадающих в ДТП, увеличилось. Результата нет! Почему? Нужно в корне менять качество подготовки инструкторов производственного обучения. В среднем на одного экзаменатора приходится по 20 учеников, а то и больше. За 5 минут оценить навыки и умения человека, который хочет получить водительское удостоверение, он не сможет.

Виктор Григоров:

- Я бы хотел отметить такой нюанс. Автомобили у нас есть переднеприводные, заднеприводные и полноприводные. Управление этими машинами сильно разнится. Люди в автошколах учатся на одних авто, а в жизни начинают ездить на других. Вспомним пример, когда на улице Ленина в Иркутске сбили двух сестер. Девушка ехала на полноприводном автомобиле, но из-за недостатка опыта не смогла вывести машину при заносе (подробности этой истории и видео аварии – на нашем сайте). Вот здесь возникает большой пробел: наши водители, когда меняют машины, переобучение не проходят.

УБЕРИТЕ РАЗДРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ - И ВОДИТЕЛИ СТАНУТ ДОБРЕЕ

Читатель «КП»:

- Добрый день. Не раз замечала, что когда рядом находятся инспекторы ГИБДД, и водители, и пешеходы ведут себя корректно. Может, на центральных улицах, где больше всего пробок, ежедневно ставить сотрудников на дежурство?

Вячеслав Жилкин:

- На сегодняшний день в Иркутске более 500 нерегулируемых пешеходных переходов, 99 светофоров, 9 тысяч дорожных знаков. На каждый такой объект мы не можем поставить сотрудника ГИБДД, так как в штате всего 306 инспекторов. Согласен, что иногда регулировщик просто необходим. Например, на переходе вблизи остановки «Ремесленное училище» творился беспорядок, приходилось не раз высылать батальон. Сейчас поставили светофор – ситуация нормализовалась. Спасибо тем, кто звонит и говорит открыто о проблемах. Мы стараемся их решать.

Виктор Григоров:

- Сейчас мы к каждому приставим по сотруднику ГИБДД, потом по охраннику, по полицейскому… Это не выход! Качество ремонта дорог у нас страдает. Создаются бесконечные неудобства. Ту же улицу Карла Либкнехта вскрывают раз в два года. Ну неужели нельзя за раз все капитально отремонтировать? Еще пример: часто машины, которые откачивают воду из колодца, выливают ее на дорогу. Категорически нельзя этого делать – расшатывается асфальт, появляются ямы, на латание которых каждый сезон уходит не один миллион рублей. Журналисты не раз поднимали тему, что пешеходов обрызгивают грязью. Не должно на магистралях быть никаких луж – вода должна уходить по ливневой канализации. Магистрали нужны нам сухими! Если все эти раздражающие факторы уберем, то даже психологически слабые люди начнут соблюдать правила дорожного движения.

МАРШРУТЧИКОВ ПРОВЕРИТЬ НА ДЕТЕКТОРЕ ЛЖИ

Ирина Жеглова:

- Еще один наболевший вопрос. Что делать с водителями маршруток? Они чувствуют себя королями на дороге, а пассажиры в салоне молятся – лишь бы живыми до места доехать. В последнее время они нередко становятся участниками аварий. Как с этим бороться?

Вячеслав Жилкин:

- Я бы не сказал, что в этом отношении статистика показывает увеличение. Порядка 1400 ДТП у нас произошло за последний год с участием маршрутных такси и автобусов. Хотя цифра немаленькая, согласен.

Виктор Григоров:

- Знаете же поговорку: «У семи нянек дитя без глазу». Поэтому в первую очередь это вопрос контроля владельцев маршрутных сетей. Но проблема в том, что на дорогах появляются бомбилы, которые ездят без лицензии. Нужно ужесточить меры и сократить перечень лиц, которые могут быть допущены к управлению пассажирским транспортом. Надо принимать жесткие правовые регуляторы как на областном, так и на федеральном уровне.

Ирина Жеглова:

- Сергей Викторович, а к вам не приходят на переподготовку маршрутчики, их, по-моему, не только на знание правил надо проверять, но и на детекторе лжи, ведь явно у половины липовые права?

Сергей Степанов:

- У нас есть так называемый областной учебно-методический центр. Мы по программе обеспечения безопасности дорожного движения занимаемся с водителями школьных автобусов. Что касается подготовки водителей маршрутных такси… Я так понимаю, что там текучка большая из-за экономических причин. Перевозчик набирает людей на маленькую зарплату, кому не нравится - увольняют. У нас пока ни с одной службы такси людей не было. Хотя в других городах, например в Уфе, краевые власти ввели в обязанность: автомобилисты, которые будут перевозить пассажиров, должны пройти специальную подготовку.

Геннадий Кабанов:

- Был в свое время приказ Совета министров, который предусматривал ежегодную 20-часовую переподготовку водителей. Ее ведь никто не отменял. Все зависит от транспортной инспекции.

Сергей Степанов:

- Мне вспомнился случай. Мы работаем с силовыми структурами, в том числе Министерством обороны, сотрудниками Военной автомобильной инспекции, ГИБДД… К нам приезжают на обучение люди из Красноярского края, Республики Бурятия. Хотя это в программу не входило, но мы решили протестировать их на знание правил дорожного движения. Результаты неприятно удивили: знание теории крайне слабое. Был случай, когда из 20 вопросов правильные ответы были даны только на 9! Я считаю, при замене прав должен учитываться «послужной список»: сколько раз ты нарушил правила, в каких ДТП участвовал и так далее. Если требуется - пройти переподготовку. Тем более это важно для водителей, которые зарабатывают на жизнь перевозкой пассажиров.

К КОЛЛАПСУ ПРИВОДИТ НЕРАЗУМНОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ

Читатель «КП»:

- У меня вопрос к сотрудникам ГИБДД. Я живу в Свердловском районе, каждый день езжу мимо технического университета. Меня раздражает, что почти две полосы, в сторону пожарного училища, заняты автобусами, из-за этого невозможно проехать, возникает затор. Пешеходы выбегают на дорогу. Какие-нибудь меры принимаются?

Вячеслав Жилкин:

- Я лично стараюсь держать эту остановку на контроле. И мы о ней говорили в самом начале обсуждения: студенты, таксисты паркуются в остановочных карманах, которые предназначены для автобусов. Мы там выставляли и экипажи ГИБДД, и госинспекторов технического надзора, и предписания выдавали перевозчикам… Но постоянно мы дежурить не можем. Должно же хоть какое-то чувство ответственности появиться у наших водителей.

Виктор Григоров:

- Карман для остановки общественного транспорта сделан абсолютно неразумно. Автобусы начинают останавливаться только в самом его начале, не заезжают вглубь. Вот эта неразумность в организации движения как раз и приводит к коллапсу.

ТОРГОВЛЯ ПРАВАМИ СРАВНИ ТОРГОВЛЕ ГЕРОИНОМ

Ирина Жеглова:

- Еще один важный момент, который мы не обсудили. Часто приходится слышать, что половина водителей ездят с купленными правами или вовсе без них. Ведь это же потенциальные убийцы…

Алексей Белоусов:

- За руку, конечно, никто никого не ловил. Но ко мне не раз обращались с вопросами: где у нас можно купить водительское удостоверение? Считаю, что торговля правами сравни торговли героином. Именно поэтому я советую людям отучиться в автошколе. Факты продажи есть, другой вопрос – как разобраться и как найти тех, кто помогает в этом нечистом деле?

Вячеслав Жилкин:

- Случай из моей личной жизни. Подходит ко мне сын и просит: папа, помоги сделать права. В автошколе, говорит, отучусь, а водительское получу просто так. Я, конечно, сказал ему нет. Ходит на лекции и будет сдавать экзамены по всей строгости наравне с остальными. Я не хочу из-за моего служебного положения остаться без сына. Как-то смотрел по ТВ сюжет: в Московской области отец одного из погибших водителей обвинял органы Госавтоинспеции в том, что ее сотрудники сделали сыну парню права, а он погиб. Погиб потому, что не имел навыков вождения и не знал правил. Я хотел бы призвать всех родителей не совершать таких ошибок. Есть у нас нормальные, квалифицированные школы, в которые можно направить свое чадо, и выучить его там как полагается.

Ирина Жеглова:

- А может, людей пугают расценки в школах, или они боятся, что провалятся на экзамене, поэтому подстраховываются? Проще один раз заплатить и не утруждать себя…

Геннадий Кабанов:

- Если вы заплатили деньги, можете учиться хоть год, хоть два. Вы же получаете профессию, а не права. Рабочую профессию! Мы учим, пока не научим. Некоторые студенты на первом курсе записываются на обучение, а на пятом – сдают экзамены. Инфляция, изменение стоимости – это вас абсолютно не касается. У нас при входе в школу висит слоган: «Наше обучение - дешевле вашей жизни и вашего автомобиля!». Я всегда лично присутствую на экзаменах и ни разу не видел, чтобы кто-то стоял в подворотне и торговал правами. Когда ко мне обращаются с такими сомнительными предложениями, я отвечаю: сделаем тебе водительское удостоверение, а вместе с ним еще и венок закажем.

Сергей Степанов:

- У меня знакомый по-другому говорит: вместо прав купите своему сыну гранату Ф1, пусть он кольцо вынет, кольцо вставит. Это же, как русская рулетка, риск здесь не уместен. Нам в школу часто звонят и просят научить экстремальному вождению. Мы отвечаем: ребята, нет проблем, в час пик езжайте в центр города.

Виктор Григоров:

- Когда тема касается жизни и здоровья, то вопрос дорого - недорого вообще не должен подниматься…

Альбина Тарасенко, представительница клуба "Байкалавтоледи".

Альбина Тарасенко, представительница клуба "Байкалавтоледи".

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Альбина Тарасенко:

- Правильно! Я вспомнила своего учителя по вождению – Михаила Павловича Колобова. У нас не было психолога и врача, он один заменял всех. Всегда говорил, что дорожные знаки написаны кровью, и на каждой лекции рассказывал реальные истории ДТП в Иркутске. Я до сих пор езжу и помню эти примеры.

ХАМ ВСЕГДА НАЙДЕТ СВОЙ СТОЛБ

Ирина Жеглова:

- Спасибо, что поделились наблюдениями. Давайте коротко подведем итоги нашего круглого стола: как нам повысить культуру вождения?

Сергей Степанов:

- Процесс долгий. Главное – будьте взаимовежливы. Жители Москвы, где пробки почище наших, стали понимать: если не пропустишь, то и сам никуда не успеешь. Думаю, если мы сможем перенять этот опыт, климат на дороге улучшится.

Геннадий Кабанов:

- Надо в машине сделать звук радиоприемника потише и выключить телефон во время движения. За рулем - как на войне, будь внимателен вдвойне!

Виктор Григоров:

- Надо обратить внимание на три простых правила. Первое: соблюдайте правила дорожного движения. Второе: не самоутверждайтесь на дороге. Третье: не делайте назло. Обогнали вас, подрезали - примите как данность. Может, человек спешит в больницу, в аэропорт... А если это хам, то он всегда найдет свой столб – не переживайте.

Вячеслав Жилкин:

- Я со своей стороны, конечно, за первый пункт. Будучи водителем, поставьте себя на место пешехода и не будьте эмоциональны за рулем.

Алексей Белоусов:

- Давайте следить, прежде всего, за собой. Давайте выйдем из своих железных коробок и посмотрим вокруг. У нас все получится, если захотим.

Альбина Тарасенко:

- Мне сегодня очень повезло. Я была в такой хорошей компании интересных мужчин. И, выехав на дорогу, я хотела бы таких же видеть за рулем – вежливых, симпатичных, спокойных и уверенных в себе.

Ирина Жеглова:

- Спасибо, уважаемые гости, за познавательную беседу.