Происшествия

Для того, чтобы подойти к месту ЧП в Охотском море, вертолетам понадобилось восемь часов

Спасательные операции продолжаются

Вчера утром в ОАО «Арктикморнефтегазразведка» состоялась пресс-конференция по поводу ЧП в Охотском море с нашей буровой платформой «Кольская» (начало истории в «КП» за 19 декабря и на сайте kp.ru). В ней участвовали генеральный директор Юрий Станиславович Мелехов, зам. гендиректора по экономической безопасности Сергей Николаевич Фоминых, главный инженер Леонид Леонидович Бордзиловский и главный флотский специалист Борис Степанович Лихван.

Страховщик выписал разрешение на буксировку

- СПБУ «Кольская» завершила в этом году капитальный ремонт. Он осуществлялся под надзором двух классификационных обществ - норвежского DNV и российского морского регистра судоходства, которые предъявляют самые высокие требования к безопасности мореплавания буровых установок, - говорит Юрий Мелехов. - Ремонт завершился в феврале, поэтому были получены все соответствующие свидетельствования. Все переходы установки как на Дальний Восток в Магадан, так и на точку бурения и обратно осуществлялись с соответствующими действующими нормативными документами. Был разработан и проект буксировки, одобренный регистром, и соответствующие инструкции, регламенты. Также были проведены все необходимые учения и тренировки.

- Представитель страховой компании «СОГАЗ» также дал разрешение на буксировку буровой. На момент выхода «Кольской» на ее борту находился сюрвейер (эксперт по страхованию грузов. - Ред.) международно признанной компании Nobel Denton. Она сотрудничает с «СОГАЗОМ». Специалистам в области страхования она хорошо известна, - продолжил Мелехов. - Именно сюрвейером был подписан акт, разрешающий буксировку установки с точки на Сахалин. Как вы понимаете, страховщики просто так такие акты не подписывают. То есть платформа была полностью подготовлена к проведению этой морской операции.

По словам Мелехова, «Кольскую» буксировали два специально предназначенных для этого судна — ледокол «Магадан» и ТБС «Нефтегаз-55». Руководство буксировкой осуществлял Михаил Николаевич Терсин. Это капитан с 30-летним стажем, со всеми соответствующими дипломами, документами, огромным опытом по ведению подобных морских операций. Соответственно, все его команды выполнялись на месте неукоснительно.

- От ОАО «АМНГР» экипаж получал рекомендации, как взаимодействовать с буксирующими судами, с какой скоростью идти и прогноз погоды на ближайшие пять дней, - рассказал генеральный директор «АМНГР». - Принимались решения исходя из видения на точке буксировки. В настоящее время ведется расследование транспортной прокуратурой и Россаннадзором.

Форс-мажор с погодой

На место ЧП в воскресенье вылетел самолет с рабочей группой, в состав которой входят руководитель федерального агентства по недропользованию Анатолий Ледовских, руководитель агентства по морскому и речному транспорту Александр Давыденко, а также представители Ространснадзора, Минтранса и два заместителя гендиректора ОАО «АМНГР».

- На сегодняшний день спасено 14 человек, четверо из которых доставлены в больницу населенного пункта Ноглики, на севере Сахалина. Они получили переохлаждение, переломы руки, ребер и другие травмы. Но люди находятся в контролируемом нормальном состоянии, - продолжил Юрий Станиславович. - Десять человек движутся в сторону Сахалина на «Нефтегаз-55». Они дойдут до порта Корсаков завтра в два часа дня по местному времени. Кроме того, на сегодняшний день обнаружено 14 тел погибших. Восемь подняты, а шестеро еще в воде.

По словам Юрия Мелехова, эвакуация с платформы была организована в нужном порядке, но внесла свои коррективы погода.

По словам Юрия Мелехова, эвакуация с платформы была организована в нужном порядке, но внесла свои коррективы погода.

Фото: Елена КОВАЛЕНКО

- С погодой произошел форс-мажор! - заявил главный инженер Леонид Бордзиловский. - У нас был благоприятный прогноз на пять дней.Эвакуация с платформы, по словам Мелехова, была организована в нужном порядке. Все люди были переодеты в термокомбинезоны, при них находились документы. На воду были спущены четыре плота на 25 человек каждый. В том, что не все люди смогли ими воспользоваться, виновата, по мнению руководителя ОАО «АМНГР», погода.

На реплику журналистов, что в XXI веке существуют и спутниковые системы, чтобы рассчитать погоду, Леонид Леонидович ничего не ответил. Якобы все решения принимал капитан, в штабе в Мурманске лишь давали рекомендации.

Сейчас авиация ищет плоты, которые могло отнести на значительное расстояние из-за шторма. Погодные условия - малоприятные, идут снеговые заряды и сильный ветер.

Ищутся другие плоты, которые могло отнести на значительное расстояние из-за шторма. Погодные условия продолжают оставаться неутешительными, идут снеговые заряды и сильный ветер.

Техническое состояние было хорошее, но все испортил оборвавшийся буксировочный трос

Главный инженер Леонид Бордзиловский рассказал и про техническое состояние платформы «Кольская».

- Все документы говорят, что установка была в рабочем техническом состоянии. То, что пишут в Интернете, что она была в аховом состоянии, - неправда, - убежден Леонид Леонидович. - В августе она была транспортирована из Мурманска на судне «Трансшельф» в Магадан. Оттуда буксирована на точку № 1 скважины «Первоочередная» на шельфе Камчатки на Западном побережье. Там она пробурила по указанию оператора скважину глубиной 3000 метров. По решению заказчика - ООО «Газфлот» - впоследствии эта скважина была законсервирована. По состоянию тех погодных условий, которые были с 16 на 17 декабря, Михаил Терсин принял решение дрейфовать в сторону Камчатки, в сторону Курильских островов. Ситуация была подконтрольна до момента, когда произошел обрыв одной пряди буксировочного троса ледокола «Магадан». Дальше началась цепь событий, которая привела к потере устойчивости и опрокидыванию СПБУ «Кольская».

Главный инженер Леонид Бордзиловский: "На данный момент существуют технологии для доставания из воды таких установок, но они единичны".

Главный инженер Леонид Бордзиловский: "На данный момент существуют технологии для доставания из воды таких установок, но они единичны".

Фото: Елена КОВАЛЕНКО

Помощь пришла не сразу

От появления крена до момента полного ухода под воду платформа держалась на воде несколько часов. Однако для того, чтобы до места ЧП долетела авиация, понадобилось аж восемь часов! По словам главного флотского специалиста Бориса Лихвана, им ответ был такой: «Восемь часов подготовки и два часа подлетного времени». Погодные условия были очень сложные - волны до шести метров, зыбь до пяти. Условия видимости - 0,3 мили.

Однако эвакуация людей началась незамедлительно.

Отвечая на вопрос, почему так много человек находилось на борту буксируемого судна, ответственность переложили на капитана.

- Согласно инструкции по безопасности морских буксировок от 1996 года, на судне может находиться минимально необходимая часть экипажа. Но этот минимум определяет капитан. Как говорится, на судне он второй после Бога, - прокомментировал главный флотский специалист Борис Лихван.

Есть надежда, что платформу вытащат

«Кольская» буровая платформа нырнула на глубину 1042 метра. Многие считают, что это существенная глубина для такой установки. Однако, по словам Леонида Бордзиловского, есть надежда на то, что ее вытащат.

- На данный момент существуют технологии для доставания из воды таких установок, но они единичны, - говорил Леонид Леонидович. - Но во время происшествия она могла получить серьезную деформацию.

Главный флотский специалист Борис Лихван: "Количество людей на буксируемом судне определяет капитан".

Главный флотский специалист Борис Лихван: "Количество людей на буксируемом судне определяет капитан".

Фото: Елена КОВАЛЕНКО

ВАЖНО!

В Центре экстренной психологической помощи МЧС России открыта «Горячая линия» в связи с чрезвычайной ситуацией в Сахалинской области 8-800-775-17-17. Звонок из любого региона России - бесплатный. По этому телефону можно не только получить всю информацию, связанную с чрезвычайной ситуацией, но и психологическую поддержку. Кроме того, открыты телефоны «горячей линии» в:

По этим телефонам родственники могут уточнить необходимую информацию. В Центре психологической помощи, который открыт на предприятии «Арктикморнефтегазразведка», работают психологи ГУ МЧС России по Мурманской области, а также специалисты из Северо-Западного регионального центра МЧС России и Северо-Западного филиала Центра экстренной психологической помощи МЧС России, которые прибыли вчера (18 декабря) в Мурманск для оказания помощи близким и родственникам тех, кто находились на затонувшей буровой платформе «Кольская».

Как устроена платформа.

Как устроена платформа.