Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество12 декабря 2011 22:00

Журналистка «КП» попыталась стать суррогатной мамой

Корреспондент «КП» выясняла, сколько нынче стоит, да в принципе и стоит ли, рожать ребенка на заказ [видео, обсуждение]

Филипп Киркоров - папа. А мама не важна?

Мир шоу-бизнеса взвился встревоженным ульем: Киркоров стал отцом! Прямо как в Библии: «Исаак родил Иакова», без всяких там подробностей, - так и Филипп родил Аллу-Викторию. Дитя в Америке. И точка.

Грудой посыпались на счастливого отца коляски, игрушки, поздравления. Но за улыбками змеей затаилось любопытство: а мамка, МАМКА-то кто?

Филипп от вопросов отмахивается - и в самом деле, какая разница? Мать, как сказано, суррогатная: то есть она лишь выносила малышку. И, получив пухлый конверт с гонораром, должна исчезнуть из жизни Киркоровых навсегда. Как правило, это самое главное условие подобного договора.

В России около тысячи женщин ежегодно тоже рожают детей для чужих родителей. И еще большее число продает свои яйцеклетки. Да-да. Не только «мужской материал» нарасхват в клиниках лечения бесплодия!

Что это за бизнес такой? Корреспондент «КП» решила выяснить волнующие детали. И даже (по возможности!) попытаться на этом деле заработать. А чем я хуже мужиков, сдающих свое семя во имя улучшения демографии?

Продать яйцеклетку? Легко!

Попробую продать яйцеклетку. Быстро заполняю на сайте известной клиники анкету. Врачей интересуют яйцеклетки женщин от 20 до 34 лет, без лишнего веса, у которых уже есть ребенок. Я вписываюсь идеально.

Через пару дней звонок - приглашают на собеседование.

Двухэтажный особнячок в стороне от метро. Очередь! Сидят по скамейкам хмурые пары, с отсветом надежды на лицах.

Меня же медсестры быстро провожают на второй этаж. Страшновато.

- Ну что ты так напряжена, Александра, - улыбается юркая Гуля, менеджер. - Ничего ж страшного. Будем колоть гормональные препараты. Заберем яйцеклетки под наркозом, ничего не почувствуешь.

- А дети у меня потом... будут? - выдавливаю вопрос.

- Ну конечно. - Улыбка Гули все шире. - Яйцеклеток у женщины полно, сотни тысяч! У нас некоторые девочки умудряются залететь сразу после процедуры. Так что во время донорства с мужем ни-ни... Чтобы не пришлось потом на аборт бежать.

Заплатить обещали 30 тысяч рублей. И отправили по врачам.

«Условно» годна

Конечно, донорство яйцеклеток куда проще суррогатного материнства. Но! Суррогатная мама с точки зрения генетики не имеет отношения к ребенку. Это прописано и в новом законе «Об охране здоровья граждан», что заработает с 1 января.

А если я продам яйцеклетку - значит, автоматом соглашусь с тем, что где-то родится МОЙ ребенок. С моими хромосомами. Возможно, с моими глазами, волосами. И как вам такой поворот: вдруг стану генетической мамой ребенка... того же Киркорова? Если вторую детку захочет завести. Такое порой случается. Вон один папаша-бизнесмен уже троих себе «нарожал», сам, без жены. Суррогатно.

Готова ли я к такому?!

Да и так ли уж все это безвредно? Узнав, что я задумала, знакомые медики честно предупредили: возможны осложнения по женской части. И с точки зрения онкологии такие эксперименты - игра с огнем...

Об этом я размышляю, ерзая в кресле у гинеколога. После беспардонного осмотра заключение: «условно годна». «Условно» - потому что во время допросов моя шея и грудь пошли красными пятнами. Психанула я! Молодая равнодушная блондинка - врачиха не особо-то во время процедуры церемонилась. Ковырялась, как в куске мяса...

В донорах даже модели

- Еще надо сдать кровь на инфекции, посетить терапевта, генетика, психиатра, - перечисляет Гуля, параллельно ксерокопируя мой паспорт. - Но для начала подписать с нами договор. Если инфекцию, например, найдем - договор автоматически расторгаем.

Гуля вбивает данные в компьютер. На экране - не меньше полутора сотен женских имен. И все это доноры!

- У нас даже есть бизнес-леди,- вворачивает пример Гуля. - Красотка, модель. Говорит: хочу помогать бездетным парам! Уже несколько раз становилась донором. Такая молодчинка!

- Неужели денег не берет? - удивляюсь я.

- Берет, конечно... Ну то есть мы ей платим. Согласись, это нормально!

Кого же Гуля мне напоминает? Улыбка, уговоры, легкие смысловые манипуляции. Вспомнила: так ведут себя товарищи, продающие БАДы!

Пулей вылетаю из кабинета. Не хочу, не готова! И нос к носу сталкиваюсь со следующей претенденткой на донорство... Судя по серому от решительности лицу, она согласится.

Попытка № 2. Меня раскусили

За услуги суррогатной матери предлагают в среднем по 15 тысяч рублей за каждый месяц беременности. И 700 тысяч после рождения ребенка. Считай, первый взнос за ипотеку... Да, трудностей много: и растущий живот, который надо как-то объяснить своим детям, и множество вредных для здоровья медицинских манипуляций. Обязательное кесарево. (Подробный рассказ сурмамы)

Ребенок - товар, нанятая женщина - живой инкубатор. А хорошо зарабатывает на этом кто-то третий.

Ребенок - товар, нанятая женщина - живой инкубатор. А хорошо зарабатывает на этом кто-то третий.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

В Интернете объявлений «Ищем сурмаму» море! Вот нужна москвичка. Описываю себя, предлагаю встретиться.

В ответ: «Александра, а вы правда хотите стать сурмамой или репортаж пишете?»

Вот те раз. Раскусили! Как же так?

- По моей личной статистике, 75% откликающихся на объявления рожать не собираются, - объясняет «бдительный заказчик» Алексей. - Это юридические фирмы, занимающиеся сопровождением суррогатного материнства, жулики разных мастей, психи - ну и журналисты. Не сразу, но учишься их отсеивать. Была, к примеру, одна активная гражданка, мы с ней уже к врачу собирались идти. Решил ее «прогуглить» - удивительный человек оказался. И частными кредитами занимается, уже 2 миллиона где-то задолжала. И финансовую аферу желающим предлагает под залог своей квартиры. И почку продает. Свою ли?..

Я почему-то думала, что в этом бизнесе беззащитна именно сурмама. Бедная, отчаявшаяся - из-за денег в омут с головой кидается.

Куда там! На сайтах плодятся и множатся черные списки женщин, обманувших биородителей (так называют пару, нанимающую сурмаму). Например, подписавших договор, забеременевших и сделавших аборт. Зачем? Да просто в Москву мечтали перебраться. А родители и квартиру снимут, и оплатят все, вплоть до билета на поезд.

Так кто же жертвы?

Нажиться на бездетной паре пытаются не только частные лица.

- Фирмы просят от 500 тысяч до 1 миллиона рублей для себя и столько же за услуги сурмаме, - продолжает рассказ Алексей. - Мягко говоря, дороговато. В договоре обещают нереальные услуги. Например, «периодический контроль за соблюдением режима дня сурматери». Ага, а если она на 5-м месяце беременности уйдет в запой, что фирма-то сделает? К батарее наручниками прикует? Плюс никак не прописываются варианты возврата денег. Типа так не бывает - фирма солидная.

Я пытаюсь объяснить: не все женщины такие! Нельзя всех в одну кучу!

Но Алексей продолжает как гвозди вбивать примеры из жизни биородителей:

- Фирма берет деньги, предоставляет кандидатуру сурмамы. Счастливые биородители ведут ее под ручки в клинику. Оказывается, у дамочки гонорея. По договору фирма предлагает другую женщину. Выясняется, у нее гепатит! Кстати, эта схема развода взята из риэлторства - один в один подбор квартиры для съема. Так что все-таки предпочтительнее искать сурмаму самим, по блогам и форумам... Хотя психологически это тяжело.

И стоят в форумах бездетные пары и потенциальные сурмамы, как русские с татарами на реке Угре. Родители боятся вложить деньги (и огромные!) в никуда. Боятся товарно-денежных отношений с человеком, который будет вынашивать самое дорогое для них - дитя.

Сурмамы хотят денег, но страшно боятся тотального контроля. «Эти родители сумасшедшие! Они, извините, даже в туалет не дают одной сходить».

Общество осуждает и тех, и других. В итоге образовывается вокруг полукриминальная пена. И бешеные деньги, которые зарабатывают и на «сур», и на «био» околомедицинские структуры. Государство курит в сторонке: разбирайтесь сами.

А ведь речь-то идет не о квартире, не о машине. О рождении трижды желанного ребенка.

Давайте отложим споры о морали суррогатного материнства. (Кого волнует - см. «Особые мнения»). После того как его в новом законе «Об охране здоровья» официально разрешило государство, все это досужие рассуждения. Кому надо, ребенка закажет. Кто захочет - родит.

Мне кажется, цимис в другом. Могу ошибаться: но разве в тех же клиниках выгодно с первого раза решать проблему бесплодия у пары? Или честно сказать: усыновляйте, шансов нет?

Вот Алексей с женой уже 9 лет пытаются завести ребенка. В кабинетах врачей оставлено целое состояние. Позади операции, десятки (!) процедур ЭКО. И только пройдя все круги ада, пара решилась на суррогатное материнство.

В России бесплодны 17% семей. И чем дальше идет наука - тем больше появляется вариантов заработать на сильнейшем человеческом инстинкте. На желании стать родителем.

КОММЕНТАРИЙ МИНЗДРАВА

Закон содержит предпосылку...

- Применение репродуктивных технологий - пример реализации конституционных гарантий по государственной поддержке материнства, отцовства и детства, - объясняют в Минздравсоцразвития. - В морально-этическом аспекте дает страдающим бесплодием надежду на полноценную семью. Согласно закону «О защите здоровья граждан» суррогатное материнство разрешено для пары либо для одинокой женщины, если вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям. Женщина, состоящая в браке, может стать суррогатной матерью только с согласия супруга. И не может одновременно быть донором яйцеклетки.

Нормы федерального закона содержат предпосылку для урегулирования отношений между потенциальными родителями и суррогатной матерью путем заключения договора.

ОСОБЫЕ МНЕНИЯ

Бесплодие специально придумали?

- Диагноз «бесплодие» - ложь, - говорит семейный психотерапевт Галина Масленникова. - Я считаю, женщина не может рожать самостоятельно, только если у нее нет матки, яичников и труб. После психологических занятий, семинаров до 80% якобы бесплодных пар рожают детей естественным путем.

- Риск смерти женщины, забеременевшей после гормональной стимуляции, в разы выше, чем при обычной беременности, - добавляет врач-гинеколог Александр Новицкий. - Среди детей, рожденных с применением искусственных технологий (это и ЭКО у мамы, и суррогатное материнство. - Прим. авт.), риск пороков развития увеличивается до 75%. Для сравнения, при обычной беременности такой риск равен 4 - 5%.

- Суррогатное материнство запрещено в Германии, Франции, Испании и многих других государствах, - говорит директор Института демографических исследований, кандидат социологических наук Игорь Белобородов. - Россия рискует превратиться в страну, где будут активно заказывать детей. Мы встаем в один ряд с такими странами, как Индия и Китай, где есть целые фермы, где опекают и держат под контролем суррогатных матерей для заказчиков.

И надо иметь в виду: суррогатное материнство не улучшит демографическую ситуацию в стране. Чтобы оно серьезно повлияло на численность населения, должна пройти жизнь, как минимум целого поколения...

ОБСУЖДЕНИЕ НА РАДИО И ТВ «КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»

Господь сказал: «Плодитесь и размножайтесь!» И он не уточнил, каким именно образом

Нина Соколова, старший научный сотрудник Всероссийского института научной и технической информации: «Суррогатное материнство включено в закон об охране здоровья, но здоровье здесь не имеет место быть охраной, потому что бесплодие у женщины не лечится. Это вспомогательные методы, при которых получается, что очень много участников...» >>Читать дальше.