Происшествия

При буксировке на «Кольской» должны были оставить минимальный экипаж

Бурильщик с 20-летним стажем, не раз совершавший переходы на буровых платформах, считает, что операцию вели очень рискованно.

Спасенные с перевернувшейся буровой платформы «Кольская» чувствуют себя удовлетворительно. Вертолетами их доставили в районную больницу в Ноглики на север Сахалина. У людей различной степени переохлаждения, но их жизням на данный момент ничего не угрожает (читать далее).

ХРОНИКУ ПРОИСШЕСТВИЯ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ >>>

На данный момет известно о 16 погибших в результате крушения. Об этом сообщает Росморречфлот. По информации, полученной радиостанцией "Комсомольская правда" у официального представителя Дальневосточного Следственного управления на транспорте Натальи Салкиной, пока обнаружено 14 погибших.

-В ближайшее время планируется проведение допроса трех спасенных членов экипажа «Кольской», находящихся в центральной районной больницы поселка Ноглики. По предварительным данным, на буровой установке было 67 человек. Больше половины из них – это жители Мурманской области. Спасено 14 человек. На настоящий момент из воды извлечены тела 7 погибших. Кроме того, в районе поисковой операции обнаружены еще 7 тел без признаков жизни. Расследование уголовного дела продолжается, - рассказала Салкина.

ПОМОЩЬ ПРИШЛА НЕ СРАЗУ

До момента полного ухода под воду платформа держалась на воде несколько часов. Однако для того, чтобы до места ЧП долетела авиация, понадобилось аж восемь часов!

По словам главного флотского специалиста Бориса Лихвана ОАО «АМНГР», им ответ был такой: «Восемь часов подготовки и два часа подлетного времени».

Погодные условия были очень сложные — волны до шести метров, зыбь до пяти. Условия видимости — 0,3 мили.

Эвакуация с платформы была организована в нужном порядке. Все люди были переодеты в термокомбинезоны, при них находились документы. На воду были спущены четыре плота на 25 человек. То, что не все люди смогли ими воспользоваться, виновата, по мнению руководителя ОАО «АМНГР», погода.

- С погодой произошел форс-мажор! -Заявил главный инженер Леонид Бордзиловский. - У нас прогноз был только на пять дней, что вы хотите.

На ответ журналистов, что в 21-м веке существуют и спутниковые системы, чтобы рассчитать погоду, Леонид Леонидович ничего не ответил. Якобы все решения принимал капитан, в штабе в Мурманске лишь давали рекомендации (читать далее).

Информационное агентство РИА "Новости" опубликовало реконструкцию крушения буровой платформы "Кольская" в Охотском море:

НЕПРЕДСКАЗУЕМ ЛЮБОЙ ПЕРЕХОД

Инструктаж по безопасности проводится в каждый заезд на буровую

- При буксировке на платформе должен оставаться минимальный экипаж: машинная команда, матросы, капитан, ну и повар, конечно! Непонятно, зачем все 67 человек оставались на борту «Кольской». Это явное нарушение! – негодует бурильщик Алексей, отработавший более 20 лет в «Арктикморнефтегазразведке» (АМНГР). – На что надеялись, непонятно. Любой переход непредсказуем! Тем более в шторм, а у буровой парусность высокая – ноги, вышка…

- А как нужно было поступать в такой ситуации?

- Трехногие платформы, как «Кольская», сами по себе очень устойчивы. Если позволяла глубина, надо было просто опустить ноги и встать на грунт. Я как-то на платформе «Мурманская» при переходе в шторм попал, мы просто отстоялись на опорах.

- Что у вас на АМНГР сейчас говорят о ЧП? Причины какие? Кто виноват?

- Да ничего не говорят. И с прессой всем общаться запретили под угрозой увольнения.

- Вообще работа у вас опасная?

- Да как любая на море. Особенно при переходе.

- А за безопасностью строго следят?

- Обычно да. Весь персонал проходит ежегодную аттестацию, в том числе по вопросам безопасности. Плюс в каждый заезд на буровую проводится инструктаж: где плоты, где шлюпки, кто что должен делать по аварийному расписанию. Гидрокостюмы хранятся у каждого в каюте.

- То есть, нет обязательного требования - надевать гидрокостюм при переходе?

- Нет, конечно.

- После этой трагедии на «Кольской» вы сами еще в море пойдете?

- Конечно. Другую работу по специальности сейчас найти тяжело. А расценки на буровых в последнее время подняли.

- И сколько платят?

- Выше средней зарплаты по Мурманску, - уклонился от ответа наш собеседник.

По словам другого нашего источника в АМНГР, зарплата на «Кольской» в среднем составляла 94 тысячи рублей за 28-дневную смену. Потом 28 дней отдыха, при той же зарплате. На буровой «Мурманская», что сейчас работает во Вьетнаме, зарплата повыше – 110 тысяч. На буровом судне «Валентин Шашин» - выше всего, в районе 300 тысяч. А вот на острове Колгуев в Баренцевом море, где также работает АМНГР, меньше всего – около 60 тысяч, там риска меньше. Конечно, все эти зарплаты выше средней по Мурманской области, она чуть выше 31 тысячи рублей.

В Охотском море повторилось ЧП 20-летней давности

Кстати, в похожую ситуацию «Кольская» попадала в конце 80-х годов. Вот что пишет блогер Призрак, работавший на СПБУ в то время:

«Не капитан в конечном итоге планирует буксировочную операцию, а руководство компании, служба мореплавания. Хотя часть ответственности за принятие такого решения на нем… Сейчас проигрывают варианты, как все списать на капитана. СПБУ «Кольская» - не самоходная буровая установка, там капитан не способен предпринять какие-либо маневры, уйти в укрытие и т.д. Впрочем, как и не способны были видимо принять решение об отказе буксировки и капитаны буксиров. Тут чистой воды некомпетентность руководства. С 89-го на 90-й год, когда была идиотская идея оттащить СПБУ «Кольскую» в норвежский Ставангер, ее выгнали в рейс, зная крайне плохой метеопрогноз… Тогда лопнул буксировочный трос, и буровую по воле волн и ветра начало нести на остров Кильдин, а подойти и завести новый буксирный конец не представлялось возможным, военный спасатель «Карабах» отказал в помощи в такую погоду… Правда, все обошлось, буровую тогда пронесло мимо острова, а на следующий день, когда ветер подстих, взяли опять на буксир...».

Похоже, в этот раз история повторилась. Только исход оказался куда печальнее…

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

23- летний Дмитрий Кузнецов из Уфы работал помощником бурильщика на платформе «Кольская» в момент, когда там случилась авария. Его родители узнали о случившемся от сотрудников МЧС.

- Нам позвонил мужчина, представился полковником МЧС и напугал вопросом – вы знаете, что случилось с вашим сыном? - рассказывает взволнованная мама Дмитрия. – Потом, правда успокоили, рассказали подробно, что случилось и сообщили, что Дима жив и здоров, он вроде как спасся на льдине.

Дмитрий работает на буровой уже 1,5 года, но почти все время его вахта была во Вьетнаме. Там было все спокойно – месяц работает, месяц дома отдыхает, никаких происшествий не случалось. А тут после отпуска в сентябре направили в Охотское море. И он поехал туда во второй раз.

Маршрут буровой платформы "Кольская". Трагедия произошла в 200 км от побережья Сахалина.

Маршрут буровой платформы "Кольская". Трагедия произошла в 200 км от побережья Сахалина.

- Дима уже должен был быть дома, но неделю назад позвонил и сказал, что придется задержаться до 25, их будут куда-то перетаскивать, - рассказывает Ирина Кузнецова. - Позвонил, чтоб не волновались, мол, связи в это время не будет, с тех пор мы его и не слышали.

- На связь он пока не выходил, ждем вот все время, сами на «горячую линию» звоним, но пока с ними не соединяют, там же поиски продолжаются, не до этого, видимо, - грустно вздыхает папа Димы Олег. – Услышать бы его скорее уже, сердце успокоить…

Работать Дима отправился с удовольствием – сразу, как закончил нефтяной по специальности «Технология бурения». Защитился на «отлично», высокооплачиваемую работу предложили через университет, как одному из лучших учеников.

ВЕРСИЯ

Буровую платформу «Кольская» повредили еще при транспортировке

- При выгрузке с «Трансшельфа» в одном из танков буровой обнаружилась трещина, он начал набирать воду. Трещину, естественно, заделали, - говорит наш источник в ОАО «АМНГР». – Не берусь судить, но, может, она вновь раскрылась из-за шторма. Причину определит следствие (далее).

Напомним, буровая платформа «Кольская» проводила испытания нефтяной скважины «Первоочередная» в Охотском море в районе Камчатки с августа этого года. А четыре месяца назад ее начали перегонять два буксира Магадан» и «Нефтегаз-55» на Сахалин.

В воскреснье, 18 декабря, на море начался сильный шторм, волны доходили до 12-13 метров в высоту. Капитан подал сигнал SOS в 9:24 по местному времени: платформа может перевернуться и нужно срочно эвакуировать людей. Но уже через 15 минут вода хлынула внутрь, выбила иллюминаторы в столовой, смыла спасательные шлюпки, залила танки...

Не дотянув до Сахалина 200 километров, платформа опрокинулась, и люди оказались в воде, температура которой сейчас +1 градус.

- Экипаж двух буксирующих судов сразу бросился на помощь, - рассказали в Дальневосточном региональном центре МЧС. – Через несколько минут спасли девять человек. К месту происшествия вылетели два вертолета Ми-8, пятерых подняли через несколько часов.

Всего на борту находились 67 человек, большинство - из Мурманска и Сахалинской области, но есть и двое москвичей и, предположительно, один иностранец. 14 членам экипажа удалось спастись. Судьба 53-х человек остается пока неизвестной. Поиски осложнялись сильным штормом, и поздним вечером их прекратили до утра.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Семьям экипажа и персонала "Кольской" выплатят по три миллиона

- Нами будет оказана материальная помощь как семьям погибшим, так и семьям спасенных, - заявил глава ОАО «Арктикморнефтегазразведка» Юрий Мелехов. - Ориентировочная сумма составит три миллиона рублей на семью, возможно, она будет увеличена. Кроме того, все люди были застрахованы. Соответствующие суммы страховок сейчас подлежат уточнению. Ведется работа, чтобы страховые выплаты в кратчайшие сроки были перечислены. Наши партнеры тоже готовы сделать перечисления на личные счета пострадавших. Приносим всем свои соболезнования, но еще раз прошу не терять надежды, потому что еще спасательная операция ведется (далее).