2018-04-02T14:02:38+03:00

Виктор Корман: «Даже в небе есть звезда под названием «УралАЗ»!»

Автозавод «Урал» накануне встречи 70-летнего юбилея
Поделиться:
Комментарии: comments1
Виктор Корман: «Даже в небе есть звезда под названием «УралАЗ»!»Виктор Корман: «Даже в небе есть звезда под названием «УралАЗ»!»
Изменить размер текста:

70 лет назад, 30 ноября 1941 года, Государственный комитет обороны принял решение об эвакуации Московского автомобильного завода имени Сталина (ЗИС) в город Миасс и организации в этом южноуральском городе производства. Первые двигатели и коробки передач были собраны уже через год. С марта 1943 года Миасский автомоторный ускоренными темпами перестраивается в автомобильный. 8 июля 1944 года с ленты главного конвейера сошел первый уральский грузовик «ЗиС-5В», названный на фронте «Захаром». А 30 сентября 1944 года с конвейера сошел уже тысячный автомобиль. Всего за год со дня выпуска первых машин завод отправил на фронт и в тыл 6800 автомобилей. Уральские грузовики и смонтированные на них знаменитые «катюши» воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны. Благодаря простоте управления и мощному по тем временам двигателю миасский автомобиль стал одним из лучших грузовиков той войны, а коллектив предприятия три раза награждался знаменами Государственного Комитета Обороны.

В 2001 году в результате реструктуризации производственного комплекса «УралАЗ» был преобразован в ОАО «Автомобильный завод «Урал». Предприятие входит в состав «Группы ГАЗ» и является основным активом в структуре дивизиона «Грузовые автомобили». С октября 2003 года генеральным директором «АЗ «Урал» является Виктор Корман. Сегодня, в преддверии юбилея, он согласился ответить на наши вопросы.

— Виктор Христофорович, скажите, с чем подошел автозавод к своему 70-летнему юбилею?

— Сегодня можно с полным правом говорить, что название автомобиля «Урал» знают во всем мире. За свою 70-летнию историю он уже перерос границы регионального бренда и ассоциируется уже не только с Челябинской областью, а со всей страной — с ее военной и экономической мощью. Автомобиль «Урал» сегодня — синоним надежности российской техники, проверенной в самых экстремальных условиях: от непроходимых снегов российского Севера до жарких пустынь Африки. Автомобиль «Уралы» состоит сегодня на вооружении армий более 40 стран. Спрос на нашу технику растет. Наши модели не имеют аналогов. Каждый третий автомобиль, поставляемый в настоящее время в России для Вооруженных сил, МВД, МЧС изготовлен на нашем заводе. Автомобильный завод «Урал» занимает 1-е место в России по производству полноприводных автомобилей, он лидер машиностроительной отрасли нашего региона, находится на второй строчке рейтинга самых крепких машиностроительных предприятий УрФО.

— Многие машины, выпущенные на Миасском автозаводе, можно назвать легендарными, и как обстоят дела с модельным рядом сегодня?

— Конечно. В первую очередь — это легендарный ЗиС5В, первенец автозавода, названный на фронте «Захаром». Затем «Урал-355М» — легендарная эмка, вошедшая в историю освоения целинных и залежных земель страны. И наш первый трехосный полноприводный вездеход — «Урал-375», без которого просто невозможно представить Советскую Армию, символ выносливости и надежности, как легендарный автомат Калашникова. Незаменимый для сельского хозяйства самосвал «Урал-5557» с двухсторонней боковой разгрузкой. Бронированный четырехосный вездеход «Урал-5323», спасший немало солдатских жизней. Сегодня мы — лидеры в России по производству полноприводных коммерческих грузовиков полной массой от 13 до 33 тонн. Это полная линейка грузовиков разных классов с разными колесными формулами — и 4 х 4, и трехосные 6 х 6 в самых разных модификациях, и четырехосные машины 8 х 8. В мае 2010 года автомобилестроители приступили к конвейерной сборке принципиально нового большегрузного полноприводного автомобиля «Урал-6370» в различном исполнении: седельный тягач, трубоплетевоз, самосвал. Выпуск этого автомобиля — событие, открывающее новый этап в развитии модельного ряда предприятия. «Урал-6370» летом 2011 года с успехом демонстрировался на московской выставке «Строительная техника и технологии». На выставке в Сургуте добытчики нефти и газа имели возможность оценить еще одну нашу разработку — вахтовый автобус с пневмоподвеской. В октябре 2011 года на выставке «Золотая осень» мы показали другую новинку — автомобиль сельскохозяйственного назначения повышенной проходимости на шасси «Урал-432065» с колесной формулой 4 х 4. В ближайшее время новый «сельхозник» будет поставлен в серийное производство. В сентябре 2011 года на Международной выставке военной техники в Нижнем Тагиле мы провели демонстрационный показ новых перспективных разработок предприятия — полноприводных многофункциональных защищенных трехосных автомобилей нового семейства под названием «Урал-Тайфун». Среди наших планов на 2012 год — модернизация платформы грузовика, дальнейшее совершенствование качества продукции и установка на «Уралы» силовых агрегатов экологического класса «Евро-4». Так что наши самые лучшие, самые комфортабельные и мощные автомобили — впереди.

— В тройке одних из самых успешных решений автозавода «Урал» в области управления производством чаще всего называют внедрение системы «бережливого производства». Применима ли эта система для любого предприятия или она подходит лишь для промышленных гигантов?

— «Бережливое производство» с успехом можно использовать везде. В управлении городом, банком, страховой компанией, в небольшой авторемонтной мастерской… «Бережливое производство» позволяет взглянуть на вещи с позиции здравого смысла, по-хозяйски осмотреться вокруг, избавиться от всего лишнего, что мешает работе. Порядок и организация — основа всех улучшений. Миру она известна как «Toyota Production System». Одним из первых в России эту систему стали внедрять у себя предприятия «Группы ГАЗ». Им удалось с успехом адаптировать японские управленческие технологии под российский менталитет. Когда автозавод «Урал» вошел в состав холдинга «Группа ГАЗ», мы также начали внедрять производственную систему «Бережливого производства» у себя. Сегодня оно приносит весьма солидные результаты. Заметно повысилась культура производства и загрузка операторов, снижаются затраты и незавершенное производство, совершенствуются технологические процессы и производственная логистика, идет рост качества выпускаемого продукта, все большее количество автозаводцев вовлекается в процесс непрерывных улучшений. В начале 2011 года на главном конвейере собирали по 36 автомобилей, а в августе этого же года — уже 62. Это исторический максимум, такого количества «Уралов» за одну смену автозавод ранее никогда не собирал. И при этом у нас не было авралов. Когда-то наши специалисты учились всем премудростям «бережливого производства» у консультантов швейцарского Кайзен-Института, теперь за опытом из многих городов России приезжают к нам, в Миасс. Кстати, на днях на автозаводе побывала делегация из Абакана, столицы Республики Хакасия. Мы секретов не держим, всем желающим помогаем осваивать «бережливое производство», которое действительно способно творить чудеса.

— Что, по вашему мнению, самое ценное на заводе «Урал»?

— Самый ценный актив автозавода — наши люди. «Урал» во все времена славился крепким трудовым коллективом и командой сильных управленцев. Слово «надо» для автомобилестроителей Миасса всегда считалось законом. Я неоднократно убеждался в том, что для коллектива миасских автомобилестроителей просто не бывает невыполнимых задач. И завод про своих работников никогда не забывает, даже в самые трудные для предприятия времена. Кризисы приходят и уходят, а «Уралы» каждый день отправляются в дорогу. Несмотря ни на что, как бы трудно ни было, автозавод должен заботиться о своих работниках. Среди наших постоянных программ — компенсация затрат на питание в столовых предприятия, помощь призванным на военную службу и затем вернувшимся на завод, подъемные молодым специалистам, выплаты молодоженам и при рождении ребенка... И этот список можно продолжать и продолжать. Мы все живем в Миассе. Автомобильный завод «Урал» как градообразующее предприятие высокой социальной ответственности ведет активную благотворительную деятельность. Поддерживая инициированный губернатором Челябинской области Михаилом Юревичем проект «Добрые дела», мы оказываем поддержку городским учреждениям образования, здравоохранения, общественным организациям, помогаем храму Богоявления. За прошлый и тот год предприятие выделило на все эти цели свыше 6 миллионов рублей.

— Виктор Христофорович, на здании заводоуправления ОАО «АЗ «Урал» издали видны очертания двух солидных орденов бывшего СССР…

— Эпоха ушла, но осталась память о том времени и трудовом вкладе нескольких поколений автомобилестроителей в развитие завода. И мы гордимся своими наградами, в них нашли отражение успехи предприятия по освоению новых технологий и выпуску столь нужных стране автомобилей. Первый орден Трудового Красного Знамени автозаводу вручили в августе 1966 года, второй — Октябрьской Революции — в декабре 1985-го. И пусть вехи славного пути предприятия всегда будут на виду у всего города. Молодые автомобилестроители должны знать историю предприятия, на котором они работают. В различные годы орденами и медалями СССР были награждены более 900 автозаводцев, их имена значатся в энциклопедии автозавода «Урал», которая вышла в свет в 2009 году.

— Кроме этих наград у завода есть и еще одна звезда, которая светит в небе!

— Есть такая звезда. В июле 1999 года в созвездии Рака астрономы открыли новую звезду и назвали ее в честь 55-летия со дня выпуска первого уральского грузовика «УралАЗ». У нас хранится специальный сертификат с картой неба, где отмечена звезда с именем автозавода, ее координаты, по которым можно рассчитать ее годичное перемещение по небосклону. Вот так: мы работаем, а в небе над нами горит наша звезда.

— Большое спасибо, Виктор Христофорович, за предпраздничное интервью. Желаем вам и всему коллективу автозавода «Урал» больших успехов во всех начинаниях. Пусть свет той далекой звезды предприятию-юбиляру всегда освещает дорогу. Но свои новые, самые главные звезды автозаводцы обязательно найдут в работе, выпуская мощные «Уралы». Без вездеходов из Миасса Россия будет неполной!

— А в свою очередь хочу всех автозаводцев — и ветеранов, и сегодняшних работников — поздравить с праздником и поблагодарить за отличный труд! Здоровья вам, счастья и благополучия!

НАША СПРАВКА

Виктор Корман на автозаводе работает с 1970 года, сразу после окончания Челябинского политехнического института. Прошел путь от инженера-конструктора КБ управления главного конструктора до генерального директора. Председатель Челябинского регионального отделения общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России», председатель отраслевой комиссии по машиностроению ПРОМАСС. Доктор экономических наук. Награжден орденом Почета. Лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники. Депутат Законодательного собрания Челябинской области, секретарь политсовета Миасского отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия».

на правах рекламы.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы: